Особенности преподавательской работы как профессии.

Особенности преподавательской работы как профессии.

Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции - адаптивная и гуманистическая ("человекообразующая"). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая - с развитием его личности, творческой индивидуальности.

Основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетентности.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что современный педагог-это синтез прошлого и настоящего, это опыт и инновации, это наш проводник в стране под названием жизнь.

2. Программа как основной методический документ преподавания учебной дисциплины. Основные требования к разработке учебной программы.

1. Учебно-методический комплекс дисциплины (далее УМКД) – это совокупность учебно-методических документов, призванных обеспечить организационную и содержательную целостность системы, методов и средств обучения по каждой дисциплине.

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД)

В УМКД должны входить следующие документы:

1.Примерная программа учебной дисциплины, утвержденная УМО (при наличии в ЮГУ).

2. Рабочая программа учебной дисциплины.

Рабочая учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и нормирования времени на их изучение.

Рабочая учебная программа (РП) разрабатывается на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта.

РП разрабатывается в соответствии с Положением о составлении рабочей программы учебной дисциплины ЮГУ.

3. Методические указания (рекомендации) преподавателям по проведению основных видов учебных занятий (утвержденные зав. кафедрой):

4. Методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины:

5. Конспект теоретического материала (курс лекций, текст лекций).

6. Методические материалы для самоконтроля и систематического контроля преподавателем результативности изучения дисциплины.

7. Методическое сопровождение по организации и проведению практик (учебной, производственной, преддипломной).

8. Методические указания по выполнению рефератов, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных, самостоятельных творческих работ.

9. Методические указания по подготовке к междисциплинарному и/или государственному экзамену.

10. Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий с указанием используемого в учебном процессе по дисциплине основного учебно-лабораторного оборудования, технических средств обучения и контроля.

11. Перечень программных продуктов, реально используемых в практической деятельности выпускника и соответствующее учебно-методическое пособие, раскрывающее особенности и перспективы использования данных программных продуктов.

12. Перечень программного обеспечения на ЭВМ, рекомендуемого для изучения дисциплины.

13. Комплекты заданий для лабораторных работ, контрольных работ, домашних заданий.

14. Раздаточный материал и наглядные пособия.

15.Фонд тестовых и контрольных заданий для оценки знаний по дисциплине (КИМ по дисциплине).

16. Комплекты экзаменационных билетов для каждого из предусмотренных экзаменов по дисциплине, либо контрольные вопросы к зачету.

17.Карта обеспеченности дисциплины учебной литературой.

18. Карта обеспеченности студентов учебной литературой по дисциплине.

19. Другие материалы.

Примечание:

Наличие в УМКД документов 2, 4, 7, 8, 9 является обязательным.

Остальные документы рекомендуется включать в УМКД при их наличии или по мере их создания и необходимости обеспечения ими учебного процесса.

Данный учебный материал.

учебник должен включать в себя следующие разделы:

1. введение в дисциплину (история, предмет, актуальность, место и взаимосвязь с

другими дисциплинами );

2. учебную программу по дисциплине;

3. цель и задачи изучения дисциплины ( определяются исходя из потребностей курса

и определяют структуру, содержание, методы и средства обучения);

4. методические указания по самостоятельному изучению курса;

5. оглавление;

6. основное содержание, структурированное по разделам (модулям) является

обязательным компонентом, что делает материал дисциплины "обозримым" в целом;

7. тесты, вопросы, задачи с ответами для проверки материала по модулям;

8. итоговый тест;

9. практические задания для самостоятельной работы;

10. толковый словарь терминов;

11. список сокращений аббревиатур;

12. заключение;

13. список литературы ( может размещаться в виде гипертекста);

14. хрестоматия по дисциплине, содержащая выдержки из учебников, научных и

журнальных статей, методик и других учебных материалов по тематике курса;

Лекция - визуализация

Данный вид лекции является результатом нового использования принципа наглядности, содержание данного принципа меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения.

Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности.

Лучше всего использовать разные виды визуализации - натуральные, изобразительные, символические, - каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала.

