Особенности русской социальной мысли
Специфика и национальные особенности проявляются не только как сторона или специфическое качество чего-то цельного и единого, а как самостоятельное направление, претендующее на выражение самой сущности социологии или на представление социологии в целом. Общечеловеческие и национальные особенности социологии в России имеют несколько аспектов. Во-первых, они уходят корнями в русскую культуру, в традиции русского освободительного движения. Русская социальная мысль складывалась как из откровенно «идеологизированных», так и «академических» школ (прогрессивного и консервативного направлений). На формирование социальной мысли в России большое влияние оказали французские просветители (Монтескье, Дидро, Сен-Симон, Вольтер) и немецкие романтики (Шеллинг). Это влияние преобладало до первой четверти XIX в., но начиная с этого времени преобладающими и противоборствующими ориентациями в социальном мышлении в России стали славянофильство и русофильство, с одной стороны, и западничество – с другой. Во-вторых, социологическая мысль в России развивалась как интегральная часть европейской культуры. Выдающиеся деятели русской социологии оказали существенное влияние на ее становление как самостоятельной науки об обществе, вышедшей за пределы национальных границ. В то же время она испытала заметное влияние концепций западных социологов Конта, Спенсера, Вебера, Зиммеля, Дюркгейма и др.
Особенности (по Савченко):
1. развивалась как ответ на потребности в общественной жизни
2. социологическая мысль вовлечена в общественную практику в оппозиционно-критической функции (не выступала в качестве аппологета, но критика и оппонента власти).
3. своеобразие социо– культурного аспекта общественной жизни (специфический тип догоняющей модернизации, потребность в новых хозяйственных формах отношений, формально остающаяся сословность, приоритет коллективных ценностей над индивидуальными)
4. развитие социологической мысли от социальной философии (теоретической, умозрительной) к социологии (практической)
Русская социологическая мысль в XIX – начале XX вв.
Русская социологическая мысль этого периода была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих общественно-политических течений.
Анархизм М Бакунина и П. Кропоткина
Центральная идея анархизма – идея свободы личности как ее естественного состояния, которое не должно нарушаться никакими государственными институтами. Человек вступает в противоречие с основными институтами, ограничивающими его свободу, тем более с государством, как аппаратом чиновников, перерастающим в их бюрократическую корпорацию. Бакунин и Кропоткин резко выступали против государственного социализма, который, по их мнению, далек от цели удовлетворять потребности и законные стремления большинства людей.
Социологические взгляды народников
П. Лаврова и Н. Михайловского
Основную задачу социологии Лавров видел в изучении мотивов деятельности личностей и их нравственных идеалов, особое внимание уделяя анализу «солидарных» действий люде, направляемых их общими интересами. Солидарность – это общность привычек, интересов, аффектов и убеждений. Основным двигателем истории считал действия критически мыслящих личностей, составляющих передовой слой интеллигенции. По мнению М. и Л., существует правда-истина (объективная) и правда-справедливость (справедливость). Две стороны субъективного метода народничества: учет многообразных помыслов и чувств людей, а также субъективная позиция самого социолога., с другой стороны – поиск оптимальных форм солидарности, т.е. общественного устройства, при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние интересы, свободно действовать и развиваться.
Психологическое направление
Главные труды Е.В. Де-Роберти и Н.И Кареева касались фундаментальных проблем общественного развития, которые решались ими, исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии (совокупность коллективных восприятий, чувств определенных масс и национальных общностей). Коллективная психология лежит в основе развития духовной культуры. На этих двух видах базируются психические взаимодействия людей, которые являются основой общественной жизни. По их мнению психическая деятельность определяет социальную деятельность, которая в свою очередь развивается под влиянием биологических факторов.
«Легальный марксизм». П. Струве и М. Туган-Барановский
В борьбе против идеологии народничества легальные марсксисты обосновывали объективный и закономерный характер развития капитализма в России, прибегая к марксистской теории и марксистской терминологии. Но затем многие положения марксизма стали подвергаться критике, и вырабатывались свои взгляды. Фактически это течение было выражением либеральной буржуазной мысли. С позиций буржуазного материализма Струве рассматривал соотношений классов и политических партий, считая универсальной формой разрешения конфликтов между ними компромисс. Т.-Б. Выступал против капиталистической эксплуатации человека. Но капитализм заключает в себе большие возможности к развитию, т.к. в конечном счете ведет к расширению возможностей удовлетворения материальных благ и духовных потребностей членов общества.