В основе социологического исследования лежит
1. Заказ;
2. План;
3. Программа;
4. Программное обеспечение
6.Под объектом социологического исследования понимают:
1. Перечень социальных явлений, подлежащих изучению;
2. Совокупность единиц первичной социологической информации;
3. Набор математических и статистических методов, применяемых для обработки и получения данных;
4. Совокупность реально существующих носителей исследуемой проблемы
7. Репрезентативностью исследования называется:
1. Величина, характеризующая объем и масштаб исследования;
2. Понятие, определяющее надежность и достоверность полученных данных;
3. Степень согласованности выдвигаемых предположений с господствующей социологической парадигмой
4. Свойство выборочной совокупности, позволяющее ей на момент опроса выступать «представителем» генеральной совокупности
8.Под задачами исследования понимают:
1. Перечень исследовательских вопросов;
2. Последовательность конкретных исследовательских шагов для достижения поставленной цели;
3. План-график проведения исследования;
4. Список практических рекомендаций, которые предстоит выработать по завершении исследования
9.Методологическая часть программы исследования заканчивается формулировкой:
1. Гипотез;
2. Целей и задач исследования;
3. Исследовательских вопросов;
4. Операциональных определений
10. Гипотеза в исследовании это:
1. Прогноз того, что должно произойти;
2. Положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными;
3. Описание сбора данных;
4. Выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки
11. В ходе опроса выявляются (выбрать наиболее подходящий вариант):
1. данные о социально-демографической структуре выборочной совокупности;
2. Объективные распределения норм и ценностей в выбранной популяции;
3. Документальные отображения фактов социальной реальности;
4. Субъективные мнения людей, которых называют респондентами
12. К какому из следующих определений применимо понятие «закрытый вопрос»:
1. Вопрос, получивший только один ответ из ряда предлагаемых вариантов;
2. Вопрос, на который не существует ответа;
3. Вопрос, на который предлагается несколько альтернативных вариантов ответов;
4. Вопрос, который респондент «закрывает» самостоятельно, то есть дает ответ без помощи анкетера
13. Контролируемое наблюдение это:
1. Наличие независимых наблюдателей;
2. Детально разработанную процедуру;
3. Контроль за действиями исследуемого
14. С чем работает контент-анализ:
1. С лабораторными пробами:
2. С текстами:
3. С людьми:
4. С идеями
15.К какой методике относится применение «детектора лжи»:
1. Наблюдение;
2. Изучение документов:
3. Опросы;
4. Тесты
16.Квотной выборкой называется такой вид выборочной совокупности, при котором:
1. Отбираемые объекты представляют собой группы или кластеры более мелких единиц;
2. Применяются процедуры поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе, становится исходной для отбора на следующем;
3. Выборочная совокупность формируется на основе статистических сведений об определенных (преимущественно социально-демографических) характеристиках элементов генеральной совокупности;
4. Отбору предшествует процедура разделения исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупности
17. Под вероятностной выборкой понимают:
1. Выборку, формируемую на основе статистических сведений – преимущественно о социально-демографических характеристиках генеральной совокупности;
2. Выборку, в которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую заранее заданную вероятность попасть в состав выборочной совокупности;
3. Выборку, постороенную с помощью процедуры поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе, становится исходной для отбора на следующем;
4. Любую выборку, цель которой состоит в получении совокупности, репрезентирубщей генеральную
18. На что направлен корреляционный анализ:
1. На объект;
2. На субъект;
3. На поиск истины;
4. На поиск взаимосвязей
19. Основателем социологии считают:
1.Анри Сен-Симона
2.Огюста Конта
3.Герберта Спенсера
4.Пола Лазарфельда
20. Социология появляется на свет как наука, провозгласившая своим научным методом:
1.позитивизм
2. социологический реализм
3.исторический материализм
4.номинализм
21. Одной из процедур подготовительного этапа исследования является:
1.создание программы
2.сбор информации
3.логический анализ данных
22. Одной из процедур оперативного этапа сбора первичной социологической информации является:
1.разработка методики исследования
2.подготовка исследовательской группы
3.контроль за ходом выполнения требований методики
23. Одной из процедур результирующего этапа социологического исследования является:
1.построение выборки
2.подготовка условий для проведения «полевых» работ
3.логический анализ данных
24. Пилотажное исследование осуществляется на:
1.подготовительном этапе исследования
2.оперативном этапе
3.результирующем этапе
25. Составление итогового отчета осуществляется на:
1. подготовительном этапе исследования
2. оперативном этапе
3. результирующем этапе
26. Составление рабочего плана исследования осуществляется на:
1. подготовительном этапе исследования
2.оперативном этапе
3. результирующем этапе
27. С целью уточнения проблемы, более корректной постановки задач и выдвижения обоснованных гипотез проводится:
1. поисковое исследование
2.пилотажное
3.аналитическое
28. Вариантом какого исследования выступает экспресс-опрос:
1.точечного
2.описательного
3.поискового
29. Если литература по интересующей вас проблематике отсутствует или ее недостаточно, то какой вид исследования желательно проводить:
1.описательного
2.аналитического
3.поискового
4.пилотажного
30.Характеристиками какого вида исследования являются небольшое число опрошенных, упрощенная программа и инструментарий, данные не репрезентативны, неформализованное интервью, экспертный опрос и анализ документов – основные методы:
1.поисковое исследование
2.пилотажное
3.повторное
31.Для отработки технических процедур и приемов, апробации инструментария служит:
1. описательное исследование
2. аналитическое
3.пилотажное
4.поисковое
32.Объем выборки не имеет четкого методического обоснования в:
1. пилотажном исследовании
2. описательном исследовании
3. аналитическом исследовании
33. В каком исследовании выборка не обязательно должна быть репрезентативной по отношению к генеральной совокупности, должна включать те группы респондентов, которые способны реагировать на инструментарий по-разному:
1.пилотажное
2.описательное
3.аналитическое
34.Исследование, которое описывает структуру и динамику явления, основано на репрезентативных сведениях, соответствует всем требованиям научного анализа, называется:
1. поисковым
2.описательным
3.аналитическим
35.Исследование, которое дает поверхностный срез явления, не выделяет причинных связей, описывает структуру и динамику явления, называется:
1.поисковы
2аналитическим
3.пилотажным
4.описательным
36.Исследование, которое выявляет скрытые от глаз причины возникновения социального явления, называется:
1.описательным
2.пилотажным
3.аналитическим
4.поисковым
37.Синонимом названия «монографическое исследование» является:
1.точечное исследование
2.пилотажное исследование
3. лонгитюдное исследовании
38.Обследованием одного или нескольких объектов в рамках хорошо разработанной теории с целью постановки точного социального диагноза является:
1. монографическое исследование
2.описательное исследование
3.аналитическое исследование
4.лонгитюдное исследование
39. Задачей какого исследования является детальный анализ нового явления, отсутствие информации о котором делает невозможным проведение широкого выборочного исследования:
1.монографического
2. пилотажного
3.панельного
40.К какому виду исследования относится перепись населения:
1. к сплошному
2.к выборочному
3. к пилотажному
41. Какой вид исследования представляет собой способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов, дающих информацию о себе и своем мнении:
1. выборочное
2.сплошное
3. пилотажное
42.Совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенный промежуток времени и призванные получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта, называется:
1.повторными исследованиями
2.полевым исследованием
3.мониторингом
43. Какое из указанных видов исследований не является повторным:
1.лонгитюдное
2.когортное
3.трендовое
4.панельное
5.пилотажное
44.Как называется длительное изучение одной совокупности:
1.лонгитюдное исследование
2.когортное исследование
3.трендовое исследование
4.панельное исследование
