Формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тённиса.

Георг Зиммельвошел в историю социологии как основатель формальнойшко­лы, так как ограничивал изучение общества рассмотрением форм соци­ального взаимодействия, полностью абстрагируясь от их конкретного со­держания. Поэтому задачу социологии он понимал как описание и опреде­ление историко-психологическогопроисхождения тех форм, в которых осуществляется взаимодействие между людьми. В своих построениях он исходил из установок социоло­гического номинализма: общество — это простое название и реально оно существует лишь там, где в сумме индивиды вступают во взаимодействие, которое «из индивидуальных носителей взаимно возбужденных эмоций и целей создает единство, именуемое «обществом». С точки зрения Зиммеля, социальная группа есть одна из форм социального взаимодей­ствия, и различие между ней и обществом заключается лишь в степени взаимодействия. Поэтому социальная группа представляет собой общество в миниатюре, а специфическое свойство социального взаимодействия зак­лючается в определении его как взаимодействия психологического. Зиммель делил социологию на три составляющих. Общая социология исследует «ритм» («закон») общественного развития и устанавливает судьбы обществ, то есть она пересекается с историей и близка к философии истории. В этом плане социология относится к «историческим наукам» (наукам о духе), но не тождественна исторической науке. Философская социология выступает теорией социального познания: она разрабатывает теоретико-познавательные и социофилософские ориентиры для «чистой социологии». Формальная социология рассматривает общество как сумму форм взаимодействия, посредством которых из индивидов получается общество: сумма индивидов, объединенных взаимными связями, основанными на общности интересов. Фердинанд Тённис – еще один представитель формальной социологии. Он развивает проблематику формальной социологии, но исходит из установки, что «национальный дух» (общее творчество) имеет генетический приоритет над индивидуальным: первым звеном в общественной жизни является сообщество, а не индивид. Главное внимание он уделяет социальной группе как целому (гештальт), чья сила определяется взаимо­зависимостью частей (отдельных членов). Чем сильнее гештальт, тем больше положение и поведение его отдельных членов зависит от внутригрупповых отношений. Так, в примитивных обществах, где родственные связи очень сильны, разрыв с группой ведет к смерти.Тённис делит социологию на общую и специальную. Общаясоциология, по мысли Тенниса, должна рассматривать все фор­мы существования людей (включающие и взаимоотрицания), в том числе и общие с формами социальной жизни животных. Однако подробно он ее не рассматривает.Специальнаясоциология имеет только ей присущий предмет — социаль­ное, которое образуется за счет взаимодействия людей.Специальную социологию он делил на чистую (теоретическую), разрабатывающую формализованную систему внеисторических — «чистых» категорий, с помощью которых контролируется линия развития «общности» и «общества»; прикладную социологию, близкую по идее философии истории, в которой дедуктивным путем истолковываются процессы исторических изменений, социального развития; эмпирическую социологию (социографию), представляющую собой наблюдение и изучение социальной жизни в определенной стране (районе страны) с применением статистических методов. Социальное, по Теннису, возникает, когда сосуществующие люди находятся в состоянии «взаимоутверждения». В качестве высшей инстанции социального существования человека, он определяет сознание. Последнее, в свою очередь, предопределяется волей: на основе своей воли (в духе Б. Спинозы и А. Шопенгауэра) люди вступают в отношения друг с другом. Сведение социальных отношений к волевому началу и составляет суть теннисовскойпсихологизации социологии. Многие воли, согласуясь друг с другом, образуют «социальную волю». При ее реализации возникает сила, пробивающая дорогу вопреки другим волям, противостоящим ей. Социальные воли возникают во взаимодействиях людей как социальные сущности, которые можно «желать» или «мыслить» в качестве субъектов коллективного желания и действия — непосредственно переживаемое взаимодействие личностей. Тип воли определяет у Тенниса тип социальной связи. Он выделяет два типа воли: естественная инстинктивная воля и рассудочная избирательная воля. Естественная воля есть унаследованный (прошлый) от предков способ мышления и восприятия: она проявляется «во взглядах, нравах и совести» человека. Естественная воля является «психологическим эквивалентом тела» и предстает в формах инстинктивных влечений, привычек и памяти. В основе ее лежат бессознательные мотивы, с которыми уживается разумная воля. Поэтому данный тип воли предстает как воля, содержащая мышление. В связи с естественной волей рассматриваются аффективные, эмоциональные, полуинстинктивные побуждения и влечения, реализующиеся в деятельности. Рассудочная воля есть рационально ориентированная на достижение цели воля, которая целенаправленно выбирает средства и согласуется с ясной осознанностью. Данная избирательность предстает в формах «умышленно­сти» (свободного поведения вообще), «произволения» (отдельных действий) и «понятия» (связывающего само мышление). Этот тип воли предстает как мышление, содержащее волю. Поэтому, в связи с рассудочной волей рас­сматривается мыслительная система целей, намерений, средств, содер­жащаяся в людских головах и называемая «устремлением». Все типы и формы воли находят проявление в деятельности и поведе­нии людей: направляющая их воля образует взаимоутверждающие отно­шения — социальные.





Наши рекомендации