Рекомендуемые учебные пособия по курсу

СОЦИОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Тула 2007

Авторский коллектив: канд. социол. наук, доц. Бочарова О.Е. (т.6); канд. ист. наук, доц. Баженов А.М. (т.4); канд. социол. наук Бондаренко А.Н. (т.2) канд. социол. наук, доц. Гоголева Е.Н (т.3); канд. филос. наук, доц. Головатый Ю.А. (т.8); канд. полит. наук, доц. Маркина Н.Л. (т.5); канд. филос. наук, доц. Лях В.И. (т.1); канд. филос. наук, доц. Пушкина З.М. (т.10); канд. филос. наук, доц. Хавронюк Т.А. (т.7); канд. социол. наук, доц. Щербакова В.П. (т.9).
Редакционная коллегия: д-р полит. наук, проф. Батанина И.А.; канд. полит. наук, доц. Шумилова О.Е.
Рецензенты: д-р социол. наук, доц. Ростовцева Л.И.; канд. полит. наук, доц. Лаврикова А.А.

Данное пособие разработано коллективом кафедры социологии и политологии в соответствии с государственным образовательным стандартом и предназначено для методического руководства самостоятельной работой студентов, изучающих дисциплину «Социология». Планы семинарских занятий содержат список учебных пособий, справочных и периодических изданий, вопросы для обсуждения, основные понятия, перечень литературы, рекомендованной по каждой теме исследования, вопросы для самопроверки, практические задания и упражнения, тематику контрольно-курсовых работ. Дается положение о контрольно-курсовых работах.

Рекомендовано научно-методической комиссией кафедры для использования в учебном процессе.

ТЕМАТИКА КУРСА

1. Социология как наука.

2. Становление и основные этапы развития социологии.

3. Методология и методика конкретно-социологических исследований.

4. Базисные элементы социальной жизни.

5. Общество как система.

6. Социальная структура общества.

7. Личность как субъект и объект социальных отношений.

8. Культура и общество.

9. Социальный контроль и социальные отклонения.

10. Социально-демографические процессы в обществе.

СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

Аберкромби, Н. Социологический словарь [Текст]/ Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – М.: Экономика, 2004.

Большой толковый социологический словарь (collins) [Текст]: в 2-х т.: пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 1999.

Кравченко, А.И. Социология [Текст]: справочное пособие/ А.И. Кравченко. – М.: Московский лицей, 1996.

Российская социологическая энциклопедия [Текст]/ под общ. ред. Г.В. Осипова. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

Современная западная социология [Текст]: словарь. – М.: Политиздат, 1990.

Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках [Текст]/ ред.-координатор Г.В. Осипов. – М.: ИНФРА-НОРМА-М, 1998.

Социология: краткий тематический словарь [Текст]/ под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

Тадевосян, Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии [Текст]/ Э.В. Тадевосян. – М.: Знание, 1996.

Энциклопедический социологический словарь [Текст]/ под общ. ред. Г.В. Осипов. – М.: ИСПИ РАН, 1995.

ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ

Журналы: Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии, Власть, Вопросы психологии, Вопросы философии, Государство и право, Журнал исследований социальной политики, Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, Общественные науки и современность, Политические исследования (Полис), Психологический журнал, Социально-гуманитарные знания, Социологические исследования (Социс), Философские науки.

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Объект и предмет социологии, место социологии в системе современных наук.

2. Внутреннее многообразие социологии как науки.

3. Социология и жизнь общества. Социальные функции социологии.

Понятия: объект науки, предмет науки, социальный факт, социальная реальность, теоретическая социология, конкретно-социологическое (эмпирическое) исследование, макросоциология, микросоциология, социологические теории среднего уровня, функции науки.

Литература

Арон, Р. Этапы развития социологической мысли [Текст]: пер. с фр./ Р.Арон; общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. – М.: Издательская группа «Прогресс» «Универс», 1993.

Асп, Э.К. Введение в социологию [Текст]/ Э.К. Асп; пер. с финс.: М. Аалта, П. Саари; ред. рус. пер. А. Рябовой; под общ. ред. А.О. Бороноева. – СПб.: Алетейя, 2000.

Бауман, З. Мыслить социологически [Текст]: пер. с англ./ З. Бауман; под ред. канд. филос. наук А.С. Филиппова. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

Бергер, П.Л. Общество в человеке [Текст]/ П.Л. Бергер// Социологический журнал. – 1995. - № 2.