45. Как называется изучение лиц одного возраста на протяжении длительного периода, целью которого является анализ изменений в образе жизни и ориентациях людей одного поколения:
1.лонгитюдное
2.когортное
3.трендовое
4.панельное
46.Как называется исследование, которое проводится на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики с целью установления тенденций социальных изменений:
1.лонгитюдное
2.когортное
3.трендовое
4.панельное
47. Как называется исследование, которое проводится по единой программе, на одной и той же выборке и по единой методике через определенный интервал времени с целью анализа динамики события:
1.лонгитюдное
2.когортное
3.трендовое
4.панельное
48. Какое исследование применяется для изучения причинных связей и утвердилось в практике исследования общественного мнения:
1.лонгитюдное
2.когортное
3.трендовое
4.панельное
49. Как называется постоянное наблюдение за процессом, состоянием объекта, развитием явления в течение достаточно длительного времени по одинаковой системе показателей и методике:
1.полевое исследование
2.пилотажное исследование
3.мониторинг
50. Как называется фаза основного исследования, наступающая после разработки программы, пилотажа анкеты и размножения методических документов:
1.полевое исследование
2.пробное исследование
3.основное исследование
51. Как называется форма качественного описательного исследования, объектом которого выступает отдельный индивид или малая группа:
1.мониторинг
2.пилотаж
3.case study
52. Как называется исследование. Сущность которого заключается в том, чтобы, детально изучив один или несколько случаев, раскрыть содержание глубинных процессов, протекающих в обществе, лучше понять изучаемое явление и предложить множественную интерпритацию:
1. оперативное исследование
2. пилотаж
3. мониторинг
4.case study
53. Ключевым моментом какого исследования служит опора на качественные методы сбора и анализа информации:
1.мониторинг
2.панельное исследование
3.трендовое исследование
4.case study
54.Какое исследование проводится обычно с практическими целями, в короткие сроки и по сокращенной программе:
1.оперативное
2.повторное
3.сплошное
55.В каком исследовании отсутствует интерпритация основных понятий и системный анализ объекта, а вместо раздела о гипотезах специалисты предлагают включать предполагаемые результаты:
1.оперативное
2.повторное
3.сплошное
56. Название каких исследований является синонимом термина «зондаж»:
1.повторное
2.сплошное
3.оперативное
57. Название каких исследований является синонимом термина «экспресс-опрос»:
1.сплошное
2.выборочное
3.оперативное
58.Какую процедуру не включает в себя теоретико-методологическая часть программы исследования:
1.формулировка и обоснование проблемы исследования
2. разработка методического инструментария
3. системный анализ объекта
59. Какую процедуру не включает в себя методическая часть программы исследования:
1. характеристика выборочной совокупности
2. расчет объема выборки
3. формулировка гипотез
60. Как называются наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению:
1.предмет исследования
2.объект
3.цель
61. Что обычно содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить в нем закономерность или центральную тенденцию:
1.предмет исследования
2.объект
3.гипотезы
62. Что логически диктует структуру основных задач исследования:
1.предмет исследования
2.объект исследования
3.цель исследования
63. Как называется логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры:
1. логический анализ основных понятий
2. эмпирическая интерпритация понятий
3. операционализация
64. Итогом логического анализа основных понятий является:
1.теоретическая модель предмета исследования
2. создание выборки
3.выбор методов исследования
65. Как иначе называют логический анализ основных понятий:
1. операционализацией
2. теоретической интерпритацией понятий
3.уточнением понятий
66.Как называется элемент или характеристика объекта, которые доступны наблюдению и измерению:
1.часть объекта
2.эмпирический индикатор
3.единица измерения
67. На основании чего строится гипотетическая модель и формируются гипотезы исследования:
1. системного анализа объекта исследования
2.формулировки цели и задач исследования
3. формулировки проблемной ситуации
