Нравственно-эстетическая составляющая развития культуры.

В имеющейся научной литературе культура личности нередко определяется таким интегральным качеством как интеллигентность, которое соединяет различные стороны человеческого образования, миропонимания, приверженность определённым идеям, ценностям, представлениям, обеспечивающим взаимодействие и взаимопонимание людей. Причём сегодня акцент делается на нравственной характеристике личности. С общечеловеческой точки зрения, любые человеческие таланты и способности становятся достоинствами при том условии, что они выстроены на базе нравственной составляющей культуры.

Принадлежа одновременно индивидам и обществу, состоящим при их относительной противоположности друг другу в сущностном единстве, взаимообусловленности и взаимодействии, нравственная составляющая культуры выступает одним из сложившихся в общественной практике способов соединения свободы личности с общественной необходимостью, адаптирующего включение индивидов в общественную жизнь и разрешение противоречий между ними. Нравственную составляющую можно определить как совокупность нравственных идеалов, убеждений, принципов, ценностных ориентаций, определяющих направленность деятельности личности. Нравственные принципы и нормы служат регулятивом взаимоотношений и поведения людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему миру, формам деятельности, её целям и результатам.

Субъективную сторону нравственной составляющей культуры представляет собой нравственное сознание. В нём формируются понятия добра и зла, долга, совести, чести, достоинства и тому подобные, помогающие выносить суждения обо всех конкретных действиях людей – моральные оценки. Оно существует как бы в двух измерениях: общественном и личностном. В первом случае нравственное сознание является одной из форм общественного (наряду с экономическим, политическим, правовым, эстетическим, религиозным и т.д.) и формируется на протяжении всей истории общества в соответствии с происходящими в нём экономическими, политическими, культурными и другими изменениями. В личностном плане нравственное сознание выступает также как одна из форм сознания личности вообще и является своеобразным отражением общественного нравственного сознания, воспринимая из него нравственные нормы и ценности.

Как социальное явление нравственная составляющая культуры общества обусловлена способом материального производства и менталитетом народа. Это совокупность нравственных ценностей, норм, идеалов, опредмечивающих творческую деятельность людей, а также сама эта деятельность по осознанию и освоению систем окружающего мира, в процессе которой производятся, сохраняются, распределяются и потребляются социальные и нравственные ценности и нормы. Через нравственную составляющую культуры идёт выработка разумного, гуманно-цивилизованного отношения к окружающему миру и природе. Она делает процесс познания человеком самого себя более эффективным и позволяет органично включать свою деятельность в естественные эволюционные процессы, т.е. двигаться по пути коэволюции.

Нравственная составляющая культуры реализуется в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности человека. В каждой из них актуализируется та часть обобщённых и унифицированных норм, ценностей и идеалов или их характеристик, которые имеют принципиальное значение для положительно направленного деятельностного процесса. Выделенные нами области жизнедеятельности индивида в обществе, являются базисными в определении содержания общей и нравственной культуры личности.

Как объект формирования нравственная составляющая культуры личности подвергается воздействию множества разнообразных факторов. Некоторые из них действуют на протяжении всей жизни человека, такие как микро- и макро- социальная среда, а некоторые, например, генетический фактор (социальное происхождение), образование – в течение ограниченного времени. Влияние первых менее интенсивно и неярко выражено. Что же касается образования, то этот фактор имеет достаточно сильное влияние на личность в течение определённого периода, когда его формирующее воздействие проходит целенаправленно и интенсивно.

Перечисленные факторы составляют неполный список, кроме них существует множество других объективных и субъективных, которые системно или перманентно оказывают влияние на нравственную составляющую культуры личности. К такого рода факторам относится, например, уровень жизни общества и индивида в нем, способствующий или препятствующий получению высшего образования. Существенным фактором, корректирующим нравственную составляющую культуры личности, является деятельностный. Подробно проблема изучения нравственной составляющей культуры изложена в книге И.А. Гричаниковой (Формирование нравственной культуры в техническом вузе. – Белгород: Изд-во БелГТАСМ; Крестьянское дело, 2002. – С. 9-17; 28-40).

Культуру невозможно рассматривать вне рамок эстетического видения мира, ибо сфера эстетического является специфическим проявлением ценностного отношения человека к природе и обществу. Эстетическая деятельность охватывает те виды творчества человека, которые осуществляются по законам красоты. Выходя за рамки утилитарности, она носит общечеловеческий характер, приобретает общечеловеческую и универсальную значимость, особенно в тех случаях, когда достигает своих наиболее совершенных форм. Это касается как индивидуального, коллективного, так и массового творчества в различных его видах.

