Тема 2: ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Социологиявозникает в середине XIX века в Западной Европе на фоне:

бурного развития капитализма, разрушения старых феодальных порядков и формирования нового индустриального общества (общества модерна);

формирования гражданского общества на основе утверждения прав и свобод человека;

обострения социальной борьбы: восстание лионских ткачей во Франции, силезских рабочих в Германии, возникновение чартистского движения в Англии. Высшей точкой этого противостояния стал 1848 год, когда по всей Западной Европе прокатилась волна буржуазных революций.

кризиса социально-философского знания. Социальная философия, вершиной развития которой стало Французское Просвещение XIII века (Вольтер, Руссо, Дидро), исчерпала свои возможности и не способна ответить на вопросы, поставленные в эпоху модерна.

стремительного прогресса естественных наук: открытий в физике, химии, биологии, в частности, теории эволюции Ч. Дарвина.

О. Конт (1798 – 1857) – основоположник социологии. Соцальное мышление становится научно – социологическим в той мере, в какой проникается «позитивнымдухом», т.е. только положительные, научные знания о природе и обществе, основанные на наблюдении и эксперименте, по О. Конту, могут способствовать обнаружению «неизменных законов естественных явлений». Но человечество лишь постепенно сможет прийти к позитивной науке об обществе. Исследуя развитие человеческого ума в различных областях, О. Конт вывел закон трёх стадий его развития: теологического, метафизического и научного (позитивного). Социологию французский учёный подразделял на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая изучает условия существования и законы функционирования социальных систем, а вторая – законы их развития и изменения.

Натурализм в социологии – теоретико-методологическая ориентация на методы на естественных наук. В социологии ХIX – начала ХХ века существовал в 2 основных формах: социал - биологизм (стремление понять законы развития и функционирования общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией) и социал – механицизм (стремление объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках). Социал-дарвинизм рассматривает эволюцию как универсальный процесс, объясняющий все изменения в природе и в социуме.

Учение К. Маркса опирается на диалектико-материалистическое понимание истории. Общество - это продукт многообразных взаимодействий между людьми, система их взаимосвязей, являющаяся результатом, прежде всего их трудовой деятельности. Исторический процесс, по К. Марксу, представляет собой последовательную и закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. К. Маркс является основателем конфликтологического направления в социальной науке. Конфликты – это постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. В социальной сфере – это конфликт классов. Марксизм положительно оценивает роль конфликтов в обществе («революции – локомотивы истории»).

Психологическое направление (Г.Тард, Г. Лебон) изучает непосредственные явления группового, массового поведения и тех психологических и социальных механизмов, которые делают возможными передачу социальных норм и верований, а также адаптацию индивидов друг к другу.

М. Вебер является основоположником субъективистской социологии. Его учение получило название «понимающая социология» поскольку в его основе лежало сосредоточение внимания на поведении и действиях людей, на выявлении смысла, который они в них вкладывают. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное. Каждый вид представляет собой идеальный тип- теоретическое построение, с которым можно соотносить социальную реальность. Сопоставление с идеальным типом позволяет проводить сравнительный анализ разных обществ. Вклад М. Вебера в политическую социологию велик и разнообразен. Типология легитимного господства: легальное, традиционное, харизматическое. Типы политиков: политики «по случаю», политики «по совместительству», политики-профессионалы. Также М. Вебера интересовала проблема бюрократии как важного элемента управления государства. В своей социология религии М. Вебер рассматривает прежде влияние мировых религий на экономическую жизнь общества. В своём знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» он утверждает, что появление протестантизма способствовало развитию культуры, в рамках которой формировалась новая трудовая этика, оказавшая влияние на развитие капитализма.

Э. Дюркгейм полагал, что социология должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых образует общество. Социальным фактом является всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее влияние и существующий независимо от него. Так, при рождении индивид находит уже готовые ценности и нормы, законы, религию, денежную систему. Эти образы мыслей и действий существуют самостоятельно, объективно. Также Э. Дюркгейм уделяет внимание понятию солидарности – общественного сознания, способствующего объединению людей. Для традиционного общества характерна механическаясолидарность, а для современного общества – органическая.

Основные принципы структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) отражают консенсусный подход к изучению общества. Это попытка перечислить необходимые условия, обеспечивающие равновесие социальной системы, все составляющие её элементы и механизмы интеграции. Т. Парсонс пытался обосновать центральную идею своего учения, идею«социального порядка»,в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус).

Теория конфликта (Л. Козер, Р. Дарендорф), в свою очередь, в пику структурному функционализму акцентирует внимание на социальной нестабильности, конфликтах и преобразованиях. Роль конфликтов признаётся важным фактором общественногоразвития.

Феноменологическое направление в социологии (А. Щюц), продолжая субъективистскую традицию «понимающей» социологии М. Вебера, рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей. По А. Щюцу, социальная реальность представляется нам в виде «интерсубъективного мира» - сложившегося способа понимания друг друга и формирования общих восприятий и общих представлений о мире. Символические интеракционисты (Дж. Мид, И. Гоффман) рассматривали общество как результат взаимодействий людей друг с другом, как обмен символами, ожиданиями. Этнометодология (Г. Гарфинкель) изучает обыденные нормы, правила поведения, регулирующие взаимоотношения между людьми, исследует процедуры интерпретаций и скрытых, неосознаваемых механизмов межличностных взаимодействий.

Русская социология второй половины XIX – начала XX века развивается как часть западной социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она выдвигает и оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Основные направления: географическое (Л.И. Мечников), органическое(А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд), субъективное (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), психологическое (Н.И. Кареев, Л.И Петражицкий), позитивистское(М.М Ковалевский, Г.Ф. Шершеневич, В.В. Ивановский).

Марксизм в отечественной социальной науке был представлен двумя теориями: «легальный марксизм» (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев) и революционный марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Представители революционногомарксизма, в целом, разделяли основные положения теории К. Маркса, но при решении конкретных проблем общественного устройства между Г.В. Плехановым и В.И. Лениным существовали серьёзные различия, которые перешли к 1917 году в стадию непримиримой борьбы. Появление «легального марксизма»было связано с увлечением либеральной интеллигенцией марксистскими идеями накануне революции 1905 – 1907 годов.

П. Сорокин вошёл в историю науки как создатель интегрального направления в социологии, концепции смены социокультурных суперсистем, теории социальной стратификации и социальной мобильности и теории конвергенции. Культура, представляющая собой систему, элементы которой взаимозависимы, по П. Сорокину, является интегрирующим фактором общественной жизни.

Наши рекомендации