Вебер, М. Основные социологические понятия [Текст]/ М. Вебер// Западноевропейская социология XIX-XX веков/ под ред. В.И. Добренькова. – М.: Издание международного университета бизнеса и управления, 1996.

Волков, Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы [Текст]/ Ю.Е. Волков// Социс. – 1997. - № 1.

Гидденс, Э. Девять тезисов о будущем социологии [Текст]/ Э. Гидденс// THESIS. – Весна. – 1993. Т.1. Вып. 1.

Джинер, С. Сомнительная победа: социологическое познание [Текст]/ С. Джинер// Социологический журнал. – 1995. – № 2.

Добреньков, В.И. Фундаментальная социология [Текст]: В 15 т./ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М. – Т.1: Теория и методология, 2003.

Зиммель, Г. Проблема социологии [Текст]/ Г. Зиммель// Западноевропейская социология XIX-XX веков/ под ред. В.И. Добренькова. – М.: Издание международного университета бизнеса и управления, 1996.

Ильин, В.В. Социология как фундаментальная наука [Текст]/ В.В. Ильин// Социс. – 1994. - № 3.

Кравченко, А.И. Социология [Текст]: хрестоматия: для студентов вузов/ А.И. Кравченко. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. Гл. 1. Социологическое знание. – С. 5-40.

Кравченко, С.А. Социология: парадигмы и темы [Текст]: курс лекций для высших учебных заведений/ С.А. Кравченко, М.О. Мнацаканян, Н.Е. Покровский. – М.: МИМО (МГИМО-университет), 1997.

Кули, Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок [Текст]/ Ч.Х. Кули; пер. с англ. под общ. ред. А.Б. Толстова. – М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуальной книги, 2000.

Култыгин, В.П. Специфика социологического знания: преемственность, традиции и новаторство [Текст]/ В.П. Култыгин // Социс. – 2000. – № 8.

Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

Миллс, Ч. Социологическое воображение [Текст]/ Ч.Миллс: пер. с англ. О.А. Оберенко/ под общ. ред. и с предисл. Г.С. Батыгина. – М.: Издательский Дом «Стратегия», 1998. – С. 11-35.

Монсон, П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию [Текст]/ П. Монсон: пер. с швед. – М.: Весь Мир, 1995.

Оспанов, С.И. Об объекте и предмете социологии: логико-гносеологическое осмысление [Текст]/ С.И. Оспанов// Социс. – 1998. - № 3.

Парсонс, Т. Общий обзор [Текст]/ Т. Парсонс// Американская социология. Перспективы, проблемы, методы: сокращ. пер. с англ. – М.: Прогресс, 1972. – С. 360-378.

Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст]/ Дж. Ритцер. – 5-е изд. – СПб, 2002.

Сорвин, К.В. Система социологических понятий в кратком изложении: для учащихся старших классов и студентов младших курсов [Текст]/ К.В. Сорвин, А.А. Сусоколов. – М.: Русская панорама, 2002.

Социология. Основы общей теории [Текст]: учебник для вузов/ Г.В. Осипов, Л.Н. Московичев, А.В. Кабыща и др.; отв. ред. Г.В. Осипов, А.Н. Московичев; РАН Ин-т Социально-полит. исслед. – М.: НОРМА (изд. Гр. НОРМА-ИНФРА-М), 2002.

Социология: хрестоматия [Текст]/ Авт.-сост. О.Н. Козлова, В.В. Панферова. – М.: Социально-политический журнал, 1993.

Вопросы для самопроверки

1. Что изучает социология?

2. Почему социологию иногда называют прима наукой современного обществознания?

3. В чем особенности социологии как науки?

4. В каком соотношении находятся социология и философия, социология и другие общественные (социальные) науки?

5. Что такое конкретно-социологическое исследование?

6. Что представляет собой теоретическая социология?

7. Какие из развивающихся внутри социологии отраслей знания Вы можете назвать?

8. Какая разница между макросоциологий и микросоциологией?

9. Что подразумевают под социологическими теориями среднего уровня?

10. Какие школы (теоретико-методологические направления) в современной социологии Вы могли бы назвать?

11. Назовите главные функции социологии как науки.