Лекция вдвоем

В этой лекции учебный материал проблемного содержания дается студентам в живом диалогическом общении двух преподавателей между собой. Здесь моделируются реальные профессиональные ситуации обсуждения теоретических вопросов с разных позиций двумя специалистами, например теоретиком и практиком, сторонником или противником той или иной точки зрения и т.п.

При этом нужно стремиться к тому, чтобы диалог преподавателей между собой демонстрировал культуру совместного поиска решения разыгрываемой проблемной ситуации, с привлечением в общение студентов, которые задают вопросы, высказывают свою позицию, формируют свое отношение к обсуждаемому материалу лекции, показывают свой эмоциональный отклик на происходящее.

Лекция с заранее запланированными ошибками

Эта форма проведения лекции была разработана для развития у студентов умений оперативно анализировать профессиональные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, вычленять неверную или неточную информацию.

Подготовка преподавателя к лекции состоит в том, чтобы заложить в ее содержание определенное количество ошибок содержательного, методического или поведенческого характера. Список таких ошибок преподаватель приносит на лекцию и знакомит с ними студентов только в конце лекции. Подбираются наиболее часто допускаемые ошибки, которые делают как студенты, так и преподаватели в ходе чтения лекции. Преподаватель проводит изложение лекции таким образом, чтобы ошибки были тщательно скрыты, и их не так легко можно было заметить студентам. Это требует специальной работы преподаватель над содержанием лекции, высокого уровня владения материалом и лекторского мастерства.

Задача студентов заключается в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В ходе этого разбора даются правильные ответы на вопросы - преподавателем, студентами или совместно. Количество запланированных ошибок зависит от специфики учебного материала, дидактических и воспитательных целей лекции, уровня подготовленности студентов.

Лекция-пресс-конференция

Форма проведения лекции близка к форме проведения пресс-конференций, только со следующими изменениями.

Преподаватель называет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Каждый студент должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующие его вопросы, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем преподаватель в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов слушателей.

Может быть так, что студенты не все могут задавать вопросы, грамотно их формулировать. Что служит для преподавателя свидетельством уровня знаний студентов, степени их включенности в содержание курса и в совместную работу с преподавателем, заставляет совершенствовать процесс преподавания всего курса.

Активизация деятельности студентов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. В этом отличительная черта этой формы лекции. Необходимость сформулировать вопрос и грамотно его задать активизирует мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует внимание студента. Вопросы студентов в большинстве случаев носят проблемный характер и являются началом творческих процессов мышления. Личностное, профессиональное и социальное отношение преподавателя к поставленным вопросам и ответом на них, оказывает воспитательное влияние на студентов. Опыт участия в лекция-пресс-конференция позволяет преподавателю и студентам отрабатывать умения задавать вопросы и отвечать на них, выходить из трудных коммуникативных ситуаций, формировать навыки доказательства и опровержения, учета позиции человека, задавшего вопрос.

Лекция-беседа

Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией», является наиболее распространенной и сравнительно простой формой активного вовлечения студентов в учебный процесс. Эта лекция предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. Преимущество лекции-беседы состоит в том, что она позволяет привлекать внимание студентов к наиболее важным вопросам темы, определять содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей студентов.

Лекция-дискуссия

В отличие от лекции-беседы здесь преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами.

Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

Предварительный выбор темы, проблемы

Определение типа реферата

Ознакомление с источниками

Уточнение темы

Выбор типа конспектирования

Конспектирование

Получение выводов

Составление библиографии

Редактирование текста

Оформление реферата

Введение

Глава 1. Теоретический анализ объекта и предмета исследования
1.1. Объект
1.2. Предмет

Глава 2. Практический анализ предмета исследования
2.1. Общая характеристика практического анализа
2.2. Особенности предмета исследования

Глава 3. Предложения по совершенствованию или повышению эффективности предмета исследования
3.1. Проблемы, возникающие в действии предмета дипломной работы
3.2. Пути совершенствования рассматриваемого предмета

Заключение

Библиографический список

В каждом отдельном ВУЗе план дипломной работы может иметь свои особенности. Студентам настоятельно рекомендуется согласовывать план со своим научным руководителем.

