По систематичности различают
- Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
- Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.
Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.
Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:
- Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
- Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.
По фиксируемым объектам
- Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
- Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения
По форме наблюдения
- Осознанное наблюдение (При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя.)
- Неосознанное внутреннее наблюдение (При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).
- Неосознанное внешнее наблюдение ( При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).
- Наблюдение окружающей среды (При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов)
Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и план его осуществления. В программе выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способного осуществления и регистрации полученной информации. Она определяет следующие основные этапы научного наблюдения:
1) Выявление цели и задач наблюдения
2) Выявление объекта и предмета наблюдения.
3) Выбор способа наблюдения, как более эффективно обеспечивающего сбор необходимой информации - включенное, не включенное и иные виды наблюдения.
4) Определение способов регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений.
5) Осуществление контроля наблюдения.
6) Обработка и интерпретация полученной информации может осуществляться как традиционными методами - логическое обобщение полученных эмпирических данных, построение выводов и т.п., так и методами обработки массивов полученной информации посредством компьютеров
7) Составление отчета о результатах наблюдения и полученных выводах.
48. Метод социометрии и идея Морено.
Социометрия - это теоретическое направление в изучении малых социальных групп в современной социологии, исследующее эмоциональные межличностные отношения и экстраполирующие свои выводы на большие социальные группы и общество в целом; количественное измерение эмоциональных отношений в малых группах.
По Я.Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. «Микросоциология, - писал Морено, - фактически возникла с появлением моей теории «социальной микроскопии». В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии». Изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось, Морено как «предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований» .
Методологически оправданное и грамотное использование арсенала социометрических методов позволяет получить серьезные теоретические выводы о процессах функционирования, развития групп, достигать практических результатов в комплектовании коллективов, в повышении эффективности их деятельности.
Обоснованность и плодотворность применения методов социометрии в прикладных социологических исследованиях прежде всего связаны с логически верным пониманием такого сложного социального образования, как малая группа. К элементарным и вместе с тем обязательным параметрам, или чертам, группы относят: ее композицию (состав), структуру и процессы, происходящие в ней.
Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура).
Особым разделом прикладной социологии является социометрический театр - метод группового тренинга, использующий закономерности группового межличностного взаимодействия. Этот метод имеет две разновидности: социодрама-моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций и психодрама-психодрама - моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций при лечении разных соматических заболеваний.
49. Культура как объект социологического анализа. Осн. функции культуры в обществе.
Культура – возделывание. Культура – всё то, что связано с человеком.
Социальная культура – совокупность значимых ценностей, норм, правил поведения, обычаев, традиций, накапливающихся в памяти общностей и передающихся от поколения к поколению.
Две группы объектов, относящихся к культуре:
ü Материальная (все предметы, созданные руками человека=артефакты) + результаты производств. опыта (мосты, здания, сооружения)
ü Духовная (нормы, ценности, идеалы, убеждения, установки, традиции, обычаи и т.д.)
Два подхода к пониманию культуры:
1) Материалистич. детерминизм (принцип, согласно кот. одно явление обуславливает другое, между которыми устанавливается связь)
Марксистская социология, социалистич. реализм.
2) Культурный детерминизм ( основа общества-культурва духовная)
Дюркгейм, Вебер «Протестантская этика и дух капитализма»
Особую роль играет структкра ценностей.
Ценности-результат субектно-объектного отношения:
- Материальные (предметы матер. культуры)
- Духовные ( научные ценности, эстетич., нравственные, духовные)
Основные функции культуры в обществе:
1)Адаптационная функция - культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.
2)Коммуникативная функция - культура формирует условия и средства человеческого общения.
3)Интегративная функция - культура объединяет народы социальные группы государства.
4)Функция социализации - культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли.
5)Информационная функция культуры - с возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации.
6)Познавательная функция культуры определяется определенным критерием познания, овладения человеческими силами природы и общества, а также степени развития "человеческого" в самом человеке.
7)Ценностная (аксиологическая) функция культуры, она фиксирует способность накопления в культуре художественных ценностей и их влияние на образ мыслей и поведение человека.
8)Эстетическая функция культуры, прежде всего, проявляется в искусстве, в художественном творчестве. Как известно, в культуре существует некая сфера "эстетического". Именно здесь раскрывается суть прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.
9)Главной, синтезирующей функцией культуры, отражающей ее социальный смысл, является гуманистическая функция. Она проявляется в единстве противоположных, но органически взаимосвязанных между собой процессов: социализации и индивидуализации личности.
50. Массовая и элитарная культуры.
Массовая культура, поп-культура, масскультура, культура большинства — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мейнстрима). Термин «массовая культура» получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы.
Массовой культуре нередко противопоставляется Традиционная культура.
Массовая культура распространяется через СМИ.
Массовую культуру понимают как последствия глобализации.
Массовая культура мифологизирует сознание человека, мистифицирует реальные процессы.
Отказ от рационального начала.
Элитарная культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).
Элита (с франц.) – лучшее
элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.
Элементы высокой культуры :
- Наука
- Специализированное (профессиональное) образование, особенно высшее образование (интеллектуальная элита)
- Интеллектуальная литература (в противовес массовой литературе) и авторское кино (в противовес массовому кинематографу)
- Литература, особенно классическая, поэзия
- Изобразительное искусство
- Музыкальное искусство, классическая музыка, опера, балет, симфоническая музыка, органная музыка
- Философия
- Театр
- Государственная служба. Правительственные дела, общественные выступления и дебаты
- Военная служба в качестве офицера царской армии.
- Этикет
- Изысканная кухня и хорошее вино
- Высокая мода
- Проявление себя как личности