Формирование личности в процессе социализации.
В обыденном сознании нередко отождествляются такие понятия, как «человек», «индивид», «личность». В социологии, эти понятия чаще всего не рассматриваются как синонимы и достаточно чётко различаются при всей их близости и взаимосвязи. Поскольку социологию человек интересует, прежде всего, как продукт общества, а не природы, то для неё важнейшее значение имеет категория «личность». Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нём системы социально значимых черт и качеств данного общества. Характерными чертами личности являются самосознание, ценностные ориентации, социальные отношения, известная автономность в отношении к обществу, ответственность за свои поступки.
Отсюда ясно, что личностью не рождаются, а становятся. Только что появившийся на свет ребёнок – человек, но ещё не личность, хотя в нём уже заложена, запрограммирована реальная возможность последующего превращения в личность. Следовательно, не всякий человек – личность. Но с другой стороны, любой человек, являющийся носителем важнейших социальных качеств своего общества и выступающий как соответствующий субъект социальной жизни, должен рассматриваться как личность.
Наследование социокультурных черт и ценностей общества социальным путём через механизм передачи их из поколения в поколение, когда каждый отдельный индивид, каждое новое поколение неизменно проходят свой собственный своеобразный путь освоения культурного наследия того общества, в котором они рождаются и живут. Этот процесс называется социализацией.
Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди усваивают определённую систему знаний и норм, накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях и становятся личностями, полноправными членами данного общества.
В сущности, социализация процесс превращения родившегося человеческого биологического организма, запрограммированного на усвоение человеческой культуры, развития его в полноправную человеческую личность, обладающую как своими индивидуально-психологическими чертами, так и набором социально-типических, социально значимых черт, знаний и умений, позволяющих ему участвовать в общественной жизни. Поэтому социализация представляет собой процесс диалектического взаимодействия индивида с социальной средой, в ходе которого, с одной стороны, реализуются заложенные в человеке природные, психобиологические задатки, а с другой, общество посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре трансформирует их в социально значимые свойства человеческой личности при самом активном участии самого человека.
Социализация – длительный и многократный процесс, охватывающий практически всю жизнь индивида. Благодаря ей индивид не только включается в жизнь общества, но получает и изменяет свой социальный статус и социальные роли. Всё это связано, с одной стороны, с постоянным изменением, развитием всего общества, его структур, ценностей и норм, целей и задач; а с другой, – с изменениями на протяжении всей жизни самого человека, его возраста, уровня образования, потребностей и интересов, видов трудовой деятельности, занимаемых должностей и т.д.. На основе социализации и благодаря ей происходит реализация потенциальных возможностей и способностей каждой личности.
Содержание и направленность процесса социализации определяется двумя основными тенденциями – типизацией и индивидуализацией. Типизация определяется, с одной стороны, как способ усвоения личностью проявляющихся в реальном мире «объективных мыслительных форм» культуры и, с другой – как трансформация объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт её поведения. Индивидуализация характеризуется в свою очередь преобразованием индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и трансформацией субъективного мира личности, субъективной идеальности в объективные формы внешнего мира.
Все те, кто осуществляет социализацию или способствует ей, целенаправленно воздействуя на ход этого процесса, называются агентами социализации. Это родители, семья, воспитатели, учителя, друзья, коллеги, детские дошкольные воспитательные учреждения, школы, вузы, техникумы, трудовые коллективы и т.д. В практике социализации очень важно постоянно согласовывать деятельность агентов социализации, пополнять их систему новыми звеньями с целью повышения её эффективности. Социализация в основном происходит на основе группового опыта. Но во многом результаты социализации зависят от социальной активности самой личности.
Социализация включает в себя различные этапы, каждому из которых присущи свои особенности. Этот вопрос по-разному решается в научной литературе. Одни исходят из того, что главным показателем зрелости личности служит её трудовая деятельность, и поэтому выделяют в социализации три самых общих этапа: дотрудовой, трудовой и послетрудовой. Другие подразделяют этот процесс лишь на два этапа: «первичная социализация» (от рождения до утверждения зрелой личности) и «вторичная социализация», связанная с перестройкой личности в период её социальной зрелости. Третьи предлагают более дробное временное деление: младенчество, детство, юность, разные степени зрелости.
Наиболее интенсивно социализация осуществляется на начальных этапах, когда происходит подготовка детей, юношей и девушек к жизни и деятельности в мире взрослых. На начальном этапе дети получают элементарные знания, овладевают начальными навыками мышления, познания и действия, постепенно осваивают всё более сложные правила поведения и начинают знакомиться с простейшими образцами культурных ценностей и норм, учиться им следовать даже тогда, когда ещё хорошо не понимают их смысл и назначение.
Очень сложен и важен юношеский этап социализации, когда подростки и молодые люди, переживающие так называемый переходный возраст, овладевают значительно более широкой и сложной системой знаний, завершают формирование фундамента своей личности и её мировоззрения.
На этапе зрелой личности, который у разных людей наступает в различное время, зависящее от конкретных условий и обстоятельств как личной, так и общественной жизни, социализация не завершается, хотя и происходит, как правило, сравнительно менее интенсивно и в иных формах. Главное на этом этапе – приобретение и освоение самостоятельных социальных статусов и социальных ролей, активное и разностороннее включение в производственную, общественную, политическую и иную деятельность.
В отличие от первичной социализации детей, юношей и девушек социализация взрослых носит вторичный характер, будучи связана с заменой ранее приобретённых и утвердившихся знаний, взглядов, ценностей, норм и идеалов на качественно новые. Вторичная социализация происходит постоянно на протяжении всей жизни личности, часто её называют ресоциализацией. Особенно резко ресоциализация проявляется тогда, когда человек внезапно попадает в принципиально иную ситуацию. Но чаще всего ресоциализация связана с существенным изменением статуса и ролей личности, изменением профессии.
На этапе старости интенсивность и широта социализации сокращается и принимает преимущественно пассивную форму адаптации личности к новым условиям жизни и деятельности.
Вопросы личности и её социализации рассматриваются в учебнике под ред. Г.В. Осипова (Социология. Основы общей теории. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 180-213), учебном пособии Т.Л. Кончанина (Социология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – С. 358-389), учебном пособии В.В. Касьянова (Социология. – Ростов-на-Дону: издательский центр «МарТ», 2000. – С. 77-104).