Билет 58. Современные организации. Теория М.Кастельса: работа “Становление общества сетевых структур”.
Концепция Кастельса "культура реальной виртуальности"
В информациональном обществе, считает Кастельс, совершается переход от "галактики Гутенберга" к " галактике Маклюэна».Общество, в котором доминирует телевидение, можно охарактеризовать как систему массовой информации. Одно и то же сообщение передается от немногих централизованных передатчиков миллионам телезрителей. Формирование массового общества и появление массовой культуры было во многом результатом того, что новая коммуникационная технология контролировалась правительствами и олигополией крупных корпораций. Однако наиболее существенное изменение, внесенное в социальную жизнь в связи с появлением телевидения, заключалось не в его централизации и не в его потенциале как оружия пропаганды. ТВ означало конец господства галактики Гутенберга, т. е. системы коммуникации, в которой доминировали типографское мышление и фонетический алфавит. Формируется галактика Маклюэна: "...Телевидение завершает цикл чувственного восприятия мира человеком. С вездесущим ухом и движущимся глазом мы уничтожили письмо - акустиковизуальную метафору, которая определила динамику развития западной цивилизации. Телевидение вводит в практику активный исследовательский подход, который включает в себя все чувства одновременно, а не одно зрение. Вам приходится быть "с" ним ... В телевидении образы проецируются на вас. Вы служите экраном. Образы обволакиваются вокруг вас. Вы являетесь точкой исчезновения. Это создает своего рода направленность вовнутрь, обратную перспективу...
Во всех обществах человечество существовало в символической среде и действовало через нее. Поэтому исторически специфичным в новой коммуникационной системе, организованной вокруг электронной интеграции всех видов коммуникации, от типографского до мультисенсорного, является не формирование виртуальной реальности, а строительство реальной виртуальности. При раскрытии содержания понятия "виртуальный" Кастельс прибегает к помощи толкового словаря: "Виртуальный - существующий на практике, хотя не строго в данной форме или под данным именем" и " реальный - фактически существующий ". Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура Попутно отметим, что в логическом словаре Кондакова "виртуальный объект" трактуется как "такой возможный объект, который нами еще не воспринимается как что-то вполне определенное, но способный при наличии известных условий
возникнуть, проявиться". Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник [Текст] / Н.И. Кондаков. - М. : Наука, 1975. - С. 89. Окружающая действительность воспринимается человеком через символы, наделяющими практику некоторым дополнительным значением, отклоняющимся от их строгого семантического определения. Именно эта способность всех форм языка кодировать двусмысленность и приоткрывать разнообразие интерпретаций отличает культурные выражения от формального рассуждения. Диапазон культурных вариаций смысла сообщений позволяет нам взаимодействовать друг с другом в множественности измерений. Все реальности передаются через символы, и поэтому в интерактивной коммуникации независимо от ее средств используемые символы несколько смещаются относительно назначенного им символического значения.
Благодаря использованию мультимедийных технологий виртуальный мир тесно переплетается с реальным миром. Коммуникационная система реальной виртуальности охарактеризована Л.М. Земляновой как та "система, в которой сама реальность (т. е. материальное / символическое существование людей) полностью схвачена, полностью погружена в виртуальные образы, в выдуманный мир, мир, в котором внешние отображения находятся не просто на экране, через который передается опыт, но сами становятся опытом ". Землянова, Л.М. Сетевое общество, информационализм и виртуальная культура Включение большинства культурных выражений в интегрированную коммуникационную систему, коренящуюся в цифровом электронном производстве, распределении и обмене сигналов, имеет важные последствия для социальных форм и процессов. Новая коммуникационная система, отмечает Кастельс, значительно ослабляет символическую власть традиционных отправителей сообщений, внешних по отношению к системе, передаваемую через исторически закодированные социальные привычки. "Они не то чтобы исчезают, но слабеют, если не кодируют себя вновь в новой системе, где их власть умножается электронной материализацией духовно передаваемых привычек: электронные проповеди и интерактивные фундаменталистские сети. Сетевая коммуникация есть более эффективная, чем воздействие отдаленного харизматического авторитета при личных контактах ". Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура.
По мнению ряда авторов, логика сетевых коммуникаций стала доминировать, разрушать не соответствующие ей коммуникационные модели. Роль традиционных социальных сообществ в массовых коммуникациях стала снижаться. Сохранили влияние только те из них, кто принял логику Сети . Алексухин, С.И. Формирование новых коммуникативных сообществ [Электронный ресурс] // Исследовано в России. - 2003. - № 7. - Режим доступа: http://zhurnal.aip.relarn.ru/articles/2003/127.pdf По мнению Кастельса, с точки зрения современного общества электронные коммуникации и есть собственно коммуникации. Благодаря "цифровой, сетевой коммуникации все виды сообщений в обществе нового типа работают в бинарном режиме: присутствие или отсутствие в коммуникационной мультимедиасистеме. Все прочие сообщения сведены к индивидуальному воображению или ко все более маргинализующимся субкультурам, где господствуют личные контакты. Однако из этого не следует, что идет процесс гомогенезации проявлений культуры и полное господство над кодами со стороны нескольких отправителей, занимающих центральное положение. Именно из-за диверсифицированности, мультимодальности и неустойчивости новой коммуникационной системы она способна охватывать и интегрировать все формы выражения интересов и ценностей, включая и выражение социальных конфликтов ". Кастельс, М. Становление общества сетевых структур [Текст] / М. Кастельс // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. - М. : Academia, 1999. - С. 353. Ценой включения в систему является принятие ее логики, языка, системы кодирования и декодирования.
Вот почему важно, чтобы развивалась многоузловая, горизонтальная сеть коммуникаций типа интернета вместо мультимедиасистемы с центральной диспетчерской. Возведение барьеров на пути вхождения в коммуникационную систему и создание паролей для циркуляции и распространения сообщений через систему представляют собой решающие события в культурной борьбе за новое общество. Ее исход предопределяет судьбу символически опосредованных конфликтов, которые разразятся в новой исторической среде. Кто взаимодействует и кто включен во взаимодействие в новой системе, и определит в основном систему господства и процессы освобождения в информациональном обществе ".