После того, как план составлен и согласован, наступает этап анализа имеющегося материала. Лучше написать небольшую по объему основу вашей будущей дипломной работы. Ее также весьма полезно показать своему научному руководителю. Так можно узнать, в каком именно направлении прилагать усилия, а чему не стоит уделять излишнее внимание. После того, как основные моменты прояснены, наступает период основного написания текста дипломной работы. При написании как можно больше внимания следует уделить грамотности и обоснованности введения и заключения.

Оформление дипломной работы может меняться в зависимости от каждого конкретного ВУЗа. При отсутствии замечаний к чистовому варианту работа отсылается на рецензию. Для хорошей рецензии студенту может пригодиться отзыв научного руководителя.

Защита. Ее будет принимать Государственная Экзаменационная Комиссия. Вначале студент совершает доклад по основному содержанию и выводам исследования. Затем отвечает на вопросы по докладу. Затем происходит выступление научного руководителя и рецензента. Студент отвечает на дополнительные вопросы, затем ему предоставляется заключительное слово. В конце концов, комиссия оценивает дипломную работу.

Подготовка к защите и защита дипломной работы

Защита дипломной работы проводится в месяце окончания обучения в зависимости от формы обучения и по расписанию, утвержденному ректором Российской Академии предпринимательства, на заседании Государственной экзаменационной комиссии. Помимо членов Государственной экзаменационной комиссии, на защите, как правило, присутствуют научный руководитель, а по возможности, и внешний рецензент дипломной работы.

При подготовке к защите, просмотрев еще раз дипломную работу, научный руководитель дает свое разрешение на допуск к защите в форме письменного отзыва (см. Приложение 6). В случае нарушения студентом требований руководителя при написании работы, а также при обнаружении заимствований из работ, защищенных ранее, дипломная работа не допускается к защите, а руководитель представляет аргументацию своего решения в письменном виде. Текст отзыва вкладывается в конверт дипломной работы.

После утверждения рецензента студент передает ему на рецензию дипломную работу и типовой бланк рецензии (см. Приложение 7).

Отзыв и рецензия должны содержать оценку по пятибалльной шкале. Основное отличие отзыва от рецензии состоит в том, что в отзыве оценивается работа студента в период написания дипломной работы, его трудолюбие, умение, подготовленность, знание законов и т.п. Рецензия же содержит оценку непосредственно самой дипломной работы, анализ ее основных положений, подходов к раскрытию темы, обоснованность выводов и т.п.

В качестве рецензента может выступать специалист, имеющий высшее экономическое образование, профиль работы которого соответствует проблематике дипломной работы.

В рецензии указывается место работы и должность рецензента, а его подпись должна быть заверена подписью представителя администрации и печатью организации, в которой работает рецензент. Эти же требования предъявляются к отзыву, если научный руководитель не является преподавателем Российской Академии предпринимательства. Может быть использован бланк учреждения (организации).

Полностью готовая дипломная работа вместе с отзывом, рецензией сдается студентом на кафедру для окончательного контроля и получения подписи и заключения о допуске к защите заведующего кафедрой. (см. Приложение 10). Если дипломная работа подписана заведующим кафедрой, то она допускается к защите. Отзыв, рецензия, заключение о допуске к защите в дипломную работу не подшиваются в дипломную работу, а вкладывается в конверт, вклеенный на внутреннюю страницу жесткого переплета. Подписанная заведующим кафедрой работа и сопровождающие ее документы лично представляются студентом в установленные сроки на кафедру, которая представляет ее Государственной экзаменационной комиссии в день защиты.

Защита дипломной работы происходит в соответствии с установленным порядком. Студент в течение 7-10 минут излагает Государственной экзаменационной комиссии основные положения своей работы. В выступлении рекомендуется использовать иллюстрационные материалы, которые усиливают доказательность выводов и облегчают восприятие доклада. Целесообразно указанные материалы оформить на листах бумаги формата А4 и раздать перед защитой каждому члену ГЭК. Листы должны быть пронумерованы и иметь титульный лист с указанием темы дипломной работы, фамилии, имени отчества студента.