68.Кого относить к генеральной совокупности определяют:
1.цели исследования
2.гипотезы исследования
3.математические методы
69.Выборочная совокупность, основные характеристики которой полностью совпадают с такими же характеристиками генеральной совокупности, называется:
1. репрезентативной
2. надежной
3.устойчивой
70. Репрезентативным считается такое исследование, при котором отклонение в выборочной совокупности по контрольным признакам не превышает:
1.50%
2.20%
3.5%
71. В каком исследовании выборка является статистической и основана на поиске гомогенной группы респондентов, совпадающих по главным признакам:
1.в количественном исследовании
2.в качественном исследовании
3. в пилотажном исследовании
72. Выборка в каком исследовании называется теоретической:
1. в количественном
2.в качественном
3.в пилотажном
73. Какой из перечисленных методов не является вероятностным:
1.простой случайный отбор
2.систематический отбор
3.кластерный отбор
4.стратифицированный отбор
5.метод «снежного кома»
74. Какой из перечисленных методов не является вероятностным:
1.простой случайный отбор
2.систематический отбор
3.кластерный отбор
4.стратифицированный отбор
5.метод основного массива
75. Какая разновидность выборки лишняя:
1. простая случайная
2.систематическая
3.гнездовая
4.районированная
5. квотная
76.Как называется вид выборки, когда совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе, становится исходной для отбора на следующем:
1.квотная
2.систематическая
3.многоступенчатая
77.Общее число единиц наблюдения, включенных в выборочную совокупность, называется:
1.объем выборки
2.характеристика выборки
3.репрезентативность выборки
78.Какой тип гипотез лишний:
1.гипотезы-основания
2.гипотезы-следствия
3.вторичные гипотезы
79.Какой тип гипотез лишний:
1.первичные гипотезы
2.вторичные гипотезы
3.гипотезы-основания
80. Какой тип гипотез лишний:
1.описательные гипотезы
2.объяснительные гипотезы
3.гипотезы-следствия
81.Отклонение средних характеристик выборочной совокупности от средних характеристик генеральной совокупности называется:
1.ошибка выборки
2.контроль репрезентативности
3.точность выборки
82. Какой термин лишний:
1.случайная ошибка выборки
2.систематическая ошибка выборки
3.постоянная ошибка выборки
83.Вероятность того, что выборочная средняя выйдет или не выйдет за пределы заданного интервала, называется:
1.случайная ошибка выборки
2. систематическая ошибка выборки
84. При возрастании объема выборочной совокупности уменьшается:
1.систематическая ошибка выборки
2.случайная ошибка выборки
85. С увеличением объема выборки не уменьшается:
1.систематическая ошибка выборки
2.случайная ошибка выборки
86.Процесс научного сравнения генеральной и выборочной совокупностей, выявление степени их расхождения, обнаружение причин отклонения и разработку возможных способов устранения погрешностей называют:
1.контроль выборки
2.ремонт выборки
3.расчет выборки
87.Процесс устранения погрешностей, то есть расхождения двух совокупностей, теми способами, методами и инструментами, которые предлагает методическая наука, называется:
1.контроль выборки
2.ремонт выборки
3.расчет выборки
88. Какая функция анкетного опроса лишняя:
1.индикаторая
2.коммуникативная
3.инструментальная
4.сравнительная
89. Какой термин лишний:
1.анкетирование
2.интервьюирование
3. наблюдение
90. Возможность проявления какого «эффекта» бывает связана с утвердительными формулировками базисной части вопроса, когда отрицательный ответ может неявно ассоциироваться с социально негативной оценкой:
1 «эффект внушения»
2. «эффект подражания»
3. «эффект эмоционального заражения»
91. Какой вид вопроса лишний:
1.закрытый
2.открытый
3.полузакрытый
4.сложный
92. Что в структуре анкеты лишнее:
1. введение
2. реквизитная часть
3.информационная часть
3. классификационная часть
4. заключение
5. подпись анкетера
93. Как называется вариант построения блоков вопросов в анкете, когда вопросы касаются разных аспектов изучаемого явления, равнозначных друг другу; композиция анкеты определяется задачами исследования, темой опроса, особенностями вопросов; расположение вопросов может следовать логике раскрытия темы опроса:
1. «батарея»
2. «матрешка»
3.анкета-омнибус
