Современная российская социология
Институционализация социологии началась на рубеже 80–90-х гг., когда было обращено внимание на исследование проблем развития и функционирования социальной сферы как пространства жизнедеятельности человека, поставлен вопрос об органической связи экономического и социального развития, о социальной эффективности экономического развития и об экономической эффективности социального развития. Естественно встал вопрос о восстановлении в «гражданских» правах науки, которая занимается исследованием социальной сферы и социального развития общества в целом, т.е. социологии. Был снят запрет на развитие теоретической социологии. Более того, было запрещено административно-приказное вмешательство в развитие этой науки. Закономерным стало признание плюрализма точек зрения на предмет социологии и её места в системе социальных и гуманитарных наук. Вопрос о дальнейшем развитии социологии как самостоятельной науки и использовании социологических исследований в решении задач социально-экономического развития страны был поднят до общегосударственного уровня. Была поставлена задача развития теоретических и прикладных фундаментальных социологических исследований. Встал вопрос о развитии социологической теории, отражающей социальные реалии сегодняшнего дня. Важной основой развития теоретической социологии явились социологические исследования реальных социальных явлений и процессов. Социологические исследования позволили приумножить социально-статистическую информацию о формах проявления и механизмах действия социальных закономерностей, использовать эту информацию для совершенствования механизмов управления народным хозяйством, повышения социальной эффективности материальных затрат и капиталовложений, роста эффективности работы государственных органов, общественных организаций.
В стране не было сколько-нибудь важной сферы, которой в той или иной степени не затронули бы социологические исследования. Важным итогом периода, завершившегося институционализацией социологии, было преодоление монополии философии на социальное познание общества. Но до последнего времени, вопреки здравому смыслу, многие теории и понятия социологической науки продолжают считаться категориями философскими. Социологическая теория вычленяется из системы философского знания и воссоединяется с органически присущим ему инструментарием социологического познания общества и его социальных процессов. Исследования в сферах социального микро- и макромира, социальной и социально-психологической совместимости, мотивации труда и т.д. могут проводить только социологи-профессионалы, владеющие соответствующим исследовательским инструментарием и математическим аппаратом. Социологическую теорию нельзя относить к сфере философского знания и противопоставлять её социологическим исследованиям.
Однако при всех издержках развития социологической науки в это время появились и окрепли организационно и содержательно новые направления исследований: социального механизма рыночных преобразований, политической социологии, элиты, управленческого и организационного консультирования и социальных технологий.
Слишком долго социология в нашем отечестве не считалась серьёзной наукой и для того, чтобы ею стать, нужна длительная работа. Во-первых, необходима кропотливая работа по социологическому образованию, формированию у людей социологического мышления, создающих основу для востребованности социологии: включённости в социальные процессы через социологическое осмысление и обоснование управленческих решений, обеспечение надёжной «обратной связи». Во-вторых, особо стоит вопрос о массовой подготовке специалистов-социологов, развёртывание которой в условиях неопределённости и неорганизованности рынка труда социологов протекает очень медленно. Слабая же социология становится одним из тормозов общественного развития. В-третьих, необходима сильная академическая социология, чтобы прикладники-социологи вынуждены были на неё постоянно оглядываться. В-четвёртых, выходя из длительной самоизоляции, обращаясь к опыту западной социологии, необходимо переносить его на российскую почву с учётом собственного менталитета.
Современное российское социологическое знание стремится вобрать в себя всё лучшее, что есть в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для новых направлений, которые определяют её движение вперёд. К актуальным проблемам отечественной социологии относятся: социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура, участие в управлении, «человеческие отношения», общественное мнение, социокультурные и межнациональные процессы, экологические проблемы, межличностное общение и др. вопросы, связанные с конкретной исторической и социально-экономической ситуацией в стране. Наиболее известными российскими социологами являются А.И. Антонов, В.Э. Бойков (директор Центра социологических исследований РАГС), М.К. Горшков (директор Института социологии РАН), В.И. Добреньков (декан социологического ф-та МГУ, гл. ред. журнала «Социология»), А.И. Кравченко, Г.И. Осадчая, Г.В. Осипов, И.П. Рязанцев, Н.Г. Скворцов (декан социологического ф-та СПбГУ), Г.Г. Татарова (гл. ред. журнала «Социология 4М»), Ж.Т. Тощенко (гл. ред. журнала «Социологические исследования», декан социологического ф-та РГГУ),
Внимание развитию современной отечественной социологии уделяют в своих учебнике Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – С. 25-35), а также Г.В. Осипов в докладе «Российская социология на рубеже веков» на пленарном заседании Второго Всероссийского социологического конгресса «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы». Проблемы социологии в Белгородском регионе рассматриваются в статье Г.А. Котельникова (О роли социологии в повышении научного потенциала Белгородского региона // Вестник БелГТАСМ: Научно-теоретический журнал. – 2001. – № 1. – С. 159-163). Данную статью можно найти в его «Социологии» (Практикум для студентов технического вуза. – Белгород: Крестьянское дело, 2002. – С. 59-65).
Вопросы для самоконтроля
1. Почему О. Конт считается основателем социологии как науки?
2. Каковы основные положения социологической теории О. Конта?
3. В чём заключается сущность органической теории общества Г. Спенсера?
4. Раскройте суть теории «социального реализма» Э. Дюркгейма.
5. Кто ввёл в социологию понятие идеального типа и что оно означает?
6. Охарактеризуйте суть «понимающей социологии» М. Вебера.
7. Раскройте учение марксизма о роли деятельности и общественных отношений людей в развитии общества как социальной системы.
8. Что такое эмпирическая социология и почему она получила особенно широкое развитие в США в начале XX века?
9. В чём смысл структурно-функционального направления и кто является его наиболее видным представителем?
10. В чём заключаются основные идеи социологического неопозитивизма П. Сорокина?
11. Каковы основные особенности и этапы развития отечественной социологии?
12. Дайте характеристику плюралистической социологии М.М. Ковалевского
13. В чём заключается субъективный метод в социологии русского народничества П. Лаврова и Н.К. Михайловского?
14. Каковы основные постулаты психологического толкования социальных явлений в трудах Е.В. Де-Роберти и Н.И. Кареева?
Темы рефератов
1. О. Конт и возникновение позитивистской социологии.
2. Социологическая концепция Г. Спенсера.
3. Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма.
4. Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера.
5. Иррационализм в социологии.
6. Политическая социология М. Вебера.
7. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.
8. Основные этапы и направления развития социологии в США.
9. Развитие социологической мысли в России.
Глава 3