Эстетическая деятельность и дизайн, создавая те или иные художественные ценности, обслуживают духовные потребности человека, формируют в нём эстетическое отношение к действительности. В связи с этим в социологии говорят об эстетическом сознании, которое формируется в сфере труда и быта. Ж.Т. Тощенко пишет, что "эстетизация процесса производства товаров привела к развитию дизайна, стала серьёзно влиять на поведение человека" (М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 396-397).

Широкое проникновение эстетического начала в производство привело к его органичному соединению с практической целесообразностью, прагматизмом и технологической рентабельностью. Пользуясь художественно сконструированными предметами одежды и быта, средствами транспорта и связи, интерьером квартир, строений, улиц, площадей и парков, человек получает комфорт и возможность наслаждаться созерцанием самого себя и эстетикой созданного им мира. Дизайн предстаёт перед нами как продукт безграничного распространения прикладного искусства на все виды труда и производственной деятельности, как результат проникновения эстетики в технику. "Дизайн осуществляет массовую культурно-эстетическую коммуникацию, передавая через предметы быта, орудия труда, вещи повседневного обихода, создаваемые современной промышленностью, определённый тип художественного вкуса". Об этом пишет Ю.В. Борев (Эстетика. – М.: Политиздат, 1988. – С. 30-33). Таким образом, в дизайне общество и каждый человек утверждают себя в качественно новой форме бытия техногенной цивилизации – в эстетическом измерении деятельности.

Стремление человека к красивому, гармоничному поддерживается условиями макро- и микросреды, поскольку навыки эстетического восприятия мира приобретаются в процессе воспитания и на основе жизненного опыта. Здесь велика роль СМИ, литературы, образовательных учреждений, учреждений культуры, семьи, а, в конечном итоге, культурной политики государства. Факторами формирования эстетического сознания являются также уровень и образ жизни населения, его качественные показатели, показатели свободного времени как пространства духовного развития личности. Всё это составляет предмет социологии эстетической деятельности и дизайна.

Социологические исследования эстетической деятельности в России развиваются по следующим направлениям. Первое из них предполагает раскрытие на теоретическом уровне социальной сущности и функции эстетической деятельности в системе общественных отношений, определение методологии исследования проявлений соответствующих закономерностей. Второе – связано с исследованием институциональной роли эстетической деятельности и дизайна среди других социальных институтов общества. Третье – направлено на изучение особенностей эстетической деятельности в жизни социальных, национальных и конфессиональных общностей, коллективов. Четвёртое – рассматривает эстетическую деятельность как коммуникативный процесс и исследует его включённость в культуру общения, образование, управление. Особое место занимают конкретные социологические исследования по всем указанные направления. Подробно эстетическая составляющая культуры рассмотрена Г.А. Котельниковым (Социология эстетической деятельности и дизайна // Духовное возрождение: Сборник научных трудов. – Белгород, БелГТАСМ, 2000. – Выпуск VI).

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы различия между понятиями «общество», «цивилизация» и «культура»?

2. В чём специфика социологического подхода к анализу культуры?

3. Какова роль культуры в общественном развитии?

4. Что представляет собой система ценностей?

5. Как следует понимать термин «ценностные ориентации»?

6. Какими понятиями описываются структурные элементы культуры?

7. Что такое массовая культура? Каковы условия её возникновения?

8. Каков характер взаимодействий субкультур и контркультуры с доминирующей культурой?

9. Опишите особенности субкультуры какой-либо профессиональной или социальной группы.

10. В чём состоит специфика нравственно-этической составляющей культуры?

11. Как формирует нравственная составляющая культуры?

12. Какое значение имеет эстетическое начало культуры в деятельности человека?

Темы рефератов и докладов

1. Состояние и тенденции развития системы "личность-общество-культура".

2. Творчество личности как социально-духовный феномен.

3. Исследование духовно-творческого потенциала личности.

4. Социокультурные условия творческого развития индивидуальности.

5. Взаимосвязи профессионального творчества и инновационной деятельности.

6. Процессы гармонизации духовности и знания.

7. Типология социально-творческих индивидуальностей.

8. Роль СМИ в социокультурной адаптации индивида.

9. Взаимоотношения профессионального образования и культуры в духовной жизни общества.