94.Соотношение каждого вопроса анкеты, ее композиции и организационных решений по проведению опроса со списком нормативных требований называется:
1.логический контроль
2. анализ качества
3.экспертная оценка
95.Проводимая по заранее разработанному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, в ходе которой первый тщательно регистрирует ответы второго, называется:
1. анкетирование
2.интервьюирование
3.наблюдение
96.Какой вид интервью лишний:
1.формализованное
2.неформализованное
3.диагностическое
97. Какой тип интервью лишний:
1. фокусированное
2. индивидуальное
3.групповое
98.Метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах называется:
1.анализ документов
2. наблюдение
3.опрос
99. В социологию метод наблюдения пришел из :
1.математики
2.философии
3.психологии
4. педагогики
5. антропологии
100. Реальные обстоятельства, при которых могут проявиться категории наблюдения, называются:
1.наблюдаемые ситуации
2.условия наблюдения
3.единица наблюдения
4.категории наблюдения
101. Обязательные требования к ситуации, при наличии которых только и может происходить наблюдение, называется:
1.наблюдаемые ситуации
2.условия наблюдения
3.единица наблюдения
4.категории наблюдения
102. Элементарные, эмпирически фиксируемые акты поведения людей, через которые распознается категория наблюдения, называется:
1.наблюдаемые ситуации
2.условия наблюдения
3.единица наблюдения
4.категории наблюдения
103. Показатели либо конкретные признаки, которые отвечают определенным требованиям наблюдения, называются:
1.наблюдаемые ситуации
2.условия наблюдения
3.единица наблюдения
4.категории наблюдения
104.Методический документ, где в закодированной или общепринятой форме записываются ход наблюдения, результаты наблюдения, действия наблюдателя, оценка инструментария и процедур, реакция наблюдаемых, называется:
1.дневник наблюдения
2.карточки наблюдения
3.протокол наблюдения
4.классификатор
105. Методический документ, предназначенный для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде, называется:
1.дневник наблюдения
2.карточки наблюдения
3.протокол наблюдения
4.классификатор
106. Методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий методические сведения о процедуре наблюдения, называется:
1.дневник наблюдения
2.карточки наблюдения
3.протокол наблюдения
4.классификатор
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№№п/п | Наименование дисциплины | Ф.И.О | Научная степень, ученое звание | Стаж работы | Штатный сотрудник/ совмест. | Приме чания |
Методология научных исследований | Оганян Каджик Мартиросович | Доктор философских наук, профессор | Штатный |
COURSEOUTLINE
The discipline methodology of scientific researchincludes main requirement, theoretical materials and allowing future sociologists-masters to use the gained professional knowledge in the course of future research activity.
The main attention is paid to realization of common cultural and professional competences, methodological approaches, a conceptual framework, the methodical principles and means of methodical providing of investigation.
Лист согласований рабочей программы дисциплины ««Методология научных исследований»
РАЗРАБОТЧИК:
СПбГЭУ, профессор кафедры социологии
и психологии К.М.Оганян
СОГЛАСОВАНО:
Библиотека _____________________ ____________ _____
(занимакмая должность) (инициалы,фамилия) (подпись)
РАССМОТРЕНО:
ЭКСПЕРТ
СПбГУ, профессор кафедры
Философия науки В.П. Бранский ___________
УТВЕЖДЕНО
На заседании кафедры социологии,
Протокол № ____ от ___ «» ____ 201 г.
СОГЛАСОВАНО:
Научно-методический совет института магистратуры,
Протокол №____от «_____» ________201 г.
Председатель научно-методического совета
института магистратуры _______________ _____________
( Ф.И.О.) (подпись)
Лист регистрации изменений
№ п/п | Документ (приказ, распоряжение и др., с указанием номера и даты), в котором отражены изменения | Подпись | Расшифровка подписи |
[1]Рабочая программа дисциплины «Методология научных исследований» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.06 – Торговое дело, (квалификация «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки № 323 от 30.03.2015г. и в соответствии с рабочими учебными планами по направлению подготовки 38.04.06 – Торговое дело,утвержденным ректором СПбГЭУ