Практические задания и упражнения

1. На рисунке даны две позиции, выражающие соотношение таких понятий, как «общество» и «предмет науки» применительно к двум дисциплинам – философии и политологии. Укажите в каждой из данных позиций, какой круг обозначает «общество», а какой – «предмет науки»? Действуя подобным образом, изобразите графически соотношение понятий «общество» и «предмет науки» применительно к социологии. При этом понятие «общество» можно обозначить индексом «А», а понятие «предмет науки» – индексом «Б».

Философия Социология Политология

       
  рекомендуемые учебные пособия по курсу - student2.ru   рекомендуемые учебные пособия по курсу - student2.ru

рекомендуемые учебные пособия по курсу - student2.ru рекомендуемые учебные пособия по курсу - student2.ru

?

2. Впишите в свободные клетки таблицы названия четырех предметных уровней социологии.

 
 
 
 

3. Заполните таблицу:

Макросоциологические теории Микросоциологические теории
4… 4…

4. Впишите в соответствующую графу таблицы признаки социологии как фундаментальной и прикладной дисциплины.

Социология как фундаментальная наука Социология как прикладная наука
4… 4…

5. Кто ввел в научный обиход понятие «теория среднего уровня» (ТСУ)?

а) О. Конт; б) М. Вебер; в) Р. Мертон; г) П. Бурдье; д) Т. Парсонс.

Литература

Бабосов, Е.М. Прикладная социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Е.М. Бабосов. – М.: Тетрасистемс, 2001.

Батыгин, Г.С. Лекции по методологии социологических исследований [Текст]: учебник/ Г.С. Батыгин. – М.: Аспект-Пресс, 1995.

Бутенко, И.А. Организация прикладного социологического исследования [Текст]/ И.А. Бутенко. – М.: Триволас, 1998.

Готлиб, А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики [Текст]: учеб. пособие для вузов / А.С. Готлиб. – М.: Флинта, 2005.

Гречихин, В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований [Текст]: учеб. пособие/ В.Г. Гречихин. – М.: Издательство МГУ, 1998.

Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник для вузов [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: Инфра-М, 2004. – 768 с.

Основы прикладной социологии [Текст]: учебник для вузов/ под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. – М.: Интерпракс, 1996.

Прикладная социология [Текст]: учеб. пособие для вузов/ под ред. Ю.С. Колесникова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2001.

Сикевич, З.В. Социологическое исследование: практическое руководство [Текст]/ З.В. Сикевич. – М. и др.: Питер, 2005.

Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст]: учеб. пособие / В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 2003.

Вопросы для самопроверки

1. Почему конкретно-социологическое исследование составляет неотъемлемую часть в структуре социологического знания?

2. В чем отличие социологического исследования от других видов социальных исследований?

3. Чем вызвана необходимость составления программы в научном исследовании? Почему так важно составление программы в начале исследовательской работы?

4. Что содержит в себе программа социологического исследования? Почему необходимо соблюдать последовательность элементов программы при ее разработке и применении?

5. В чем различия между понятиями «методология», «метод», «методика»?

6. Что означает понятие инструментарий? Назовите различные виды инструментария.

7. Что означает требование репрезентативности выборки?

8. Почему опрос считается универсальным методом?

9. Есть ли ограничения в применении опроса при исследовании различных тем и сфер социальной жизни?

10. Каковы основные недостатки метода опроса?

11. Какие виды вопросов используются при разработке анкеты (или бланка интервью) социологического исследования?

12. Чем отличается использование метода наблюдения в естественных и общественных науках?

13. В чем преимущества применения метода наблюдения в социологическом исследовании?

14. На изучение каких социальных процессов направлен метод эксперимента?

15. Обоснуйте тезис: без документальной информации не может обойтись ни одно социологическое исследование.

16. В чем специфические особенности метода контент-анализа?

17. Что измеряется с помощью социометрического метода? Назовите единицу измерения.

18. В чем недостатки использования метода социометрии?

Практические задания и упражнения

1. Дайте развернутую характеристику каждого вида социологического исследования: его назначение, характер решаемых задач, особенности организации.

2. Охарактеризуйте особенности каждого из этапов конкретно-социологического исследования, используя следующую таблицу:

Название этапов КСИ Содержание Задачи Протяженность Основные проблемы
         

3. Сформулируйте сами любые актуальные, по Вашему мнению, темы исследования. Выделите основные проблемы в каждой из тем исследования.

