Основные направления классической социологии.
Родоначальником не только социологии, но и первого направления классической социологии стал Огюст Конт.
Основные направления:
- позитивистское
Представитель – О. Конт.
Огюст Конт (1798-1857) реформируя систему общественного знания
предложил новую науку об обществе – социологию. Конт предложил создать
такую науку и первоначально назвал ее социальной физикой, предполагая, что
она как и в физике следует изучать общество накапливая факты убедительно
позволяющие делать правильные выводы. Чуть позже Конт предложил другое
название – социология (соци – общество, лог – знание, наука). Он считал,
что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать
общество – наблюдение, сравнение и эксперимент.
Система наук, по Конту, представляет порядок, выражающийся в
логической форме исторический процесс развития знания от простого к
сложному, от низшего к высшему, об общего к специфическому. Конт выдвигал к
социологии требование – изучать законы явлений, а не искать трансцендентных
причин, основывать достоверность своих выводов на фактах и на связи, а не
на философской интерпретации. У Конта социальный закон – это закон трех
стадий исторического развития, согласно которому все познание проходит три
стадии: теологическую, метафизическую и позитивную стадию (научную).
Основными методами по Конту являлись: наблюдение социальных фактов,
эксперимент, сравнительный метод (он имел в виду сравнение жизни различных
групп, наций и т.д.).
- марксистское
Представитель – К. Маркс
Это диалектико-материалистическое учение об общественных экономических формациях.
Социология марксизма – это теория социального развития общества, созданная К. Марксом (1818— 1883) и Ф. Энгельсом (1820—1895) в середине – второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.
Принципиальный вопрос, имеющий для социологии первостепенное значение, – это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни общества. Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, —способ материального производства. Пожалуй, никакое другое положение, не подвергается самой интенсивной критике, что Маркс исходит из экономического детерминизма, т.е. объясняет возникновение определенных социальных структур и отношений, политических и культурных институтов всецело из тенденции экономического развития, хотя в жизни сплошь и рядом можно наблюдать обратные связи, ибо отмеченные явления сами воздействуют на экономику, на характер реального производства. Маркс был первым социологом, который рассматривал общество как объективную саморазвивающуюся реальность. Источником этого саморазвития являются противоречия и конфликты прежде всего в материальной жизни.
Социальная революция – есть не политическая случайность, а закономерное проявление исторической необходимости.
Социологическая теория марксизма включает в себя системный анализ классов, социальных отношения и классовой борьбы. По Марксу, принадлежность человека к классу, его социальные интересы обусловлены прежде всего экономическими отношениями. В работах начального периода Маркс акцентирует жесткую социальную
дифференциацию, характер которой приводил к рельефно выраженному делению всех людей на две группы – угнетателей и угнетаемых, а классовая борьба трактуется им не иначе как сердцевина исторического процесса. Марксистская социология заинтересовалась не только конфликтными моделями общества и революционными моделями социального изменения (Теория конфликта) , но также методологическими конфликтами.
- антипозитивистское
Представители – А. Щюц, Георг Зиммель, Макс Вебер.
Георг Зиммель разработал социальную теорию конфликтов
Макс Вебер – теория понимающей социологии.
Поведение – отношение или внутренняя и внешняя позиция личности на совершение или не совершение поступка. Если в это отношение вкладывают смысл, то поведение становится социальным. Если это поведение ориентировано на другого человека, то это социальное действие Если индивиды ориентируются друг на друга, то это социальная связь. Когда социальные связи регулярны – это нравы. Когда эти нравы узаконены – это норма.
Понимающая социология: "необходимо изучать мотивы поведения людей и тогда мы сможем понять человека и воздействовать на его поведение".
АНТИПОЗИТИВИЗМ в социологии – направление в западной социологии, характеризующееся негативной реакцией его представителей на определенные тенденции внутреннего развития и институционализации социологической дисциплины, оцениваемые ими как рез-т влияния позитивистской методологии и позитивистских представлений о науке и научности. В зап. социологии существует несколько разновидностей А. В конце 19 в. А. выражался в критике подхода к построению социол. знания по модели биологических наук (“организмическая” модель) и в отрицании возможности проецирования на предмет социологии дарвиновских представлений о “борьбе за существование” и “естеств. отборе”.
- социально-психологическое направление
Представители – Г. Тард, Г. Лассауэль, З. Фрейд, Л. Уорд, К. Юнг.
Психологическая социология стремится понять человеческую культуру, как совокупность душевных процессов отдельных индивидуумов, находящихся между собой во взаимодействии, и пытается разложить этот комплекс душевных процессов на конечные, простейшие, основные, факты душевной жизни. Но эти конечные основные факты – это чувства, инстинкты, склонности, так что человеческое общество кажется им „сплетением склонностей". Но тем самым они ставят человеческую культуру в тесную связь с внешней природой, в которой действуют те же побудительные силы, что и в человечестве и рассматривают историю, как естественный процесс, подчиняющийся в конечном счете тем же „законам", как и' вся вселенная. Это направление можно назвать поэтому и натуралистической социологией.
Конечной целью этой психологической социологии является установление общих законов или законов всеобщности, при которой конечными основными фактами являются язык, культура, религия, государство, искусство. Если же общество разлагается на душевные процессы и основными фактами являются, таким образом, душевные элементы, то отсюда следует, что всякая закономерность имеет психологическую природу, и основными законами являются психологические законы (особенно явственно у Вундта и его школы). Последовательно, психология—преимущественно в ее естественно научной разновидности—считается основной наукой также и для социологии.
- социально-дарвинистское (биологическое)
Представители – У. Самнер, Л. Гумплович
Социальный дарвинизм – биологизаторские течения конца 19 – начала 20 в. в общественных науках, пытавшиеся свести законы развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора, выживания наиболее приспособленных, к установкам теорий инстинкта, наследственности и т. п. Центральная идея дарвинизма социального – попытка доказать, что в основании социальной структуры лежат природные способности человека. Любое социальное положение не должно противоречить естественным научным законам, управляющим человеческой природой.
- технократическое
Представитель – Т. Веблен
Технократизм – власть науки и техники. Прежде всего применительно к построению «нового общества», метко структурированного и основанного на науке. Определяющими в экономике такого общества в конечном счёте оказываются разные взгляды от науки, и как следствие развитие науки является первостепенной задачей, которая позволит разрешить все проблемы. Социальная структура такого общества базируется не на отношениях собственности, а на знаниях и квалификации.
Вопрос №10