Методы познания социальной действительности.
Существует ряд методов и источников получения знания об окружающей нас физической и социальной действительности: интуиция, традиция, здравый смысл, опора на авторитеты.
Интуиция – это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник появления которой невозможно точно идентифицировать или объяснить.
Основная ценность интуиции состоит в нахождении и формулировании гипотез научной теории, которые после проверки могут стать определяющими моментами научного открытия. Основной недостаток – неверифицируемость.
Традиция – набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих регуляторами общественных отношений.
Понятие «традиция» этимологически восходит к латинскому tradition, к глаголу tradere, означающему «передавать». Традиция является одним из самых убедительных источников получения и передачи знания – в ней аккумулируется мудрость веков. Традиция сохраняет как совокупную мудрость, так и совокупную глупость, накопленную прошлыми поколениями.
Здравый смысл – это система общепринятых представлений о реальности, накопленную многими поколениями в рамках данной культуры, и необходимую каждому человеку для объяснения и оценки встречаемых явлений.
Общественный здравый смысл и традиций тесно связаны между собой. За множественными и разнообразными утверждениями общественного здравого смысла стоит определённый прошлый опыт, какие-то традиционные представления. Именно использование общественными здравым смыслом прошлого опыта позволяет в некоторых случаях приходить к полезным и верным догадкам и выводам.
Авторитет (от латинского autorias – влияние, власть) – влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, достижениях, статусе и т.д.
Опора на авторитеты – один из важных способов освоения знания. Обычно различают несколько видов авторитета в области получения, освоения и использования знания.
Сакральный авторитет, или авторитет веры. Покоится на незыблемом убеждении в том, что определённые традиции или тексты являются сверхъестественными объектами и, значит, все знания, содержащиеся в них, абсолютно истинные и неоспоримы.
Вера в том, что некоторые группы или институты обладают сверхъестественными знаниями и средствами воздействия на людей.
Научный авторитет появляется в результате веры в человеческие возможности, в силу познания и человеческий опыт.
Но развитие научного знания основано на условии, что нет научных авторитетов, которым принадлежало бы последнее слово по какому-либо вопросу.
Основной отличительный признак научного познания состоит в том, что оно основано на доказательствах. Доказательное знание впервые возникает в VIII века д.н.э. в Древней Греции.
Главное свойство научного знания состоит в том, что все выводы и гипотезы, полученные с помощью научного метода, могут подвергаться критике и быть опровергнутыми.
6. Позитивистская социология Огюста Конта.
Основоположник социологии Огюст Конт (1798-1857)
Выделяют три этапа развития социологической мысли Конта:
· Первый этап (1820-1826 гг.) – этап написания небольших работ, «Опускулов социальной философии».
· Второй этап составляют лекции «Курса позитивной философии».
· Третий этап представлен работой «Система позитивной политики, или Социологический трактат об основах религии человечества»
«Опускулы» представляют собой описание и толкование того момента истории, который переживало европейское общество в начале XIX века.
Отправная точка учения Конта – размышления о внутреннем противоречии общества его времени, противоречии между теологическим и военным типом и научным и индустриальным типом.
В философии Конта ставятся три большие проблемы:
· Первая: характерное для стран Западной Европы индустриальное общество – пример, которому последует всё человечество.
· Вторая проблема – двойственная универсальность научного мышления. Позитивный метод должен охватывать все аспекты мысли.
· Третья проблема – установление одинакового общественного порядка.
История человечества – это развитие и расцвет природы человека. Основное противоречие капитализма – общественное производство и частнокапиталистическая прибыль.
Закон индустриального общества – рост богатств, утверждающий или предполагающий окончательное согласование интересов. Для Конта основополагающими принципами являются принятие авторитарного и иерархического мирского порядка и наложение на мирскую иерархию духовного порядка.
Основные темы социологического учения Конта:
· детерминизм исторических и общественных явлений
· идея прогресса
· понимание истории как процесса совершенно унифицированного движения к последнему этапу развития разума человека и общества (провиденциализм)
Конт – социолог, исходящий из единства людей. Его цель – сведение бесконечного разнообразия обществ в пространстве и времени к основному ряду становления рода человеческого и к единому замыслу, а в завершение этого – к конечному состоянию разума человека.
Конт утверждал, что подлинное единство общества возможно только в том случае, если совокупность ведущих идей, разделяемых разными членами коллектива, составляет упорядоченное целое.
Статика и динамика – две главные категории Огюста Конта.
Социальная статика предполагает, таким образом, с одной стороны, анатомический анализ структуры общества на конкретный момент, а с другой – анализ элемента или элементов, определяющих консенсус.
Динамика подчинена статике. Понимание того, что есть история, начинается с постижения порядка любого общества. Статика и динамика соотносятся с терминами порядка и прогресса.
Задача Конта – сделать всех людей позитивистами.
Парадокс в том, что фундаментальный порядок, который Конт стремится провести в жизнь, должен, согласно его философии, самореализоваться.
Огюст Конт – безмятежный предвозвестник новых времён.
Это человек, который знает, в чём сущность человеческого порядка.
Социолог – нечто вроде миролюбивого пророка, который:
· в первую очередь просвещает умы, соединяет души,
· во вторую очередь он сам великий жрец социологической религии.
Основные идеи Конта:
· наука представляет собой источник догм,
· основное содержание научной истины воспроизводится законами и постоянными, устойчивыми фактами,
· иерархическая структура бытия, в соответствии с которой каждая разновидность бытия подчинена законам,
· условием осуществления синтеза наук является центральное местоположение социологии как науки о человечестве.