4. Используя литературу, определите, какие типы и виды выборок чаще всего используются в социологических исследованиях. Укажите их достоинства и недостатки.

5. Укажите, как могут измениться сроки на проведение исследования в зависимости от:

а) его вида;

б) требований заказчика;

в) количества участвующих специалистов и исполнителей;

г) применяемых методов.

6. Какие из различных видов наблюдения следует применять в зависимости от видов КСИ? Аргументируйте свой ответ.

7. Дайте типологию экспериментов. Представьте ее в табличной форме. Перечислите наиболее совершенные формы эксперимента. Обоснуйте свою точку зрения.

8. Укажите основные правила работы с документами. Всегда ли возможно соблюдение этих правил? К каким последствиям могут привести нарушения правил работы с документами?

Литература

Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для вузов / Г.М. Андреева; МГУ им. М.В. Ломоносова.-5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2004.

Бабосов, Е.М. Практикум по социологии [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ Е.М. Бабосов. – Мн. «ТетраСистемс», 2003. Гл. 18,19.

Бергер, П. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива [Текст]/ П. Бергер. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Бороноев, А.О. О понятиях «общество» и «социальное» [Текст]/ А.О. Бороноев, П.И. Смирнов// Социс. – 2003. – № 8.

Вебер, М. Избранные произведения [Текст]/ М. Вебер. – М.: Политиздат, 1990.

Вебер, М. О некоторых категориях понимающей социологии [Текст]/ М. Вебер // Тексты по истории социологии XIX – XX вв. Хрестоматия / сост. и отв. ред. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова.- М.: Наука, 1994.

Волков, Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы [Текст]/ Ю.Е. Волков // Социс. – 1997. – № 1.

Гидденс, Э. Социология [Текст]/ Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. Гл. 4,9,12-15.

Добреньков, В.И. Социология [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко: В 3 т. Т.3: Социальные институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Зборовский, Г.Е. Общая социология: учебник для вузов [Текст]/ Г.В. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004.

Козырев, Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль [Текст]/ Г.И. Козырев// Социс. – 2005. – № 8.

Комаров, М.С. Социология [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.С. Комаров. – М.: Аспект Пресс, 2003.

Кравченко, А.И. Социология [Текст]: справочное пособие/ А.И. Кравченко. – М.: Московский лицей, 1996.

Кравченко, А.И. Социология [Текст]: учебник для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. – 8-е изд. – Раздел III.

Масионис, Дж. Социология [Текст]/ Дж. Масионис. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004. Гл. 7,15,16,17,18,19.

Мертон, Р.К. Явные и латентные функции [Текст]/ Р.К. Мертон// Американская социологическая мысль: тексы/ под ред. В.И. Добренькова.- М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.

Монсон, П. Лодка на аллеях парка: введение в социологию [Текст]/ П. Монсон. – М.: Весь Мир, 1995.

Общая социология [Текст]: учеб. пособие для вузов/ А.Г. Эфендиев [и др.]/ под общ. ред. А.Г. Эфендиева. – М.: ИНФРА-М, 2005. Гл. IV,V,VII,IX,X,XI,XII,XXV.

Основы социологии. Курс лекций [Текст]/ отв. ред. А.Г. Эфендиев. –М.: Знание, 1994. Ч.1, раздел IV.

Парсонс, Т. О структуре социального действия [Текст]/ Т. Парсонс. – М.: Академический проект, 2000.

Пригожин, А.И. Современная социологическая организаций [Текст]: учеб. для вузов/ А.И. Пригожин. – М.: Интерпракс, 1995. Гл. III. IV.

Радаев, В.В. Экономическая социология [Текст]. Курс лекций/ В.В. Радаев. – М.: Аспект Пресс, 2000.

Смелзер, Н. Социология [Текст]/ Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. Гл. 5,6,13-17.

Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]/ П. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992.

Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках [Текст]/ Ред.- координатор Г.В. Осипов. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

Социология. Основы общей теории [Текст]: учебник для вузов/ Г.В. Осипов, Л.Н. Московичев, А.В. Кабыща и др.; отв. ред. Г.В. Осипов, А.Н.Московичев; РАН Ин-т Социально-полит. исслед. – М.: НОРМА (изд. Гр. НОРМА-ИНФРА-М), 2002.

Фролов, С.С. Социология [Текст]: учебник для вузов / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2004.