10. Влияние тенденций развития информационного общества на его культуру духовную жизнь и формы проведения досуга.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Социология выполняет роль базовой науки об обществе. В сложившихся условиях она может анализировать, диагностировать, какие социальные последствия порождают новые тенденции и процессы современного мира и как регулировать их развитие в интересах человека и общества. Новые социальные реалии – это не результат действия каких-то мистических или фатальных сил, а социальных действий самого человека. На основе познанных закономерностей и механизмов их проявления в конкретных ситуациях социальной среды социология позволяет людям находить наиболее эффективные способы решения текущих проблем и составлять достоверные прогнозы на будущее. Все сказанное относится не только к глобальным проблемам человечества, к общегосударственным делам, но и к проблемам отдельных регионов, организаций и их коллективов, к судьбам семьи или отдельного человека.

Объективная комплексность в теории и практике познавательной деятельности придает социологии особую значимость в подготовке высококвалифицированных специалистов технического направления. По мере прохождения курса студенты получают представление о категориальном аппарате социологии и ее познавательных возможностях. Знания о социальных процессах и социальных отношениях, социальных институтах, группах и общностях, их организационных формах, функционировании разнообразных общественных структур позволят им принимать активное участие в осуществлении различных исследовательских проектов, овладевая на практике методологией, методикой и технологией проведения конкретного социологического исследования.

Изучение социологии способствует формированию у студентов наиболее полного представления о различных сторонах жизни современного общества. В лекциях мы обращаем внимание на то, что социология как наука, помимо своих специфических функций, выполняет также интегративную функцию и обеспечивает синтез гуманитарного знания, комплексность социальных исследований. В процессе овладения социологическими знаниями, студенты развивают свое социальное мышление, понимание актуальных социально-экономических, политических и общественных проблем и конфликтов, источников и условий их возникновения, возможных путей, методов и способов разрешения.

ОСНОВНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Адаптация социальная – процесс приспособления личности или социальной группы к обстоятельствам, требованиям, условиям конкретной социальной среды.

Анкета – опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым (респондентом) по указанным в нём правилам.

Артефакт – искусственный, созданный людьми, культурный объект. Выделяются следующие классы таких объектов: вещи, идеи, образы, технологии, регулятивные образования, оценочные критерии.

Банк социологической информации – специально организованный архив, собрание программных и методических материалов, результатов социологических обследований, итогов их эмпирического и теоретического анализа, используемый в целях сохранения и накопления информации.

Брак – форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает их взаимоотношения и вводит в рамки закона.

Выборка – 1. Составная часть генеральной совокупности, подлежащая непосредственному изучению в социологическом исследовании. 2. Правила и процедуры отбора единиц наблюдения и изучения при массовых социологических исследованиях.

Генеральная совокупность – это все множество объектов и единиц наблюдения, которые потенциально включаются в предмет социологического исследования и на которое затем распространяются выводы по его результатам.

Гипотеза – предположение о фактах, эмпирических связях или принципах функционирования или развития социальных явлений, не имеющее достаточного эмпирического или логического обоснования.

Группа референтная – социальная групп, обладающая системой ценностей, разделяемых индивидом, хотя и не принадлежащим к числу её членов, но ориентирующим своё поведение на ценности этой группы.

Диагностика социальная – совокупность исследовательских процедур, направленных на оценку параметров фактического состояния различных социальных объектов (малых групп, коллективов, организаций и т.д.) и выявления намечающихся тенденций.

Духовная жизнь общества– относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды специализированной духовной деятельности и общественных отношений, регулирующих духовную деятельность и функционирование общественного сознания.

Законы социальные – выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего устойчивых связей в общественной деятельности людей или их собственных социальных действий.

Изменения социальные – перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, в обществе в целом как в социетальной системе.

Измерения в социологии – процедура, при помощи которой объекты исследования, рассматриваемые как носители определённых отношений между ними и как таковые составляющие эмпирическую систему, отображаются в некоторую математическую систему с соответствующими отношениями между её элементами.

Инструментарий социологического исследования – система методических и технических приёмов осуществления исследования в соответствующих операциях и процедурах, представленная в форме разнообразных документов. В состав инструментария входят методики по сбору первичных данных – инструкции по проведению наблюдения, анализа документов, опросов и т.д.

Интервью – целенаправленная беседа исследователя с респондентом, цель которой получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования.

Качество жизни – показатель степени соответствия удовлетворения материальных и культурных потребностей населения научно-обоснованным в современном обществе стандартам.

