Тема 31. Социология повседневности Эрвинга Гофмана
Эрвинг Гоффман – один из крупнейших социологов 2-й половины ХХ в.
Своеобразие его социологии: тематика, стиль, понятийный аппарат, процедура остранения («перспектива несообразности»), «социологическая ирония». Многообразие истолкований работы Гоффмана. Влияние на нее функционализма (Э. Дюркгейм, А.Р. Рэдклифф-Браун, У.Л. Уорнер), символического интеракционизма и чикагской социологической традиции.
Ранний, средний и поздний периоды работы Гоффмана.
«Взаимодействие лицом-к-лицу» как основной предмет исследований Гофф-
мана раннего и среднего периода. Базовый понятийный аппарат для изучения взаимодействия лицом-к-лицу: «столкновение» (encounter); «сборище» (gathering); «социальная ситуация», «социальное учреждение» (social establishment); «социальное событие» (social occasion). «Контакт», «сфокусированные» и «несфокусированные» сборища (и взаимодействия).
Драматическая перспектива анализа повседневных взаимодействий лицом -к-
лицу в работе «Представление себя другим в повседневной жизни». Концепция «управления впечатлениями». «Фронтальный регион» и «закулисный регион».
«Ритуалистическая» перспектива анализа взаимодействий: исследования «ритуалов взаимодействия» с помощью различных понятийных аппаратов. «Лицо» и «лицевая работа». «Я» как «священный объект». «Территории Я». «Информационный контроль». «Поддерживающие» и «исправительные» взаимообмены. Анализ «ритуалов доступа».
Концепция «стратегического взаимодействия». Принципиальная схема такого рода взаимодействия. Природа обмана и мошенничества.
Гоффмановское решение проблемы порядка. Интеракционный порядок как
особый уровень (тип) социального порядка. Понятие «рабочего консенсуса».
Концепция «стигматизации». «Норма» и «девиация» как относительные понятия. «Испорченные идентичности» как объект социологического анализа. Исследование «тотальных институтов» в книге «Приюты». «Тотальный институт» как пограничный случай «социального учреждения». Отличие тотальных институтов от прочих институтов. Внутренняя организация тотальных институтов и ее воздействие на человеческое «Я». «Мир персонала» и «мир заключенных (inmates)». Понятие «моральной карьеры». «Рамочный анализ» – важнейшая работа позднего Гоффмана.
Основная литература:
Гоффман Э. Преподнесение себя в повседневной жизни. Глава VII, «Заключение» // Личность. Культура. Общество. 2005. Т. VII. Вып. 2 (26). С. 15-27
Гоффман Э. Я и его другой (глава из кн. «Стигма») // Личность. Культура. Общество. 2000. Т. II. Вып. 3. С. 169-184
Гоффман Э. Моральная карьера душевнобольного пациента (глава из кн.«Приюты) // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2001, № 1. С.105-148
Дополнительная литература:
Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М., 2000.
Введение и заключение.
Гоффман И. Порядок взаимодействия // Теоретическая социология. М., 2002.Ч.2.С.60-104.
Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. СПб., 1999. С. 187-246.
Ритцер Дж. Современные социологические теории. СПб., 2002. С. 90-91,264-274.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Литература основная
1. Кравченко А.И. История зарубежной социологии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Культура, 2005. - 702 с.
2. Зборовский Г.Е. История социологии: Учеб. для вузов. – М.: Гардарики, 2004. - 607 с.
3. Бачинин В.А. Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учеб. – СПб.: Лань, 2002. - 383 с.
4. История социологии (XIX – первая половина XX века): Учеб.: В 3 кн. / ред. В.И. Добреньков. – М.: ИНФРА – М. Кн. 1.: 2004. – 591 с.
5. История социологии в Западной Европе и США: Учеб. для вузов/ Гайденко П.П., Добреньков В.И., Ионин Л.Г., ред. Г.В. Осипов. М.: Норма-ИНФРА – М., 2001. – 563 с.
6. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. Пособие для вузов. -6-изд., испр. –М.: КДУ: Высшая школа, 2003. -240 с.
7. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социология: Учеб. для вузов: В 3 т. -М.: ИНФРА-М. Т.1: Методология и история-2000.-400 с.
8. Курбатов, В. И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учеб. пособие для вузов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-413 с. - (Учебники и учебные пособия).
Дополнительная литература
1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Учеб. Пособие для вузов. -6-изд., испр. –М.: КДУ: Высшая школа, 2003. -240 с.
2. Добреньков В. И., Кравченко, А. И. Социология: Учеб. для вузов: В 3 т. -М.: ИНФРА-М. Т.1: Методология и история-2000.-400 с.
3. Курбатов В. И. Современная западная социология: Аналитический обзор концепций: Учеб. пособие для вузов. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.-413 с. - (Учебники и учебные пособия).
4. Современная американская социология/ ред. В.И.Добреньков. -М.: Изд-во МГУ, 1994.-295 с.
5. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие: Пер. с нем. -СПб: Наука, 2000.-379 с. -(Слово о сущем).
6. Вебер М. История хозяйства. Город: Пер. с нем./ РАН,Ин-т социол.. -М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001.-575 с. -(LS: Logica socialis.. Теоретическая социология).
7. Вебер М. Избранное. Образ общества: [Пер. с нем.]. -М.: Юрист, 1994.-702 с. -(Лики культуры).
8. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: «Прогресс» - «Политика», 1992.- 608 с.
9. Американская социологическая мысль: Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Шюц: Тексты/ ред. В.И.Добреньков. -М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996.-557 с.