Харчева, В.Г. Социология [Текст]: учеб. пособие для вузов/ В.Г. Харчева. – М.: Логос, 2000.

Щепаньский, Я.Ю. Элементарные понятия социологии [Текст]/ Я.Ю. Щепаньский. – М.: Прогресс, 1969.

Щербина, В.В. Социальные теории организации [Текст]: словарь/ В.В. Щербина. – М.: ИНФРА-М, 2000.

Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснения, понимание социальной реальности [Текст]: учебник для вузов/ В.А. Ядов. – М.: Добросвет, 1998.

Вопросы для самопроверки

1. Что составляет содержание понятия «социальное»?

2. Дайте характеристику категории «социальная жизнь».

3. Какой смысл вкладывается в понятие «социальное действие»?

4. Какова типология социального действия М. Вебера?

5. Каковы элементы социального действия?

6. Назовите формы социальной связи.

7. Что представляет собой социальное взаимодействие?

8. Как объяснить термин «социальные отношения»?

9. Что такое институциональный подход к анализу социальных явлений? В чем его суть?

10. Почему понятие социального института занимает одно из центральных мест в социологии?

11. Как развивались представления о социальном институте в истории и современной западной социологической мысли?

12. Охарактеризуйте основные признаки социального института.

13. В чем состоят причины дифференциации и специализации социальных институтов?

14. В чем, с Вашей точки зрения, заключаются основные функции и дисфункции социальных институтов?

15. Покажите многозначность термина «социальная организация». Приведите примеры, ее демонстрирующие.

16. В чем заключается эффект синергии?

17. Дайте характеристику формальной социальной организации. Чем она отличается от неформальной?

18. Какие подходы к типологии социальной организации Вы знаете?

19. Каковы основные подходы к определению понятия «социальная общность» в современной зарубежной и отечественной социологии?

20. Каковы основные критерии типологии социальных общностей?

21. Каково содержание понятия «социальная группа»?

Литература

Батыгин, Г.С. История социологии [Текст]: учебник/ Г.С. Батыгин. – М.: Новый учебник, 2004.

Бек, У. Общество риска: на пути к другому модерну [Текст]/ У. Бек; пер. с нем. – М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Беляева, Л.А. Социальная модернизация в России в конце 20 века [Текст]/ Л.А. Беляева / РАН; Ин-т философии. – М, 1997.

Давыдов, А.А. К вопросу об определении понятия «общество» [Текст]/ А.А. Давыдов // Социс. – 2004. - № 2.

ДеБолт, Дж. У. Причины и следствия неудач модернизации в России [Текст]/ Дж.У. ДеБолт// Социс. – 2006. - № 1.

Жуков, В.И. Модернизация социальных отношений в России: замыслы, итоги, возможности [Текст]/ В.И. Жуков // Социс. – 2005. - № 6.

Заславская, Т.И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований в России [Текст]/ Т.И. Заславская// Социс. – 2002. - № 8.

Заславская, Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации [Текст]: учеб. пособие/ Т.И. Заславская. – М.: Дело, 2004.

Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция [Текст]/ Т.И. Заславская. – М.: Дело, 2004.

Зборовский, Г.Е. История социологии [Текст]: учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004.

Ильин, И.П. Постмодернизм [Текст]: словарь терминов/ И.П. Ильин. – М.: ITRADA, 2001.

Инглхарт, Р. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества [Текст]/ Р. Инглхарт// Полис. – 1997. - № 4.

Ирхин, Ю.В. Постмодернистские теории: достижения и сомнения [Текст] Ю.В. Ирхин// Социально-гуманитарное знание. – 2006. - № 1.

Левашов, В.К. Общество и глобализация [Текст]/ В.К. Левашов// Социс. – 2005. - № 4.

Мальковская, И.А. Глобализация и транскультурный вызов незападного мира [Текст]/ И.А. Мальковская// Социс. – 2005. - № 12.

Марканян, К.В. Общая теория постиндустриального государства [Текст]/ К.В. Марканян. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.

Мелюхин, И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития [Текст]/ И.С. Мелюхин. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

Наумова, Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России: беда, вина или ресурс человечества? [Текст]/ Н.Ф. Наумова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

Панарин, А.С. Искушение глобализмом [Текст]/ А.С. Панарин. – М.: Русский национальный фонд, 2000.

Парсонс, Т. Система современных обществ [Текст]/ Т. Парсонс. – М.: Аспект-Пресс, 1998.