Кластерный анализ – метод классификации единиц наблюдения в социологическом исследовании и их признаков. Классификация признаков осуществляется на основе коэффициентов парной корреляции.

Количественные методы – совокупность приёмов, процедур и методов описания, преобразования и получения нового социологического знания, формализованного на основе достижений и методов современной математики и вычислительной техники.

Коммуникация массовая – процесс распространения информации и влияния в обществе посредством специальных средств: печати, телевидения, радио, кино и т.д., в результате чего сообщение поступает сразу к большим группам людей.

Контент-анализ – метод количественного изучения содержания социальной информации. Объектом контент-анализа может быть содержание газет, кинофильмов, публичных выступлений, документов, интервью и т.д.

Конфликт социальный – тип социальных взаимодействий, характеризующийся противодействием социальных субъектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций.

Корреляционный анализ – математические процедуры для изучения статистических связей между признаками социальных объектов. Самым простым видом является установление тесноты связей между двумя рядами признаков.

Культура – это материальная и духовная среда искусственно созданная человеком в процессе исторического развития и отделяющая его от природы.

Культура массовая – понятие, отражающее наиболее типичный способ бытия культуры в условиях современного общества; в самом общем виде означает производство культурных ценностей, рассчитанное на массовое потребление, т.е. подчинённое ему как своей цели (зачастую массовое культурное производство понимается по аналогии с поточно-конвейерным).

Личность – социальное качество человека, которое проявляется в зрелости его сознания, способности к самостоятельной деятельности, самоконтролю и общению с другими людьми в соответствии с принятыми в общества правовыми и нравственными нормами.

Метод в социологии – способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приёмов, процедур и операций теоретического и эмпирического познания социальной реальности.

Методология социологического исследования – стратегия научного поиска, определяющая концептуальные позиции исследователя и совокупность методов изучения социального явления.

Мобильность социальная – перемещение людей из одной социальной группы (института, организации) в другую по вертикали или горизонтали; смена социального статуса, социальной роли или места проживания.

Моделирование – построение схемы внутренних или внешних связей объекта с помощью натуральных или знаковых показателей.

Молодёжь – социально-демографическая группа населения, находящаяся на этапе перехода от детства к зрелому состоянию (на этапе социализации). Возрастные границы молодёжи чаще всего определяются в пределах 15-25 лет.

Мониторинг – систематическое отслеживание, изучение состояния социальных явлений и процессов, сопоставление результатов постоянных наблюдений для получения обоснованных представлений об их действительном положении, тенденциях их развития.

Мотивация социальная – побуждение человека, социальной группы к активной деятельности с помощью нравственных и моральных стимулов, с опорой на существующие в обществе ценности и нормы, признанные ценности личности.

Нормы культурные – совокупность стандартов культурной деятельности, регулирующих поведение и духовную активность субъектов данной культуры, выражающих закреплённые в культуре и конкретной социокультурной среде представления о должном, желательном.

Нравственность – форма нормативно-оценочной ориентированности в поведении и духовной жизни, взаимовосприятие и самовосприятие людей.

Общесоциологическая теория – отражает основные закономерности и тенденции общественного развития, претендуя на объяснение механизмов функционирования явлений и процессов в жизни общества. Служит фундаментальной основой разработки специальных социологических теорий и категориального аппарата социологии.

Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности.

Общественное настроение – социально-психологическое явление, выражающееся в определённом состоянии чувств и умов тех или иных социальных групп в тот или иной период времени.

Общество – объединение людей, связанное общностью исторического развития, территорией, определённой социокультурной идентичностью и принадлежностью к экономическому, политическому и государственному строю.

Объект и предмет социологического исследования – социальная реальность и её различные стороны и отношения. Объект социологического исследования – определённая социальная реальность, не зависящая от исследователя. Предмет социологического исследования – свойства, стороны, отношения и процессы данной реальности (то есть данного объекта), выделяемые исследователем для целенаправленного изучения.

Панельное исследование – вид повторного социологического исследования, который предполагает изучение одного и того же социального объекта с определённым интервалом по одной и той же программе и методике.

Пилотажное исследование – в социологии пробное исследование преимущественно методической направленности, цель которого – проверка качества инструмента для сбора первичной социологической информации, процедур и методов организации массового полевого исследования.

Полевое исследование – социологическое исследование, задача которого состоит в непосредственном и всестороннем изучении социального объекта в нормальных, естественных условиях.

