Тема 13. Социальная организация
1.Сущность понятия «социальная организация».
2.Основные элементы социальных организаций.
3.Типы и формы организаций.
1.Организация как форма социальной общности поистине вездесуща. Люди работают в организациях разного типа, живут в организованных поселениях, покупают все, что требуется для жизни, в основном в торговых организациях, учатся, отдыхают, рождаются, отправляются на кладбище - все это происходит в организациях или через них. Поэтому в возникновении, функционировании и развитии общества ничего нельзя понять без изучения его организационных форм.
Ключевое понятие, с которого следует начать анализ феномена организации, - это социальная система. Что она собой представляет? Социальная система есть особый класс систем (наряду с техническими, биологическими, кибернетическими, экологическими и другими), элементами которых являются люди и возникающие между ними отношения. К наиболее развитому типу системообразующие качества, как цель, иерархия, управление, синергия. Социальная организация - в широком смысле любая организация в обществе; в узком смысле - социальная подсистема. Реальность существования социальных групп проявляется в их деятельности, которая возможна в рамках социальной организации. Социальная организация оформляет социальные группы в коллектив. Организация представляет собой высший уровень развития социальных систем.
Организацией может называться искусственное объединение институционального характера, занимающие определенное место в обществе и предназначенные для выполнения более или менее ясно очерченной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт.
Термин организация может обозначать определенную деятельность по организации включающую в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д.
Под «организацией» может мыслится характеристика степени упорядоченности какого-либо объекта. Тогда этим термином обозначают определенную структуру, строение и тип связей, выступающих как способ соединения частей в целое, специфически для каждого рода объектов. В этом смысле организация объекта - это свойство, атрибут последнего.
Основоположник социологического исследования организации М. Вебер (1947) рассматривал ее как систему власти и разрабатывал теоретические основы управления, оптимальные для организации как таковой. По его мнению, требованиям специализированной и многогранной организации наилучшим образом отвечает бюрократическая система.
Преимущества бюрократии проявляются наиболее ярко тогда, когда ей (бюрократии) при исполнении служебных обязанностей в возможно большей мере удается исключить все личные, иррациональные и эмоциональные элементы. В соответствии с этим бюрократии присущи:
— рациональность;
— надежность;
— экономичность и эффективность;
— безличность;
— специальные и рутинные задачи;
— нейтральность;
— иерархичность;
— законность правил действия;
— централизация власти.
Бюрократическая система управления рациональна и способствует достижению целей организации. Ее можно назвать «официальной организацией».
Согласно Амитаи Этциони, официальная организация включает в себя разделение задач и власти, а также установленные работодателем правила поведения членов организации.
Наряду с официальной организацией в каждой организации образуется также неофициальная организация, которая основывается на взаимоотношениях и личном выборе членов общности и которая характеризуется социальной самостоятельностью. Неофициальная организация оказывает значительное воздействие на официальную и стремится изменять существующие в последней отношения по своему желанию. Организацию можно считать тем более эффективной, чем положительнее отклик, получаемый официальной стороной от неофициальной.
Наибольшее внимание официальной и неофициальной организациям уделяется в научных исследованиях, посвященных различным проблемам, аспектам трудовой деятельности людей.
2. Организации отличаются высокой степенью многомерности и неопределенности строения и функционирования. Они относятся к числу сверхсложных систем. Сложные системы бывают абсолютной (объективной, заложенной в объекте) и относительной (субъективной, характеризующей способность управления).
Организационная сложность начинается уже с повышения множественности элементов. Следующий уровень сложности начинается на стадии, когда возникает разнообразие элементов. Далее - многообразие связей между элементами. Наконец, высшая степень сложности системы означает автономию всех составляющих: уровней, частей, элементов.
Социальная структура является центральным элементом любой организации. Существует две точки зрения на социальную структуру группы: с одной стороны нормативная система, ничего не воплощающая, с другой - фактический порядок, воплощающий все что есть. Нормативная структура включат в себя ценности, нормы и ролевые ожидания. Нормы - это управляющие поведением обобщенные правила, которые изменяются и совершенствуются, приводя индивидов к достижению коллективных целей, целей организации. Роли определяют вклад в общую деятельность в зависимости от занимаемой позиции. Что касается фактического порядка, то его можно определить как поведенческую структуру. Она значительно отличается от нормативной структуры, прежде всего тем, что в ней на первый план выступают личностные качества участников и их взаимные оценки этих качеств.
Таким образом, социальная структура включает в себя совокупность взаимосвязанных ролей, а также упорядоченных взаимоотношений между членами организации, в первую очередь отношения власти и подчинения.