Ракитянский, Н.М. Россия и вызовы глобализации [Текст]/ Н.М. Ракитянский// Социс. – 2002. – № 4.

Ритцер, Дж. Современные социологические теории [Текст]/ Дж. Ритцер. – СПб.: Питер, 2002.

Руткевич, М.Н. Общество как система: социологические очерки [Текст]/ М.Н. Руткевич. – СПб.: Алтея, 2001.

Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне [Текст]/ Ю. Хабермас: Пер. с нем. – М.: Весь мир, 2003.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое общество? В чем состоит особенность социологического подхода в научном анализе общества?

2. Что является системообразующим началом общества?

3. Какие черты и качества характеризуют общество как социальную систему?

4. Чем отличаются понятия «социальная система» и «социетальная система»?

5. В чем состоит сущность основных социологических концепций общества?

6. Каковы основные элементы общества как системы?

7. Какова роль экономических факторов в жизнедеятельности общества?

8. Когда и почему начали формироваться современные общества?

9. Что такое «информационное общество» и каковы его сущностные черты?

10. К какому типу общества относится современная Россия?

11. Что такое мировое сообщество?

12. В чем состоит основное содержание глобализации? Каковы ее позитивные и негативные последствия?

Практические задания и упражнения

1. Пользуясь учебной и справочной литературой, найдите два-три определения общества. Какое из них является самым широким?

2. Подумайте и ответьте на вопрос: можно ли считать обществом мировое сообщество? Почему? Обоснуйте свою позицию.

3. Определите, в чем состоит сходство и различие следующих научных категорий: «общество», «страна», «государство». Источник: Кравченко, А.И. Социология [Текст]: учебник для вузов/ А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.Раздел II. Социальная динамика. Глава I. Определение и строение общества.

4. Пользуясь учебной и справочной литературой, определите, в чем состоят различия в понимании общества в зарубежной и отечественной социологии.

5. Выясните, в чем состоит специфика социальной системы. Источник: Социология. Основы общей теории [Текст]: учебник для вузов / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2005. Глава 3. Общество.

6. Объясните состояние какого-либо конкретного общества (например, российского, арабского, американского и т.д.) с позиций социально-исторического, экономического, политического, культурного детерминизма. Аргументируйте свой ответ.

7. Определите, в чем состоит сходство теории социальных систем П. Сорокина и Т. Парсонса. Какими причинами можно объяснить данное сходство? Источник: Зборовский, Г.Е. История социологии [Текст]: учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. Глава 22. Развитие социологической теории: П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон.

8. Заполните таблицу: «Типы обществ и основные факторы их развития»

Тип общества Определяющие факторы развития
Аграрное  
Индустриальное  
Постиндустриальное  
Информационное  

9. Используя учебные и справочные пособия, выясните, какие государства в современном мире можно отнести к группе «новых индустриальных стран». Какие аргументы можно использовать, характеризуя их именно как данный тип?

10. Какие признаки позволяют отнести российское общество к индустриальному, а какие – к постиндустриальному? Составьте развернутый аргументированный ответ.

11. Ознакомьтесь с концепцией глобализации И.Валлерстайна. Источники: Добреньков, В.И. Социология. Краткий курс [Текст]/ В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2002. Тема 7. Развитие общества и мировая система. Каким образом определяет И.Валлерстайн место России в мировом сообществе? По каким признакам? Какова Ваша позиция на этот счет? Обоснуйте ее.

12. Охарактеризуйте социологические концепции глобализации. Источник: Зборовский, Г.Е. История социологии [Текст]: учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – С. 518-520. Что в них общего и чем они отличаются?

13. Подумайте и ответьте на вопрос: какие социальные силы сопротивляются глобализации и по каким причинам?

Литература

Аврамова, Е.М. Социальная мобильность в условиях российского кризиса [Текст]/ Е.М. Аврамова// Общественные науки и современность. – 1999. – № 3.

Александрова, О.А. Идейный фон становления российского среднего класса [Текст]/ О.А. Александрова// Общественные науки и современность. – 1999. – № 1.

Андреев, А.Л. Социальное ядро нации (Средние слои в современном российском обществе) [Текст]/ А.Л. Андреев// Общественные науки и современность. – 2000. – № 3.

