Личность как предмет социологического исследования
В социологии прочно закрепилось понимание личности как социально-типической характеристики человека, как совокупности социальных ролей, которые определяются социальным статусом (положением в обществе) рассмотрение процесса вхождения индивида в общество, социализации и идентификации его с различными социальными группами, социология связывает понятие личности с социализированным индивидом, что в своем поведении отражает особенности социальной организации конкретного общества.
Исследование личности в социологии осуществляется по следующим основным направлениями:
1) социальная типология личности, формирование основных социальных типов личности, отражающие особенности социальной организации и развития общества;
2) закономерности социализации как процесса включения индивида в систему общественных связей, особенности жизненного пути личности;
3) структура личности, ролевая деятельность и общение как пути реализации потребностей, интересов, социальных установок и ценностных ориентаций личности;
4) личность и социальное микросреда, в котором происходят непосредственное межличностное общение и взаимодействие
Я-концепция».Основные структурные компоненты «Я-концепции»
Я-КОНЦЕПЦИЯ — относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе.
Я-КОНЦЕПЦИЯ(англ. self-concept) — развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая:
а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств;
б) самооценку;
в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.
Понятие Я-к. родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии,представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс),в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.
Я-к. часто определяют как совокупность установок, направленных на себя, и тогда, по аналогии с аттитюдом,выделяютв ней 3 структурных компонента:
1) когнитивный компонент — «образ Я» (англ. self-image), ккоторому относится содержание представлений о себе;
2) эмоционально-ценностный (аффективный) компонент, который есть переживаемое отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и т. п.; к этому компоненту, др. словами, относят систему самооценок (англ. self-esteem);
3) поведенческий компонент, который характеризует проявления когнитивного и оценочного компонентов в поведении (в т. ч. в речи, в высказываниях о себе).
4) оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение
Я? концепция — предпосылка и следствие взаимодействия социального, определяется опытом социальным. В ее составляющие входят:
1) физическое Я — схема собственного тела;
2) реальное Я — представление о себе в настоящем времени;
3) динамическое Я — то, каким субъект намерен стать;
4) социальное Я — соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.;
5) экзистенциальное Я – как оценка себя в аспекте жизни и смерти;
6) идеальное Я-то, каким субъект, по его мнению, должен бы стать, ориентируясь на нормы моральные;
7) фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.
В целом, мотивационная функция Я-концепции, регулирую щая поведение человека, состоит в следующем:
1) Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я-образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т. д.).
2) На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а также (и это самое главное) в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концеп-ции, которые активизированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации.
Теория социализации
Социализация – процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве равноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролирующие процессы целенаправленного воздействия на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. На разработку теории социализации большое влияние оказали идеи и работы З. Фрейда, Ж. Пиаже, Дж. Мида, Ч. Кули, Э. Эриксон, Л. Кольберг и др.
Американские ученые Чарльз Хортон Кули (1864-1929) и Джордж Герберт Мид (1863-1931) считали, что личность формируется на основе множества взаимодействий людей с окружающим миром. Человеческое Я оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Личность – совок-ть психических реакций человека на мнения о нем окружающих.
В процессе интеракций люди создают свое "зеркальное Я". "Зеркальное Я" становится важнейшим элементом самосознания ребенка. Благодаря этому, у него формируется самооценка, умение смотреть на себя глазами окружающих людей, вырабатывается чувство гордости, уважения или унижения за собственное Я. С возрастом у детей вырабатывается чувство самоконтроля под влиянием требования окружающих. Они все в большей степени учитывают нормы и ценности социального окружения. "Зеркальное Я" состоит из трех элементов:
1) того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);
2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);
3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других (Видимо, я буду всегда так причесываться).
Эта теория придает важное значение нашей интерпретации мыслей и чувств других людей. Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего "Я".
Он полагал, что необходимой стороной взаимопонимания и согласованного социального взаимодействия является способность человека, формирующаяся еще в детстве, принимать (примерять) на себя роли других людей (в ходе игры). Критерием формирования зрелого Я служит способность индивида принимать на себя роль "обобщенного другого" (образ коллективных требований и установок по отношению к данному индивиду).
Теория социализации по Э. Эриксону: социализация как постоянный рост;
Процесс социализации взрослых не исчерпывается преодолением одного кризиса и переходом к другому. Эрик Эриксон одним из первых предложил теорию развития личности в течение всей ее жизни. На каждой стадии в жизни индивида возникает специфический кризис, или сомнение, а переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса (даже если он разрешается не полностью).
1 стадия доверие/недоверие (грудной возраст). Когда за младенцем ухаживают, он узнает, в какой мере будут удовлетворены его основные потребности. Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни.
2 стадия – автономия/стыд и сомнение (1-2 года). Ребенок учится говорить и познавать мир. Ярко проявляются стремление к самостоятельности и неповиновение авторитету. Родители же стараются приучить садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований, он испытывает чувство стыда и неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.
3 стадия – Инициатива/чувство вины (3-5 лет). У детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляют дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей
4 стадия – трудолюбие/неполноценность (мшв). Дети учатся выполнять индивидуальные задания и в группе. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика и т.д. Главное значение имеют развитие уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.
5 стадия - Становление индивидуальности (идентификацию)/ролевую диффузию (юность). По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни (учеба, работа, спутник жизни). Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей.
6 стадия – Интимность/одиночество (начало взрослого периода). Основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.
7 стадия - творческая активность/застой (средний возраст). Главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции.
8 стадия – умиротворение/отчаяние (старость). Люди подводят итоги своей жизни; встречают старость, испытывают чувство горечи. Если люди довольны ею, то создается чувство, что псе этапы жизни представляют собой некое целостное единство. Если нет, наступает отчаяние.
Теория развития познания как процесса обучения личности Ж. Пиаже;
Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами.
1 период (от рождения до 2 лет) - сенсомоторная стадия. Формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира.
2 период (2-7л) - предоперациональная стадия. Дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают.
3 период (7-11) - стадия конкретных операций. Дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке.
4 период (12-15) – стадия формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии.
Вывод: Несмотря на различия рассмотренных теорий, их авторы едины в одном - личностью человек становится посредством овладения многообразными видами и формами деятельности, в ходе освоения им социальных норм и функций (социальных ролей). Поэтому личность можно трактовать, наряду с уже выше данным ее определением, как совокупность ролей и позиций, которые она занимает и выполняет в различных социальных групппах.