Потенциал культурный – совокупность артефактов, имеющихся в обществе.

Прикладная социология – область социально-практических, управленческих приложений теоретического и эмпирического социологического знания, социологической методики, информации (данных) и методов исследования.

Прикладное социологическое исследование – исследование, ориентированное на практическое решение социальных проблем, связанное с регулированием определённых социальных процессов, прогнозированием, планированием и управлением в чётко очерченных областях общественной жизни.

Прогнозирование социальное – исследование перспектив социальных процессов и явлений с целью повышения научной обоснованности и эффективности социального программирования, планирования, управления.

Программа социологического исследования – изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также социологической последовательности операций для проверки гипотез.

Проектирование социальное – один из видов целеполагающей деятельности по формированию объёмно-информационного аналога (проекта) создаваемого объекта.

Процесс культурный – упорядоченная последовательность взаимосвязанных культурных изменений.

Ранжирование – способ оценки переменной, когда её значению приписывается место в последовательности величин (так называемый ранг), определяемое при посредстве порядковой шкалы.

Репрезентативность – характеристика качества выборки, соответствия распределения признаков, полученных в результате выборочного исследования, распределению этих же признаков в генеральной совокупности.

Роль социальная динамическая сторона и функциональное назначение социального статуса; нормативно одобренный образец (модель) поведения личности, соответствующий требованиям, которые предъявляются к данному статусу (позиции).

Репрезентативность – свойство выборки отражать характеристики изучаемой (генеральной) совокупности.

Семья – малая социальная группа, связанная кровным родством или брачными узами.

Система социетальная – система явлений и процессов, рассматриваемых на уровне общества в целом, включает взаимодействие основных структур общества – экономической, социальной, политической и идеологической.

Социализация – процесс усвоения индивидом знаний, умений, навыков и опыта, необходимых для самостоятельного участия в экономической, политической и культурной жизни общества.Принято выделять два этапа социализации: первичный и вторичный. Первичная социализация свойственна для раннего возраста и продолжается ориентировочно до совершеннолетия. Вторичная социализация это стадия интернационализации установок и норм, или формирования саморегулируемых процессов, на которой происходит замена внешних санкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной социализации индивида.

Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп и общностей, которые отличаются друг от друга рядом существенных признаков, составляющих основу общественного неравенства

.

Социальное управление – систематическое, сознательно организованное воздействие на общество по упорядочению и совершенствованию его социально-деятельной структуры в процессе выработки и достижения цели.

Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей в различных сферах общественной жизни.

Социальные технологии – способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на последовательно выполняемые операции и процедуры, обеспечивающие достижение целей при минимальных затратах усилий и ресурсов.

Социограмма – способ представления межличностных и межгрупповых отношений в виде графа-системы связей между точками, каждой из которых соответствует определённый индивид или социальная группа.

Социология – (от лат. societas – общество и греч. logos – слово, понятие, учение) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Термин введён французским социологом О. Контом в середине XIX в. Различают социологию города, деревни, досуга, знания, искусства, культуры, массовой коммуникации, экономики, политики, международных отношений, морали, науки, образования, общественного мнения, организации, пола, возраста, семьи и т.д.

Социология управления – отрасль научного знания, изучающая систему и процессы управления в условиях социальных отношений, складывающихся в обществе.

Социометрия – метод изучения системы межличностных отношений в малых группах (коллективах), основанный на специальных способах опроса или тестирования всех членов этих групп.

Специальные социологические теории (теории среднего уровня) – концепции, объясняющие механизмы функционирования и развития социальных явлений в конкретных сферах жизнедеятельности или отдельных социальных объектов. Выступают непосредственной теоретико-методологической базой прикладного социологического исследования.

Статус социальный – положение личности в обществе; совокупность прав и обязанностей человека как члена данного общества, группы.

Стратификация социальная – процесс и результат дифференциации общества на социальные слои, отличающиеся по уровню доходов, квалификации, образованию, социальному статусу и другими показателями.

Субкультура – понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре. Современное развитое общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и субкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу.

Тестирование социологическое – метод измерения и оценки личностных качеств и состояний процесс индивида.

Универсалии культурные – устойчивые константы человеческого бытия, аккумулирующие культурный опыт и представленные в образно мировоззренческих конструкциях, в этимологических ценностях языка, в мифологической и художественной символике того или иного.

