Причины социальных конфликтов

Причина социальных конфликтов кроется в самом определении - это противоборство индивидов или групп, преследующих социально значимые цели. Он возникает тогда, когда одна сторона конфликта стремится к осуществлению своих интересов в ущерб другой.

Общие причины конфликтов:

· Соц-политические

· Экономические

· Соц-демографические (пол, раса, возраст)

· Соц-психологические (лидерство, мотивы деят-ти разл. групп)

· Индивидуально-психологические

Частные причины конфликтов:

· Распределение ресурсов

· Различие в целях

· Зависимость субъектов друг от друга

· Проблемы в коммуникациях

Функции конфликта:

1) Конструктивные (смягчение противоречий или их устранение)

2) Деструктивные (назревание, разростание, обострение конфликта)

36. Стадии протекания социальных конфликтов:

1. Предконфликтная стадия.( Эмоциональное напряжение, раздражение и злость обычно накапливаются в течение некоторого времени, поэтому предконфликтная стадия иногда затягивается. На этой стадии можно говорить о скрытой (латентной) фазе развития конфликта.)

2. Непосредственно конфликт (Эта стадия характеризуется прежде всего наличием инцидента, т.е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Это активная, деятельная часть конфликта. Таким образом, весь конфликт складывается из конфликтной ситуации, формирующейся на предконфликтной стадии и инцидента.)

3.Разрешение конфликта.( Внешним признаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента. Именно завершение, а не временное прекращение. Это означает, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие. Устранение, прекращение инцидента - необходимое, но недостаточное условие погашения конфликта. Часто, прекратив активное конфликтное взаимодействие, люди продолжают переживать фрустрирующее состояние, искать его причины. В этом случае конфликт вспыхивает вновь.)

Конфликты в разных сферах обществ. жизни:

1. Конфликты в сфере культуры
1. Внутри- и межкультурный конфликт
2. Пределы совместимости и различий субкультур. Маргинализация и плюрализм культуры как фактор индивидуализации
3. Контркультура

2. Социология экономических конфликтов
1. Конкуренция за ресурсы, условия производства, новые технологии и потребителя. Конкуренция за рабочие места
2. Социальные аспекты экономического конфликта
3. Конфликт в системе отношений собственности

3. Социология политических конфликтов
1. Конфликты в сфере политики. Бюрократизация конфликта
2. Власть и господство- предмет конфликта. Конкуренция политических элит
3. Политизация социальных конфликтов. Этнополитические конфликты

4. Организационные конфликты
1. Специфика организационного конфликта
2. Конфликт формальных и неформальных структур организации
3. Способы разрешения и управления конфликтом в организациях и между ними

5. Конфликты в условиях переходного кризисного развития российского общества
1. Системный конфликт как показатель трансформации российского общества
2. Социальная база конфликтов в российском обществе
3. Способы и перспективы разрешения социальных конфликтов

37. Социальные изменения - различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.

Виды социальных изменений:

    • Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения. (например, изменения в структуре семьи-многодетная, малодетная)
    • Изменения, затрагивающие социальные процессы. С определенной долей условности этот вид можно назвать процессиальными социальными изменениями.( Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений различных общностей; общностей, институтов и организаций и др.)
    • Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями. (например, изменения в функциях законодательной и исполнительной власти страны.)
    • Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения.( Например, при построении рыночной экономики существенно меняется мотивационная сфера огромных масс населения. На первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влияние на их поведение, мышление, сознание.)


38. Социальный прогресс и его противоречивый характер.

Социальный прогресс — глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях.

Идеи прогресса представлены в концепциях Т.Гоббса, Жана Жак Руссо, Гегеля, Конта и др.

39. Теории соц. развития и соц-ых изменений:

Идеи прогресса представлены в концепциях Т.Гоббса, Жана Жак Руссо, Гегеля, Конта и др.

