Модуль 2.Результаты исследовательского процесса

Тема 5. Методы и методики в исследовательском процессе

План:

1.Метод научного познания: сущность, содержание, основные характеристики.

2. Общенаучные подходы и методы, частнонаучные, дисциплинарные и методы междисциплинарного исследования.

3. Общенаучные логические методы и приёмы познания (анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование и др.).

4. Роль и значение психологического и социологического инструментария

в исследованиях.

5. Тестирование и требования к проведению тестирования.

6. Специфика анкетирования, интервью, беседы и группового опроса.

7. Наблюдение и его исследовательские возможности.

8. Иные методики: метод экспертных оценок, метод ранжирования, метод неоконченных предложений, метод анализа результатов деятельности и пр.

9. Проблемы интерпретации полученных результатов.

Темы докладов и рефератов:

1.«Статистическая» и «гуманитарная» традиции исследования социальной реальности.

2.Познавательные возможности методологии количественного и качественного исследований.

3.Виды качественных исследований.

4.Стратегия и тактика количественных исследований.

5.Виды качественных исследований.

6.Стратегия и тактика количественных исследований.

7.Необходимость комплексного использования методов социологического исследования

Вопросы и практические задания для самостоятельной работы

1. Метод фокус-групп и особенности его применения в социо­логическом исследовании (подбор и конспектирование научных статей)

2. Биографический метод в социологическом исследовании (подбор и конспектирование научных статей)

3. Метод отдельного случая («casestudy») в социологическом исследовании (подбор и конспектирование научных статей)

4.Роль и особенности использования государственной статистики в социологическом исследовании (подбор и конспектирование научных статей)

5.Составьте социологический словарь понятий по данной теме

6.Презентация по данной теме

Литература:

Основная

1.Безуглов И. Г., Лебединский В.В., Безуглов А.И. Основы научного исследования: учебное пособие для аспирантов и студентов-дипломников. – М.: Академический Проект, 2008.

2. Оганян К.М. Методология и методика социологического исследования: учеб. пособие. 2-е изд./К.М. Оганян. – СПб.: СПбГИЭУ, 2012. – 292 с.

3. Оганян К.М. Философия и методология социальных наук: учеб. пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2014.

4. Оганян К.М. Научно-исследовательский семинар: учеб. пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2014.

5. Оганян К.М. Социальные технологии: учеб. пособие. – СПб.: СПбГЭУ, 2013. – 252 с.

6. Оганян К.М. Управление интеллектуальными ресурсами организации: учебник. – СПб.: СПбГЭУ, 2013. – 303 с.

7. Оганян К.М., Маргулян Я.А. Управление социальной сферой региона (социологический анализ): учеб. пособие. 2-е изд. – СПб.: СПбГЭУ, 2013. – 234 с.

Дополнительная

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических иссле­дований. М.: МГУ, 2003. -218с.

2. Белановский С.А. Глубокое интервью. М.: Университет, 2001. – 381с.

3. Белановский С.А. Метод фокус-групп. М.: Университет, 2001. – 401с.

4. Биографический метод в социологии: история, методология и практика. М.: Университет, 2004. – 392с.

5. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. М.: Экзамен, 2004. – 256с.

6. Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологическом исследовании. М.: «Академия», 2002. – 218с.

7. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.: ИНФРА-М, 2000. – 303с.

8. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: УГУ, 2005. – 246с.

9. Дмитриева Е.В. Фокус-группы в маркетинге и в социологии. М: Экзамен, 2004 – 303с.

10. Дюркгейм Э. Метод социологии. М.: Университет, 2003.

11. Жафяров А.Ж., Жафяров Р.А. Математическая статистика. Новосибирск: НГУ, 2000. – 449с.

12. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М.: Университет, 2001. – 502с.

13. Основы прикладной социологии: Учебник для вузов / Под ред. Ф.Э.Шереги, М.К.Горшкова М.: Союз, 2001. – 349с.

14. Ротман Д.М. Оперативное социологическое исследование. Минск: БГУ, 2005. – 219с.

15. Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 209с.

16. Страус A., Корбин Дж. Основы качественного исследования. М.: ИНФРА-М, 2001. – 198с.

17. Татарова Г.Т. Методология анализа данных в социологии. М.: МГУ, 2005. – 211с.

18. Татарова Г.Т. Типологический анализ в социологии. М.: МГУ, 2001. – 156с.

19. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М.: Экзамен, 2004. – 204с.

20. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: Экзамен, 2001. – 269с.

21. Тюрин Ю.Н., Макаров А.А. Статистический анализ на компьютере М.: Экзамен, 2005. – 349с.

22. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ/ Пер.санглМ.: Добросвет, 2001. – 452с.

Наши рекомендации