Бабаева, Л.В. Российские и американские женщины- предприниматели [Текст]/ Л.В. Бабаева// Социс. – 1998. – № 8.

Беленький, В.Х. Класс наемных работников или рабочий класс? [Текст]/ В.Х. Беленький// Социс. – 2005. – № 3.

Бердышев, К.В. Воспроизводство социального статуса в России: выделение стабильных групп [Текст]/ К.В. Бердышев // Мир России. – 2006. – № 2.

Богомолова, Т.Ю. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы [Текст]/ Т.Ю. Богомолова, В.С. Тапилина// Социс. – 2000. – № 6.

Бондаренко, Н.В. Особенности адаптации бедных и состоятельных семей [Текст]/ Н.В. Бондаренко// Вестник общественного мнения. – 2006. – № 1.

Вебер, М. Класс, сословие, партии (фрагменты) [Текст]/ М. Вебер// Личность. Культура. Общество. – 2003. – Т. 5, Вып. 1 / 2 (15 / 16).

Вебер, М. Основные понятия стратификации [Текст]/ М. Вебер// Социс. – 1994. – № 5.

Вебер, М. Сословия и классы [Текст]/ М. Вебер// Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. – 2003. – № 4.

Галкин, А.А. Тенденции изменения социальной структуры [Текст]/ А.А. Галкин// Социс. – 1998. – № 10.

Голенкова, З.Т. Безработные: особенности российского бытия [Текст]/ З.Т. Голенкова, Е.Д. Игитханян// Социс. – 2001. – № 5.

Гордон, Л.А. Социальные эффекты и структура безработицы в России [Текст]/ Л.А. Гордон, Э.В. Клопов// Социс. – 2000. – № 5.

Демин А.Н. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации [Текст]/ А.Н. Демин, И.П. Попова// Социс. – 2000. – № 5.

Заславская, Т.И. О движущих силах трансформации российского общества [Текст]/ Т.И. Заславская// Общество и экономика. – 2003. – № 6.

Заславская, Т.И. Современное российское общество: проблемы и перспективы [Текст]/ Т.И. Заславская// Общественные науки и современность. – 2004. – № 5.

Заславская, Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция [Текст]/ Т.И. Заславская. – М.: Дело, 2003.

Заславская, Т.И. Социоструктурный аспект трансформации российского общества [Текст]/ Т.И. Заславская// Социс. – 2001. – № 8.

Здравомыслов, Г.А. Российский средний класс – проблема границ и численности [Текст]/ Г.А. Здравомыслов// Социс. – 2001. – № 5.

Иноземцева, В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе [Текст]/ В.Л. Иноземцева // Социс. – 2000. – № 6.

Левинсон, А. О тех, кто называет себя «средний класс» [Текст]/ А. Левинсон, О. Стучевская, Я. Щукин// Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2004. – № 5 (73).

Лепехин, В.А. Стратификация в современной России и новый средний класс [Текст]/ В.А. Лепехин// Общественные науки и современность. – 1998. – № 4.

Мкртчян, Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления [Текст]/ Г.М. Мкртчан// Социс. – 2005. – № 2.

Мкртчян, Г.М. Факторы социальной стратификации молодежи в сфере образования, на рынке труда и потребления [Текст]/ Г.М. Мкртчан, Е.Ю. Шакин// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2004. – № 3 (71).го мнения. Я. зменение установок, функций, оценок // Вестник общественного мнения: Данные.

Мостовая, И.В. Социальное расслоение в России: методология исследования [Текст]/ И.В. Мостовая. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1995.

Пестриков, И.Л. Возрождение социального слоя предпринимателей в российском обществе [Текст]/ И.Л. Пестриков// Образование и общество. – 2005. – № 1.

Радаев, В.В. Социальная стратификация [Текст]: учеб. пособие/ В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. – М.: Аспект Пресс, 1996.

Римашевская, Н. Экономическая стратификация населения России [Текст]/ Н. Римашевская// Общество и экономика. – 2002. – № 12.

Руткевич, М.Н. Социальная структура [Текст]/ И.Н. Руткевич. – М.: Альфа-М., 2004.

Рывкина, Р. Социальные неравенства в постсоветской России: объективный и субъективный аспекты [Текст]/ Р. Рывкина// Свободная мысль – ХХI. – 2004. – № 5.

Силласте, Г.Г. Социальная сущность денег [Текст]/ Г.Г. Силласте// Финансовый бизнес. – 2003. – № 1.

Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество [Текст]/ П.А. Сорокин. – М.: Политиздат, 1992.

Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы [Текст]/ отв. ред. Т.И. Заславская, З.И. Калугина. – Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1999.

Социально-стратификационные процессы в современном обществе [Текст]: В 2-х кн. Кн. 1 / под ред. З.Т. Голенковой и др. – М.: Ин-т социологии РАН, 1993.

Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: иллюзии и реальности («круглый стол») [Текст]// Социс. – 2001. – № 11.

Тарусин, М.А. Реальная Россия (стратификация современного российского общества) [Текст]/ М.А. Тарусин // Мониторинг общественного мнения. – 2006. – № 1.

Тихонова, Н.Е. «Новые капиталисты»: кто они? [Текст]/ Н.Е. Тихонова// Общественные науки и современность. – 2005. – № 2.

Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества [Текст]/ Институт социологии РАН. – 3-е изд. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000.

Угольницкий, Г.А. Модели социальной иерархии [Текст]/ Г.А. Угольницкий. – М.: Вузовская книга, 2000.

Ушкалов, И.Г. «Утечка мозгов» как мобильный феномен и его особенности в России [Текст]/ И.Г. Ушкалов, И.А. Малаха// Социс. – 2000. – № 3.

Шкаратан, О.И. Анализ социально-экономического неравенства россиян [Текст]/ О.И. Шкаратан и др.// Общественные науки и современность. – 2005. – № 5.

Шулус, А. Образовательная стратификация и проблема неравенства [Текст] А. Шулус и др.// Общество и экономика. – 2003. – № 1.

Вопросы для самопроверки

1. Какое место в социологии занимает изучение социальной структуры общества?

2. Как соотносятся понятия «социальная дифференциация», «социальная стратификация», «социальное неравенство»?

3. Перечислите основные исторические типы стратификации.

4. Может ли общество существовать без социального неравенства? Обоснуйте ответ.

5. Назовите известные Вам критерии социальной стратификации. Можно ли выделить среди них основные и дополнительные?

6. Какова роль социального статуса при изучении стратификации?

7. Назовите объективные и субъективные показатели социальной стратификации.

8. Почему социальная идентификация рассматривается как субъективный аспект социальной стратификации?

9. Как соотносятся понятия «географическая мобильность» и «социальная мобильность»? Могут ли эти явления совпадать? Обоснуйте ответ.

10. В чем состоит основное отличие внутрипоколенной и межпоколенной мобильности?

11. Каковы основные факторы а) способствующие социальной мобильности; б) препятствующие социальной мобильности?

12. Дайте определение понятию «дистанция социальной мобильности».

13. Дайте определение понятий «маргинал», «маргинальная группа». Какое место они занимают в обществе?

14. Охарактеризуйте особенности социальной структуры современного российского общества.

15. Какие критерии социальной стратификации, по Вашему мнению, являются наиболее важными в современной России?

16. Как трактуется понятие «средний класс» и какова специфика его становления в России?

17. Дайте определение понятия «социальный престиж». Почему престиж называют в качестве стратификационного критерия?

18. Какой смысл вкладывается в понятие «образ жизни». Какова роль образа жизни при изучении стратификации?

Практические задания и упражнения

1. Охарактеризуйте основные типы стратификационных систем, заполнив таблицу:

Стратификационная система Критерии стратификации Способы поддержания социального порядка
Физико-генетическая    
Рабовладельческая    
Кастовая    
Сословная    
Этакратическая    
Социально-профессиональная    
Классовая    
Культурно-символическая    
Культурно-нормативная    

Источник: Радаев, В.В. Социальная стратификация [Текст]: учеб. пособие/ В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. – М.: Аспект Пресс, 1996.

2. Объясните следующие зависимости, сформулированные в социологической науке:

а) чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре «ячеек», рассчитанных на достигаемые статусы;

б) чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее.

3. Какими методами социологических исследований целесообразно изучать социальную стратификацию? Охарактеризуйте достоинства и недостатки различных методов.

4. Определите, к каким типам социальной мобильности относятся следующие явления: развод, изменение гражданства, увольнение, избрание в парламент, разжалование в солдаты, повышение в должности, переезд из сельской местности в город, поступление в вуз, заключение под стражу.

5. Проанализируйте со

Наши рекомендации