В основе социологического исследования лежит

1. Заказ;

2. План;

3. Программа;

4. Программное обеспечение

6.Под объектом социологического исследования понимают:

1. Перечень социальных явлений, подлежащих изучению;

2. Совокупность единиц первичной социологической информации;

3. Набор математических и статистических методов, применяемых для обработки и получения данных;

4. Совокупность реально существующих носителей исследуемой проблемы

7. Репрезентативностью исследования называется:

1. Величина, характеризующая объем и масштаб исследования;

2. Понятие, определяющее надежность и достоверность полученных данных;

3. Степень согласованности выдвигаемых предположений с господствующей социологической парадигмой

4. Свойство выборочной совокупности, позволяющее ей на момент опроса выступать «представителем» генеральной совокупности

8.Под задачами исследования понимают:

1. Перечень исследовательских вопросов;

2. Последовательность конкретных исследовательских шагов для достижения поставленной цели;

3. План-график проведения исследования;

4. Список практических рекомендаций, которые предстоит выработать по завершении исследования

9.Методологическая часть программы исследования заканчивается формулировкой:

1. Гипотез;

2. Целей и задач исследования;

3. Исследовательских вопросов;

4. Операциональных определений

10. Гипотеза в исследовании это:

1. Прогноз того, что должно произойти;

2. Положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными;

3. Описание сбора данных;

4. Выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки

11. В ходе опроса выявляются (выбрать наиболее подходящий вариант):

1. данные о социально-демографической структуре выборочной совокупности;

2. Объективные распределения норм и ценностей в выбранной популяции;

3. Документальные отображения фактов социальной реальности;

4. Субъективные мнения людей, которых называют респондентами

12. К какому из следующих определений применимо понятие «закрытый вопрос»:

1. Вопрос, получивший только один ответ из ряда предлагаемых вариантов;

2. Вопрос, на который не существует ответа;

3. Вопрос, на который предлагается несколько альтернативных вариантов ответов;

4. Вопрос, который респондент «закрывает» самостоятельно, то есть дает ответ без помощи анкетера

13. Контролируемое наблюдение это:

1. Наличие независимых наблюдателей;

2. Детально разработанную процедуру;

3. Контроль за действиями исследуемого

14. С чем работает контент-анализ:

1. С лабораторными пробами:

2. С текстами:

3. С людьми:

4. С идеями

15.К какой методике относится применение «детектора лжи»:

1. Наблюдение;

2. Изучение документов:

3. Опросы;

4. Тесты

16.Квотной выборкой называется такой вид выборочной совокупности, при котором:

1. Отбираемые объекты представляют собой группы или кластеры более мелких единиц;

2. Применяются процедуры поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе, становится исходной для отбора на следующем;

3. Выборочная совокупность формируется на основе статистических сведений об определенных (преимущественно социально-демографических) характеристиках элементов генеральной совокупности;

4. Отбору предшествует процедура разделения исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупности

17. Под вероятностной выборкой понимают:

1. Выборку, формируемую на основе статистических сведений – преимущественно о социально-демографических характеристиках генеральной совокупности;

2. Выборку, в которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую заранее заданную вероятность попасть в состав выборочной совокупности;

3. Выборку, постороенную с помощью процедуры поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе, становится исходной для отбора на следующем;

4. Любую выборку, цель которой состоит в получении совокупности, репрезентирубщей генеральную

18. На что направлен корреляционный анализ:

1. На объект;

2. На субъект;

3. На поиск истины;

4. На поиск взаимосвязей

19. Основателем социологии считают:

1.Анри Сен-Симона

2.Огюста Конта

3.Герберта Спенсера

4.Пола Лазарфельда

20. Социология появляется на свет как наука, провозгласившая своим научным методом:

1.позитивизм

2. социологический реализм

3.исторический материализм

4.номинализм

21. Одной из процедур подготовительного этапа исследования является:

1.создание программы

2.сбор информации

3.логический анализ данных

22. Одной из процедур оперативного этапа сбора первичной социологической информации является:

1.разработка методики исследования

2.подготовка исследовательской группы

3.контроль за ходом выполнения требований методики

23. Одной из процедур результирующего этапа социологического исследования является:

1.построение выборки

2.подготовка условий для проведения «полевых» работ

3.логический анализ данных

24. Пилотажное исследование осуществляется на:

1.подготовительном этапе исследования

2.оперативном этапе

3.результирующем этапе

25. Составление итогового отчета осуществляется на:

1. подготовительном этапе исследования

2. оперативном этапе

3. результирующем этапе

26. Составление рабочего плана исследования осуществляется на:

1. подготовительном этапе исследования

2.оперативном этапе

3. результирующем этапе

27. С целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез проводится:

1. поисковое исследование

2.пилотажное

3.аналитическое

28. Вариантом какого исследования выступает экспресс-опрос:

1.точечного

2.описательного

3.поискового

29. Если литература по интересующей вас проблематике отсутствует или ее недостаточно, то какой вид исследования желательно проводить:

1.описательного

2.аналитического

3.поискового

4.пилотажного

30.Характеристиками какого вида исследования являются небольшое число опрошенных, упрощенная программа и инструментарий, данные не репрезентативны, неформализованное интервью, экспертный опрос и анализ документов – основные методы:

1.поисковое исследование

2.пилотажное

3.повторное

31.Для отработки технических процедур и приемов, апробации инструментария служит:

1. описательное исследование

2. аналитическое

3.пилотажное

4.поисковое

32.Объем выборки не имеет четкого методического обоснования в:

1. пилотажном исследовании

2. описательном исследовании

3. аналитическом исследовании

33. В каком исследовании выборка не обязательно должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности, должна включать те группы респондентов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному:

1.пилотажное

2.описательное

3.аналитическое

34.Исследование, которое описывает структуру и динамику явления, основано на репрезентативных сведениях, соответствует всем требованиям научного анализа, называется:

1. поисковым

2.описательным

3.аналитическим

35.Исследование, которое дает поверхностный срез явления, не выделяет причинных связей, описывает структуру и динамику явления, называется:

1.поисковы

2аналитическим

3.пилотажным

4.описательным

36.Исследование, которое выявляет скрытые от глаз причины возникновения социального явления, называется:

1.описательным

2.пилотажным

3.аналитическим

4.поисковым

37.Синонимом названия «монографическое исследование» является:

1.точечное исследование

2.пилотажное исследование

3. лонгитюдное исследовании

38.Обследованием одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории с целью постановки точного социального диагноза является:

1. монографическое исследование

2.описательное исследование

3.аналитическое исследование

4.лонгитюдное исследование

39. Задачей какого исследования является детальный анализ нового явления, отсутствие информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования:

1.монографического

2. пилотажного

3.панельного

40.К какому виду исследования относится перепись населения:

1. к сплошному

2.к выборочному

3. к пилотажному

41. Какой вид исследования представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении:

1. выборочное

2.сплошное

3. пилотажное

42.Совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенный промежуток времени и призванные получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта, называется:

1.повторными исследованиями

2.полевым исследованием

3.мониторингом

43. Какое из указанных видов исследований не является повторным:

1.лонгитюдное

2.когортное

3.трендовое

4.панельное

5.пилотажное

44.Как называется длительное изучение одной совокупности:

1.лонгитюдное исследование

2.когортное исследование

3.трендовое исследование

4.панельное исследование

45. Как называется изучение лиц одного возраста на протяжении длительного периода, целью которого является анализ изменений в образе жизни и ориентациях людей одного поколения:

1.лонгитюдное

2.когортное

3.трендовое

4.панельное

46.Как называется исследование, которое проводится на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики с целью установления тенденций социальных изменений:

1.лонгитюдное

2.когортное

3.трендовое

4.панельное

47. Как называется исследование, которое проводится по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени с целью анализа динамики события:

1.лонгитюдное

2.когортное

3.трендовое

4.панельное

48. Какое исследование применяется для изучения причинных связей и утвердилось в практике исследования общественного мнения:

1.лонгитюдное

2.когортное

3.трендовое

4.панельное

49. Как называется постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение достаточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике:

1.полевое исследование

2.пилотажное исследование

3.мониторинг

50. Как называется фаза основного исследования, наступающая после разработки программы, пилотажа анкеты и размножения методических документов:

1.полевое исследование

2.пробное исследование

3.основное исследование

51. Как называется форма качественного описательного исследования, объектом которого выступает отдельный индивид или малая группа:

1.мониторинг

2.пилотаж

3.case study

52. Как называется исследование. Сущность которого заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпритацию:

1. оперативное исследование

2. пилотаж

3. мониторинг

4.case study

53. Ключевым моментом какого исследования служит опора на качественные методы сбора и анализа информации:

1.мониторинг

2.панельное исследование

3.трендовое исследование

4.case study

54.Какое исследование проводится обычно с практическими целями, в короткие сроки и по сокращенной программе:

1.оперативное

2.повторное

3.сплошное

55.В каком исследовании отсутствует интерпритация основных понятий и системный анализ объекта, а вместо раздела о гипотезах специалисты предлагают включать предполагаемые результаты:

1.оперативное

2.повторное

3.сплошное

56. Название каких исследований является синонимом термина «зондаж»:

1.повторное

2.сплошное

3.оперативное

57. Название каких исследований является синонимом термина «экспресс-опрос»:

1.сплошное

2.выборочное

3.оперативное

58.Какую процедуру не включает в себя теоретико-методологическая часть программы исследования:

1.формулировка и обоснование проблемы исследования

2. разработка методического инструментария

3. системный анализ объекта

59. Какую процедуру не включает в себя методическая часть программы исследования:

1. характеристика выборочной совокупности

2. расчет объема выборки

3. формулировка гипотез

60. Как называются наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению:

1.предмет исследования

2.объект

3.цель

61. Что обычно содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию:

1.предмет исследования

2.объект

3.гипотезы

62. Что логически диктует структуру основных задач исследования:

1.предмет исследования

2.объект исследования

3.цель исследования

63. Как называется логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры:

1. логический анализ основных понятий

2. эмпирическая интерпритация понятий

3. операционализация

64. Итогом логического анализа основных понятий является:

1.теоретическая модель предмета исследования

2. создание выборки

3.выбор методов исследования

65. Как иначе называют логический анализ основных понятий:

1. операционализацией

2. теоретической интерпритацией понятий

3.уточнением понятий

66.Как называется элемент или характеристика объекта, которые доступны наблюдению и измерению:

1.часть объекта

2.эмпирический индикатор

3.единица измерения

67. На основании чего строится гипотетическая модель и формируются гипотезы исследования:

1. системного анализа объекта исследования

2.формулировки цели и задач исследования

3. формулировки проблемной ситуации

68.Кого относить к генеральной совокупности определяют:

1.цели исследования

2.гипотезы исследования

3.математические методы

69.Выборочная совокупность, основные характеристики которой полностью совпадают с такими же характеристиками генеральной совокупности, называется:

1. репрезентативной

2. надежной

3.устойчивой

70. Репрезентативным считается такое исследование, при котором отклонение в выборочной совокупности по контрольным признакам не превышает:

1.50%

2.20%

3.5%

71. В каком исследовании выборка является статистической и основана на поиске гомогенной группы респондентов, совпадающих по главным признакам:

1.в количественном исследовании

2.в качественном исследовании

3. в пилотажном исследовании

72. Выборка в каком исследовании называется теоретической:

1. в количественном

2.в качественном

3.в пилотажном

73. Какой из перечисленных методов не является вероятностным:

1.простой случайный отбор

2.систематический отбор

3.кластерный отбор

4.стратифицированный отбор

5.метод «снежного кома»

74. Какой из перечисленных методов не является вероятностным:

1.простой случайный отбор

2.систематический отбор

3.кластерный отбор

4.стратифицированный отбор

5.метод основного массива

75. Какая разновидность выборки лишняя:

1. простая случайная

2.систематическая

3.гнездовая

4.районированная

5. квотная

76.Как называется вид выборки, когда совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе, становится исходной для отбора на следующем:

1.квотная

2.систематическая

3.многоступенчатая

77.Общее число единиц наблюдения, включенных в выборочную совокупность, называется:

1.объем выборки

2.характеристика выборки

3.репрезентативность выборки

78.Какой тип гипотез лишний:

1.гипотезы-основания

2.гипотезы-следствия

3.вторичные гипотезы

79.Какой тип гипотез лишний:

1.первичные гипотезы

2.вторичные гипотезы

3.гипотезы-основания

80. Какой тип гипотез лишний:

1.описательные гипотезы

2.объяснительные гипотезы

3.гипотезы-следствия

81.Отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности называется:

1.ошибка выборки

2.контроль репрезентативности

3.точность выборки

82. Какой термин лишний:

1.случайная ошибка выборки

2.систематическая ошибка выборки

3.постоянная ошибка выборки

83.Вероятность того, что выборочная средняя выйдет или не выйдет за пределы заданного интервала, называется:

1.случайная ошибка выборки

2. систематическая ошибка выборки

84. При возрастании объема выборочной совокупности уменьшается:

1.систематическая ошибка выборки

2.случайная ошибка выборки

85. С увеличением объема выборки не уменьшается:

1.систематическая ошибка выборки

2.случайная ошибка выборки

86.Процесс научного сравнения генеральной и выборочной совокупностей, выявление степени их расхождения, обнаружение причин отклонения и разработку возможных способов устранения погрешностей называют:

1.контроль выборки

2.ремонт выборки

3.расчет выборки

87.Процесс устранения погрешностей, то есть расхождения двух совокупностей, теми способами, методами и инструментами, которые предлагает методическая наука, называется:

1.контроль выборки

2.ремонт выборки

3.расчет выборки

88. Какая функция анкетного опроса лишняя:

1.индикаторая

2.коммуникативная

3.инструментальная

4.сравнительная

89. Какой термин лишний:

1.анкетирование

2.интервьюирование

3. наблюдение

90. Возможность проявления какого «эффекта» бывает связана с утвердительными формулировками базисной части вопроса, когда отрицательный ответ может неявно ассоциироваться с социально негативной оценкой:

1 «эффект внушения»

2. «эффект подражания»

3. «эффект эмоционального заражения»

91. Какой вид вопроса лишний:

1.закрытый

2.открытый

3.полузакрытый

4.сложный

92. Что в структуре анкеты лишнее:

1. введение

2. реквизитная часть

3.информационная часть

3. классификационная часть

4. заключение

5. подпись анкетера

93. Как называется вариант построения блоков вопросов в анкете, когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления, равнозначных друг другу; композиция анкеты определяется задачами исследования, темой опроса, особенностями вопросов; расположение вопросов может следовать логике раскрытия темы опроса:

1. «батарея»

2. «матрешка»

3.анкета-омнибус

94.Соотношение каждого вопроса анкеты, ее композиции и организационных решений по проведению опроса со списком нормативных требований называется:

1.логический контроль

2. анализ качества

3.экспертная оценка

95.Проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой первый тщательно регистрирует ответы второго, называется:

1. анкетирование

2.интервьюирование

3.наблюдение

96.Какой вид интервью лишний:

1.формализованное

2.неформализованное

3.диагностическое

97. Какой тип интервью лишний:

1. фокусированное

2. индивидуальное

3.групповое

98.Метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах называется:

1.анализ документов

2. наблюдение

3.опрос

99. В социологию метод наблюдения пришел из :

1.математики

2.философии

3.психологии

4. педагогики

5. антропологии

100. Реальные обстоятельства, при которых могут проявиться категории наблюдения, называются:

1.наблюдаемые ситуации

2.условия наблюдения

3.единица наблюдения

4.категории наблюдения

101. Обязательные требования к ситуации, при наличии которых только и может происходить наблюдение, называется:

1.наблюдаемые ситуации

2.условия наблюдения

3.единица наблюдения

4.категории наблюдения

102. Элементарные, эмпирически фиксируемые акты поведения людей, через которые распознается категория наблюдения, называется:

1.наблюдаемые ситуации

2.условия наблюдения

3.единица наблюдения

4.категории наблюдения

103. Показатели либо конкретные признаки, которые отвечают определенным требованиям наблюдения, называются:

1.наблюдаемые ситуации

2.условия наблюдения

3.единица наблюдения

4.категории наблюдения

104.Методический документ, где в закодированной или общепринятой форме записываются ход наблюдения, результаты наблюдения, действия наблюдателя, оценка инструментария и процедур, реакция наблюдаемых, называется:

1.дневник наблюдения

2.карточки наблюдения

3.протокол наблюдения

4.классификатор

105. Методический документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде, называется:

1.дневник наблюдения

2.карточки наблюдения

3.протокол наблюдения

4.классификатор

106. Методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий методические сведения о процедуре наблюдения, называется:

1.дневник наблюдения

2.карточки наблюдения

3.протокол наблюдения

4.классификатор

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№№п/п Наименование дисциплины Ф.И.О Научная степень, ученое звание Стаж работы Штатный сотрудник/ совмест. Приме чания
Методология научных исследований Оганян Каджик Мартиросович Доктор философских наук, профессор Штатный    

COURSEOUTLINE

The discipline methodology of scientific researchincludes main requirement, theoretical materials and allowing future sociologists-masters to use the gained professional knowledge in the course of future research activity.

The main attention is paid to realization of common cultural and professional competences, methodological approaches, a conceptual framework, the methodical principles and means of methodical providing of investigation.

Лист согласований рабочей программы дисциплины ««Методология научных исследований»

РАЗРАБОТЧИК:

СПбГЭУ, профессор кафедры социологии

и психологии К.М.Оганян

СОГЛАСОВАНО:

Библиотека _____________________ ____________ _____

(занимакмая должность) (инициалы,фамилия) (подпись)

РАССМОТРЕНО:

ЭКСПЕРТ

СПбГУ, профессор кафедры

Философия науки В.П. Бранский ___________

УТВЕЖДЕНО

На заседании кафедры социологии,

Протокол № ____ от ___ «» ____ 201 г.

СОГЛАСОВАНО:

Научно-методический совет института магистратуры,

Протокол №____от «_____» ________201 г.

Председатель научно-методического совета

института магистратуры _______________ _____________

( Ф.И.О.) (подпись)

Лист регистрации изменений

№ п/п Документ (приказ, распоряжение и др., с указанием номера и даты), в котором отражены изменения Подпись Расшифровка подписи
         
         
         
         
         
         
         
         
         

[1]Рабочая программа дисциплины «Методология научных исследований» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.06 – Торговое дело, (квалификация «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки № 323 от 30.03.2015г. и в соответствии с рабочими учебными планами по направлению подготовки 38.04.06 – Торговое дело,утвержденным ректором СПбГЭУ

Наши рекомендации