Факторный анализ – метод многомерной математической статистики, применяющийся для измерения взаимосвязей между признаками социальных объектов и классификаций признаков с учётом этих взаимосвязей. Путём группировки признаков выделяются те из них, которые связаны с другими причинно-следственными связями.

Ценностные ориентации – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения и поэтому приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.

Шкала – алгоритм, с помощью которого осуществляется измерение в тех случаях, когда оно является отображением изучаемых объектов в числовую математическую систему.

Этика – 1. Учение о нравственности, её сущности, структуре, функциях, законах, её истории развития и роли в общественной жизни. 2. Система норм нравственного проведения индивида, предписываемых его общественным или профессиональным статусом, а также какого-либо класса, социальной или профессиональной группы в целом.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Социология как самостоятельная научная и учебная дисциплина, её место в системе социально-гуманитарных наук.

2. Предмет и метод социологии.

3. Функции социологии.

4. Общество и его структурные элементы как объект социологического познания.

5. Специфика социологического подхода к исследованию социальных явлений и процессов.

6. Социальные отношения и их структура.

7. Социальные общности: понятие и типология.

8. Социальный институт: понятие, виды, функции.

9. Социальная организация: сущность, содержание деятельности.

10. Социальные процессы: сущность и классификация.

11. Сущность и структура социологического знания. Трёхуровневая модель её содержания.

12. Понятие о социологических законах, их классификация.

13. Основные категории социологической науки.

14. Основные этапы развития социологической мысли.

15. Вклад О. Конта в становление социологии как науки.

16. Социологические взгляды Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, и М. Вебера, их влияние на развитие социологии.

17. Русская школа социологии конца XIX – начала XX века (М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, Н. Кареев, П. Сорокин).

18. Развитие социологии в советский период.

19. Современное состояние социологической науки в России.

20. Актуальные проблемы развития социологических исследований на современном этапе.

21. Современные представления о социальной структуре общества.

22. Социальная стратификация.

23. Социальная мобильность.

24. Большие и малые социальные группы. Методы их классификации и исследования.

25. Особенности коллективной и корпоративной форм организации малых групп.

26. Семья как малая социальная группа, её роль в жизни общества.

27. Понятие о личности в социологии.

28. Личность как субъект и объект социальных отношений.

29. Формирование личности в процессе социализации.

30. Социальные роли и социальный статус личности.

31. Диалектика общественных и личных интересов.

32. Социальная типология личности.

33. Молодёжь как социально-демографическая группа.

34. Молодёжная проблематика в социологических исследованиях.

35. Молодёжь и современное общество.

36. Студенческая молодёжь как фактор социального прогресса.

37. Теоретические и прикладные разделы социологии.

38. Соотношение общесоциологических и специальных социологических теорий, их роль в эмпирическом познании социальных явлений.

39. Социологическое исследование, его методическое обеспечение и организационные основы.

40. Основные виды социологических исследований.

41. Этапы социологического исследования.

42. Программа социологического исследования. Понятие и структура.

43. Концептуальная часть программы. Формулирование целей и задач, предмета и объекта исследования, рабочих гипотез.

44. Процедурная часть программы и рабочий план исследования, его технико-экономическое обоснование.

45. Логический план социологического исследования и операционализация основных понятий.

46. Логическая структура инструментария социологического исследования.

47. Опрос в социологическом исследовании и его разновидности.

48. Проблема выборки при проведении массового опроса.

49. Основные принципы конструирования анкет, подготовки вопросников для интервью и тестов.

50. Методика проведения массовых опросов.

51. Социометрический опрос.

52. Тестирование. Понятие валидности теста.

53. Сущность и познавательный потенциал методов наблюдения в социологии.

54. Информационные возможности и ценность документальных источников социальной информации.

55. Контент-анализ документальных источников.

56. Подготовка социологической информации для обработки на ЭВМ

57. Количественные и качественные методы обработки результатов социологического исследования.

58. Понятие измерения в социологическом исследовании. Классификация методов измерения и шкалирования.

59. Общая характеристика различных шкал и специфика их применения.

60. Социальные показатели индикаторы в социологическом исследовании.

61. Методы корреляционного и факторного анализа в социологическом исследовании.

62. Интерпретация и анализ данных социологических исследований.

63. Оформление отчёта и рекомендаций по результатам анализа социологической информации.

64. Социальные технологии и их роль в управлении.

65. Социальная сущность, принципы и функции управления.

66. Система ценностей и понятий социологии культуры.

67. Массовая

Наши рекомендации