В докладе рекомендуется отразить: актуальность темы; цель дипломной работы; задачи, решаемые для достижения этой цели; суть проведенного исследования; выявленные в процессе анализа недостатки; предложения по устранению недостатков, обращая особое внимание на личный вклад автора; дальнейшие возможные направления исследований. Доклад должен продемонстрировать приобретенные студентом навыки самостоятельной исследовательской работы, необходимые современному специалисту с высшим образованием.

При подготовке доклада следует внимательно ознакомиться с отзывом руководителя и рецензией. Особое внимание следует уделить отмеченным в них замечаниям и заранее подготовиться к ответу на них. Выступление должно начинаться с обоснования актуальности и важности исследования выбранной темы. Далее следует раскрыть по главам основное содержание работы, обращая особое внимание на освещенный в работе передовой опыт и отмеченные недостатки в практике учёта, анализа и аудита, а также на те предложения, которые, по мнению автора дипломной работы, будут способствовать улучшению организации и методологии бухгалтерского учёта и экономического анализа хозяйственной деятельности и аудита. Закончив своё выступление, дипломник должен ответить на замечания рецензента, соглашаясь с ним или давая обоснованные возражения.

Желательно, чтобы дипломник излагал основное содержание своей работы свободно, не читал письменного текста. Рекомендуется в процессе выступления использовать заранее подготовленные таблицы и схемы, иллюстрирующие основные положения дипломной работы. Дипломник должен до защиты согласовать с научным руководителем тезисы своего выступления, обратив особое внимание на ответы по замечаниям рецензента. Тезисы рекомендуется до зашиты несколько раз внимательно прочитать вслух, чтобы убедиться, что дипломник сможет уложиться в отведенное для выступления время

После выступления дипломника члены Государственной экзаменационной комиссии задают вопросы как непосредственно связанные с темой работы, так и косвенно относящиеся к ней. Дипломнику дается время для подготовки к ответам. При этом он имеет право пользоваться своей работой. Следует иметь в виду, что ответ на вопросы, их полнота и глубина влияют на оценку дипломной работы, поэтому ответы надо тщательно продумать.

После ответа студента на вопросы слово предоставляется научному руководителю и рецензенту.

Решение ГЭК об окончательной оценке дипломной работы основывается на внешней рецензии, отзывах предприятия и научного руководителя, выступлении и ответах дипломника в процессе защиты.

Студент, не явившийся на защиту без уважительной причины или получивший на защите неудовлетворительную оценку, исключается из Российской Академии предпринимательства. При этом за исключенным студентом сохраняется право повторной защити не ранее, чем через год после первой защиты. Вопрос о теме дипломной работы для повторной защиты в каждом конкретном случае решается кафедрой.

Приложения:

Перечень рекомендуемых тем дипломных работ.

Заявление на закрепление за студентом темы дипломной работы.

Титульный лист.

Задание на дипломную работу.

Календарный график (план) подготовки написания и оформления дипломной работы.

Отзыв научного руководителя.

Рецензия на дипломную работу.

Примеры окончательного варианта плана работы.

Этикетка.

Заключение о допуске к защите.

Особенности преподавательской работы как профессии.

Своеобразие педагогической профессии. Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и образе мышления. По классификации, предложенной Е.А. Климовым, педагогическая профессия относится к группе профессий, предметом которых является другой человек. Но педагогическую профессию из рада других выделяют прежде всего по образу мыслей ее представителей, повышенному чувству долга и ответственности. В связи с этим педагогическая профессия стоит особняком, выделяясь в отдельную группу. Главное ее отличие от других профессий типа "человек-человек" заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий одновременно. Имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности, педагог призван управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического развития, формирования ее духовного мира.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми. Деятельность других представителей профессий типа "человек-человек" также требует взаимодействия с людьми, но здесь это связано с тем, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В профессии же педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Особенность обучения и воспитания как деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет как бы двойной предмет труда. С одной стороны, главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми: если у руководителя (а учитель таковым и является) не складываются должные отношения с теми людьми, которыми он руководит или которых он убеждает, значит, нет самого важного в его деятельности. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Наши рекомендации