Концепция Гегеля:

В основе лежит абсолютная идея. Она проходит 3 стадии:

1) абсолютное понятие (уровень логики)

2) природа

3) мировой дух (абсолютный разум)

Марксизм:

Общество проходит неск. ступеней (общественно-экономич. формации). Смена формаций проходит от низшей к высшей. Критерии прогресса :

-развитие производительных сил(матер.сферы)

-развитие соц. организации

-развитие человека как субъекта отношений

-степень рациональности действий человека

-уровень свободы

-гармонизация отношений человека и общества

-развитие морали и нравственности

Концепция культурно-историч. типов:

(Даниоевский, Шпенглер, Тойнби, П.Сорокин)

История-результат смены культ. Исторических типов:

1) Зарождение (формирование)

2) Рассвет (зрелость)

3) Упадок (гибель)

Бифуркационная модель

Разработана в рамках синергетики

40. Понятие глобализации и ее осн. характ-ки:

Глобализация –такой соц. процесс, кот. усиливает взаимосвязи, взаимозависимости между частями общества, между различными обществами.

Каждый человек и каждое общество вовлечены в процесс глобализации.

Проблема начала глобализации:

  • 1ый подход: начало шлобализации еще в др. обществе.
  • 2ой подход: глоб-ия началась в новое время ( 16-17 в.в.)
  • 3ий подход: глоб-ия относится к 20 в. И связана с научно-техническим процессом. С информатизацией общества, с развитием мировой экономики

Виды глобализации:

1) Глобализация экономическая

2) Глобализация культурная (формир-ие массовых культур)

Глобальные сценарии-модели, прогнозы будущего развития отд. обществ.

1) Глобальная гомогенизация – зап.культура утверждает свои образцы в качестве доминирующих.

2) Сценарий сутурации=насыщения (Переферия постепенно насыщается культ. образцами центра. Постепенно местные культ. Формы исчезают, т.е. постепенное формирование культкрн. однородности)

3) Перефирийная коррупция (Столкновение зап.культуры с перефирией искожает зап. Культуру)

4) Сценарий созревания – глобальные проблемы современности

Глобальные проблемы – средство глобализации общества.

Глобальные проблемы – проблемы, кот. касаются всего общества и не могут быть разрешены только научным сообществом.

А.Печчеи выделил след. Глобальные проблемы:

· Неравенство и неоднородность общества

· Соц. несправедливость

· Голод и недоедание

· Широкое распространиение бедности, безработица

· Преступность и наркомания

· Взрыв насилия и ужесточение политич. власти

· Пренебрежение законов

· Ядерная угроза

· Деградация окружающей среды

· Упадок моральных ценностей

· Утрата веры

· Ощущение нестабильности

· Неосознанность этих трудностей и их взаимосвязей

41.Сущность общественного мнения и его соц. природа.

Общественное мнение – (17 в) это

1) Состояние общественного массового сознания, в кот. в скрытой или явной форме отражается восприятие субъектами тех или иных общественных или социальных явлений, феноменов, фактов, т.е. отношение к определенным фактам соц. действительности.

2) Совместная, ценностная, заинтересованная деят-ть и ее результат

3) Специфический соц. институт.

Бывает различным по степени объективности:

- достаточно точным (более или менее реальное отражкние действительности)

-искаженным

В зависимости от содержания суждений вцыделяют:

-оценочное (выражаются отношения к проблеме, теме)

-аналитическое (до принятия решений требуется анализ массовым сознанием различных аспектов проблемы)

-конструктивное ( теоретич. Проработка для принятия решения)

-регулятивное (вырабатывает определенные формы обществ. Отношений на основе норм, ценностей)

Объектом общ. мненияявляются потребности и интересы.

Общ. мнение выражает не только отношение к проблеме, но и может быть мощным регулятором поведения людей, влияет на поведение.

