Современные представления о социальной структуре общества.
Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается от произвольного, хаотического скопления людей. Все социальные общности, социальные институты и отношения имеют свою упорядоченную структуру, а, следовательно, и особую качественную характеристику. Социальная структура во многом определяет устойчивость, стабильность всего общества как системы и отдельных ее составляющих.
Понятие «социальная структура» используется как в широком, так и в узком смысле слова. В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, система связей между всеми его основными структурными элементами. Это может быть и социально-демографическая, и социально-территориальная, и социально-этническая, и социально-профессиональная, и социально-конфессиональная и иная структура общества. При таком подходе социальная структура характеризует все многочисленные виды социальных общностей и отношения между ними. В узком смысле термин «социальная структура общества» чаще всего применяется к социально-классовым и социально-групповым общностям. Социальная структура в этом смысле – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом классов, социальных слоёв и групп.
Социальная структура в целом может быть определена как состав социального целого (общества), имеющий определённое постоянство во времени, взаимосвязь элементов, которая определяет или обусловливает в значительной степени функционирование этой целостности как таковой. Основными элементами социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определённые позиции (статус) и выполняющие определённые социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности, указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. Каждый из элементов социальной структуры, в свою очередь, является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями.
Социальная структура базируется на принципе неравенства, существующего в любом обществе. Речь идёт не о биологических различиях пола, возраста, физических данных, не об индивидуальных особенностях темперамента и унаследованных способностях, а имеется в виду социальное неравенство, которое воспроизводится в устойчивых формах взаимодействия экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни общества. Биосоциальные особенности и различия социотипов людей начинают интересовать социолога, когда они закрепляются в форме социальной стратификации.
В социологии существует множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистская. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трёх основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы. Наличие классов отмечалось в науке и до Маркса в начале XIX в. Это понятие широко использовали французские историки Ф. Гизо, О. Тьери и английские и французские политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Однако наибольшее развитие учение о классах получило в марксизме. К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали экономические причины возникновения классов. Они утверждали, что классы есть результат общественного разделения труда и формирования частнособственнических отношений. Процесс формирования классов происходил двумя путями: путём выделения в родовой общине эксплуататорской верхушки, которая первоначально состояла из родовой знати, и путём обращения в рабство военнопленных, а также обнищавших соплеменников, попадавших в долговую кабалу.
Главный признак класса – это отношение к средствам производства. Отношения собственности, отношения к средствам производства (владение или не владение) определяют роль классов в общественной организации труда (управляющие и управляемые) в системе власти (господствующие и подчинённые), их благосостояние (богатые и бедные).
Марксизм делит классы на основные и неосновные. Основными классами являются такие, чьё существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия. Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основным и составят основу классового деления в новой формации.
Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки). Социальные слои – это промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) и межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоёв является «третье сословие» в период вызревания первых буржуазных революций в Европе – городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе – интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь своё внутреннее членение. Так интеллигенция подразделяется на пролетарскую, мелкобуржуазную и буржуазную.
Таким образом, социально-классовая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия социального слоя, по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на многообразие и многоступенчатость её структуры, а также динамизм.
Марксистскому учению о классах как основе социальной структуры общества противостоит не менее известная и более популярная в западной социологии, а теперь и в России теория социальной стратификации. Представители этой теории утверждают, что понятие класса годится для анализа социальной структуры прошлых обществ, в том числе и индустриального капиталистического общества. В современном постиндустриальном обществе отношения собственности оказались размыты, потеряли свою определённость. Поэтому понятие «класс» должно быть заменено понятием «страта» – слой (от латинского stratum – слой) или понятием социальная группа, а на смену теории социально-классового строения общества должны прийти теории социальной стратификации.
Теории социальной стратификации базируются в основном на выделении структур по вертикали. В этом случае страта представляет собой реальную, эмпирически фиксируемую общность, объединяющую людей на каких-то общих статусно-ролевых позициях или имеющих общее дело, которое приводит к конституциированию данной общности в социальной структуре общества и противопоставлению другим социальным общностям. В основе теорий стратификации лежат объединения людей в группы и противопоставление их другим группам по статусным признакам: властным, имущественным, профессиональным, образовательным и т.д. При этом предлагаются разные критерии стратификации.
Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, группы, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности, или социального передвижения. Под социальной мобильностью понимается изменение индивидом, группой, классом своей социальной позиции, занимаемой в экономическом, политическом, профессиональном пространстве жизнедеятельности человека. Различают два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую. Во всех этих случаях индивид не меняет социальный слой, к которому он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение, существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти.
Основы современных теорий социальной стратификации и мобильности были заложены П.А. Сорокиным ещё в 20-е годы («Система социологии», «Социальная мобильность» и др.). В последующие годы она развивалась и обогащалась. Одним из дискуссионных вопросов теорий социальной мобильности является вопрос о том, означает ли социальную мобильность переход индивида из одной социальной группы в другую или же социальное перемещение в подлинном смысле происходит лишь тогда, когда новый статус закрепляется за семьёй этого индивида и, следовательно, социальная мобильность происходит тогда, когда социальный статус меняется у различных поколений.
Проблемам социальной мобильности посвящаются многие конкретно-социологические исследования. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Людям важно знать, насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов и поколений из низших категорий в высшие, каким путём формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.
На современном этапе развития российского общества проблемам социальной стратификации и мобильности уделяется большое внимание. Среди отечественных социологов признание получила идея академика РАН Т.И. Заславской, согласно которой современное российское общество состоит из следующих 4-х слоёв: верхнего, срединного, базового и нижнего. По мнению автора классификации, на середину 90-х гг. занятое население России распределялось в следующей пропорции: верхний слой – 6 %, срединный – 18 %, базовый – 66 %, нижний – 10 %. Социальную структуру, стратификацию и мобильность рассматривают В.В. Радаев, О.И. Шкаратан (Социальная стратификация: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1996.), А.И. Кравченко (Социология: Учебник. – М.: Изд-во Проспект, 2003. – С. 121-180). К вопросам социальной стратификации и мобильности обращаются авторы учебника под ред. Г.В. Осипова (Социология. Основы общей теории. – М.: Изд-во НОРМА, 2002. – С. 323-338; 546-561).