Социальная структура организации различается по степени формализации. Формальная социальная структура - эта такая структура, в которой социальные позиции и взаимосвязи между ними четко специализированы и определены независимо от личностных характеристик членов организации, занимающих эти позиции. В то же время неформальная структура состоит из совокупностей позиций и взаимосвязей, формируемых на основе личностных характеристик и основанных на отношениях престижа и доверия.
Цели в принципиальной схеме организации особенно важны, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность такого объединения людей. Не имеющая цели организация бессмысленна и не может существовать продолжительное время. Цель рассматривается как желаемый результат или те условия, которых пытаются достичь, использую свою активность, члены организации для удовлетворения коллективных потребностей. По мнению А.И. Пригожина существует три взаимосвязанных вида организационных целей: цели-задания, цели-ориентации и цели-системы.
Цели-задания - это оформленные как программы общих действий поручения, выдаваемые извне организацией более высокого уровня.
Цели-ориентации - это совокупность целей участников, реализуемых через организацию. Сюда относятся обобщенные цели коллектива, включающие и личностные цели каждого члена организации.
Цели-системы - это стремление сохранить организацию как самостоятельное целое, т.е. сохранить равновесие, стабильность и целостность.
Члены организации, или участники - важная составляющая организации. Это совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать необходимым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определенную позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль. Все вместе члены организации представляют собой персонал.
Организация с точки зрения технологии - это место где производится определенного вида работа, где энергия участников применяется для трансформации материалов или информации.
Каждая организация существует в специфическом, физическом, технологическом, культурном и социальном окружении. Она должна адаптироваться к нему и существовать с ним. Если рассматривать современную организацию, то сразу же бросаются в глаза ее связи и взаимосвязи с вышестоящими организациями, поставщиками, правоохранительными, политическими и многими другими организациями и институтами, существующими в данном конкретном обществе. Для того, чтобы организация могла занять надлежащее место в обществе, выжить в соседстве с другими организациями, группами, институтами, она должна адаптироваться к этой внешней среде.
3. Различные организационные образования довольно широко распространены в любом обществе.
В обществе образуются следующие организационные формы:
1) деловые организации - фирмы и учреждения, которые либо возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач;
2) общественные союзы, массовые организации, цели которых вырабатываются «изнутри» и представляют собой обобщение индивидуальных целей участников;
3) существуют промежуточные формы организаций, например кооперативные (сельскохозяйственные, рыболовецкие колхозы, старательские артели), которые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют предпринимательские функции. Их следует отличать от потребительских кооперативных организаций (потребсоюзы, жил-кооперативы и т.д.);
4) еще одну организационную форму представляют собой ассоциативные организации - семья, научная школа, неформальная группа. В них заметны некоторая автономия от среды, относительная стабильность состава, иерархия (главенство, лидерство), сравнительно устойчивые распределения участников (по ролям, престижу), принятие общих решений;
5) сходными организационными признаками обладает и такой тип общности как поселение.
Все указанные организационные формы взаимосвязаны и пересекаются между собой.
Типы организаций. Остановимся на типологии так называемых деловых организаций. К ним относятся частные или государственные фирмы, учебные, лечебные и иные прибыльные и неприбыльные организации. В таких организациях помимо работников есть материально-техническая база, финансовая, документальная система. Помимо этого в организации существует объективированная в административно-правовой структуре, обезличенная система связей и норм, необходимая для выполнения трудовых функций в стабильном взаимодействии и в единстве целей.
Типология деловых организаций выделяет среди них два типа: предприятия (занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг) и учреждения (занятые в сфере умственного труда). К первому типу относятся организации производственные, торговые, обслуживающие, ко второму - образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные. С точки зрения проблемы «личность-общество» деловые организации можно разбить на две группы: занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого) и занятые в сфере общественной интеграции (работают на целое).
Массовые, союзные организации - политические партии, творческие, любительские объединения и тому подобное - это разновидность общественной организации, представляющая собой добровольный союз разных категорий населения, объединяющихся вокруг конкретных общественных и групповых целей и действующих на основе совместно принятых устава, программ, выборности руководства.
По своим задачам они делятся на политические, профессиональные, научные, творческие, и т.п. По типу членства массовые организации делятся на организации с только индивидуальном членством (партии, профсоюзы), с коллективным членством (на ассоциации городов и предприятий), со смешанным членством (научные общества), без членства (женсоветы, общественные движения). По общественной роли выделяются массовые организации, ориентированные надела всего общества.
Существует также разновидность массовых социальных организаций, сочетающих решение важных социальных задач с удовлетворением потребностей своих участников (объединения изобретателей, спортивные общества). Помимо массовых организаций действуют и другие общественные союзные организации, ограниченные рамкам коллективов, территории (кооператив, акционерное общество, садоводческое товарищество, колхоз).