Общ. мнение отражает все уровни обществ.сознания и включ. в себя:

  • Обыденный уровень( реальный житейский опыт, обществ.психология, настроения, чувства)
  • Теоретическое знание (логическая система знаний, общественная идеология)

Компоненты общественного мнения:

1)Рациональный (знания людей о событиях, процессах, явлениях)

2)Эмоциональный (настроения, чувства, эмоции по поводу того или иногообъекта)

3)Волевой (основа мотивации и действий субъектов)

42. Функции общественного мнения:

1)Регулятивная ( с пом.обществ.мнения реализуются опред. нормы обществ.отношений)

2) Адаптивная (проявляется в социализации, в воспитании, индивидам можно прививать нормы)

3) Контролирующая (общ.мнение может контролировать органы власти по тем или иным вопросам)

4) Консультативная (об.мнение может давать рекомендации обеств. Институтам по различным вопросам)

5) Директивная (через общ. мнение проводятся в жизнь определенные спрособы политич. деятельности, экономич, культурной)

6) Защитная (охранительная) – общ. мнение берет под защиту либо группы либо отдельных индивидов

7) Номенклатурная (об. Мнение может принимать участие в формироании политич., управленч. номенклатуры)

43. Виды социологического исследования. Формирование социального заказа на проведение социологического исследования.

Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Исследование начинается с его подготовки: обдумывания целей, программы, плана, определения средств, сроков, способов обработки и т. д. Второй этап – сбор первичной социологической информации (записи исследователя, выписки из документов). Третий этап – подготовка собранной в ходе социологического исследования информации к обработке, составление программы обработки и сама обработка.Заключительный, четвертый этап – анализ обработанной информации, подготовка научного отчета по итогам исследования , формулирование выводов и рекомендации для заказчика, субъекта.

Различают три основных вида социологического исследования : разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.

· Разведывательное(или пилотажное, зондажное) исследование самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. Идет обработка методических документов: анкеты, бланк-интервью, опросного листа. Программа такого исследования упрощена. Обследуемые совокупности невелики: от 20 до 100 человек.

Разведывательное исследование обычно предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе его уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы, их формулировка.

· Описательное исследование – более сложный вид социологического анализа. С его помощью получают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. В описательном исследование возможно применение одного или нескольких методов сбора эмпирических данных. Сочетание методов повышает достоверность и полноту информации, позволяет сделать более глубокие выводы и обоснованные рекомендации.

· Самый серьезный вид социологического исследования – аналитическое исследование . Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины лежащие в его основе. Главное назначение такого исследования – поиск причинно-следственных связей.

Аналитическое исследование завершает разведывательное и описательное исследования , в ходе которых собираются сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

44. Эксперимент в социологии ( на примере Хоторнских экспериментов)

ЭКСПЕРИМЕНТ— проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

В отличии от наблюдения эксперимент предполагает активное взаимодействие на определённый объект исследования. В этом случае объект ставится в определённые условия которые позволяют изучить их влияние на него.

Как правило эксперимент распределяется в естественных, гуманитарных, технических науках. Практически невозможно поставить эксперимент в астрономии.

По своей направленности он может быть естественным и лабораторным.

Его применение в социологии крайне ограниченно. Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Когда поставлена цель исследования (например, изучить действие новой системы оплаты труда на рабочих) и подготовлена программа, создают две группы - экспериментальную и контрольную. В экспериментальной трудятся по-новому, а в контрольной - по-старому. Для чего это нужно?

Новая система оплаты может и не влиять на повышение производительности труда: хотя последняя и выросла, но учёные сомневаются. Вызвано это действием новой формы оплаты или чем-то другим. Контрольная группа служит эталоном сравнения. Сопоставление двух групп выявляет разницу и позволяет судить о том, произошли ожидаемые изменения или нет. Количество участвующих в эксперименте обычно невелико и редко превышает 10-15 человек.

45. Метод опроса в социологии

Ме́тод опро́са — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Виды опросов

  • Анкетирование
  • Личностные тесты
  • Метод лестницы

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы.

Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

  • Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.
  • Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

Одним из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов выступает – телефонный опрос.

Наши рекомендации