10. Конт О. Дух позитивной философии: Пер. с фр. -СПб: СПб филос. о-во, 2001.-157 с. -(SP: Schola philosophiae).
11. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: [Пер. с фр.]. - М.: Канон, 1995.-349 с. -(История социологии в памятниках).
12. Тексты по истории социологии X1X-XX веков: Хрестоматия. -М.: Наука, 1994.-383 с.
13. Козер, Л. Функции социального конфликта: Пер. с англ. -М.: Идея-Пресс, 2000.-205 с.
14. Маркс, К. Социология: Сб. РАН, Ин-т социологии. -М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000.-431 с.
15. Хоркхаймер, М., Адорно, Т. В. Диалектика просвещения: Философские фрагменты. - М.; СПб.: Медиум, 1997.-311 с.
16. Фрейд, З. Я и Оно: [Сочинения]. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-1038 с.
17. Фрейд, З. Тотем и табу. -М.: Олимп, 1997.-446 с.
18. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские: [Пер. с англ.]. -Минск: Соврем. литератор, 1998.-1407 с.
19. Парсонс, Т. О социальных системах: [Пер. с англ.]. -М.: Академ. Проект, 2002.-832 с.
20. Парсонс, Т. О структуре социального действия: [Пер. с англ.]. -М.: Академ. Проект, 2002.-880 с.
21. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений: Пер. с англ. -СПб: Изд-во Рус. Христ. гуманит. ин-та, 2000.-1054 с. -(Университетская библиотека.. Социология).
22. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре: [Пер. с нем.]. -М.: Республика, 1998.-413 с. -(Мыслители XX века).
23. Риккерт, Г. Границы естественнонаучного образования понятий. Логическое введение в исторические науки. -СПб: Наука, 1997.-532 с. -(Слово о сущем).
24. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. – М.: Академический проект, 2003. – 528 с. – («Концепции»).
25. Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 736 с.
26. Парсонс, Т. Система современных обществ: Пер. с англ./ Ин-т "Открытое о-во". -М.: Аспект Пресс, 1997.-270 с.
27. Кули, Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок: Пер. с англ. -М.: Идея-Пресс, 2000.-309 с.
28. Лебон, Г. Психология масс. -Минск: Харвест, 2000.-319 с.
29. Лебон, Г. Психология социализма. -СПб: Макет, 1995.-541 с.
30. Малиновский, Б. Научная теория культуры. -М.: ОГИ, 1999.-206 с.
31. Фромм Э. Человеческая ситуация. -М.: Смысл, 1995.-239 с. -(Золотой фонд мировой психологии,В.1).
32. Фромм Э. Кризис психоанализа: Очерки о Фрейде, Марксе и соц. психологии. -СПб: Академ. проект, 2000.-215 с. -(Библиотека зарубежной психологии).
33. Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. -М.: АСТ, 2000.-446 с. -(Классики зарубежной психологии).
34. Лукач, Д. Ленин. Исследовательский очерк о взаимосвязи его идей: Пер. с нем. -М.: Междунар. отношения, 1990.-143 с.
35. Маркузе, Г. Одномерный человек: Исслед. идеологии Развитого Индустриального Общества: Пер. с англ. -М.: REFL-book, 1994.-342 с. -(Собрание Латинского Клуба) - (Res nullius,1).
36. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация: Философское исследование учения Фрейда: Пер. с англ. -Киев: ГБ Украины для юношества, 1995.-314 с. -(Собрание латинского клуба) - (Res nullius,1).
37. Маркузе, Г. Разум и революция: Гегель и становление социальной теории: Пер. с англ. -СПб: Владимир Даль, 2000.-541 с.
38. Монтескье, Ш. Л. О духе законов. -М.: Мысль, 1999.-672 с.
39. Вико, Д. Основания новой науки об общей природе наций: Пер. с итал. -М.; Киев: REFL-book, 1994.-618 с.
40. Арон, Р. Мнимый марксизм: Пер. с фр. -М.: Прогресс, 1993.-384 с.
41. Бергер, П. Капиталистическая революция. 50 тезисов о просвещении, равенстве и свободе. -М.: Прогресс: Универс, 1994.-320 с.
42. Бергер, П. Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Учеб. пособие: Пер. с англ./ Ин-т "Открытое о-во".. -М.: Аспект Пресс, 1996.-167 с.
43. Бергер, П., Лукман, Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. -М.: Медиум, 1995.-323 с.
44. Бурдье, П. Практический смысл: Пер. с фр. -СПб: Алетейя, 2001.-562 с. -(Gallicinium).
45. Бурдье, П. Социология политики: [Пер. с фр.]. -М.: Socio-Logos, 1993.-333 с.
46. Гидденс, Э. Социология: [Учеб.: Пер.]/ ред. В.А.Ядов. -М.: Эдиториал УРСС, 1999.-703 с.
47. Гофман, И. Представление себя другим в повседневной жизни: Пер. с англ. -М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000.-304 с.
48. Западно-европейская социология XIX-начала XX веков. В.Вундт. Г.Тард. З.Фрейд. М.Вебер. [Тексты]: Учеб. пособие/ ред. В.И.Добреньков. -М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996.-515 с.
49. Западно-европейская социология XIX века. О. Конт, Д.С. Милль, Г. Спенсер: [Тексты]: Учеб. пособие/ ред. В.И.Добреньков. -М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1996.-346 с.
50. Зиммель, Г. Избранное: [Пер. с нем.]. -М.: Юристъ. -(Лики культуры). Т.1, 2. 1996.-670 с.