Как осуществляется социализация личности?
Каждый человек проходит определенный путь включения в систему социальных отношений, который принято называть социализацией. Социализация – процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и ценностей, составляющих культуру общества. Она показывает, как человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Истоки современной теории социализации восходят к работам французского социолога Г. Тарда (1843-1904), который первым попытался описать процесс усвоения норм через взаимодействие социальное. В основу своей теории он положил принцип подражания, а отношение «учитель – ученик», воспроизводящееся на различных уровнях, провозгласил типовым социальным отношением. Согласно взглядам американского ученого Т. Парсонса (1902-1979), индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью. Основным органом первичной социализации, по его мнению, становится семья, в которой закладываются фундаментальные мотивационные установки личности.
Понятие «социализация» шире традиционных понятий «образование» и «воспитание». Образование предполагает передачу определенных знаний, а воспитание предполагает систему целенаправленных, сознательно спланированных действий, направленных на формирование у индивида определенных личностных качеств и образцов поведения. Социализация охватывает и образование, и воспитание; на этот процесс влияют также и стихийные воздействия со стороны социальной среды. Она же осуществляется и в результате активного включения самого индивида в социальные группы, воспроизводящие системы социальных связей.
Социализация – длительный процесс, продолжавшийся всю жизнь человека. Начинается этот процесс с рождения ребенка, который уже при рождении имеет какие-то задатки, способности, предрасположенности, тип темперамента. Но, как отмечал американский ученый Ч. Кули, самость, самосознание ребенка может развиваться только в результате общения с другими людьми. В психологии часто используют термин «Маугли» для обозначения людей, не прошедших этап детской первичной социализации. Известны примеры найденных в джунглях детей, которые в своем поведении демонстрировали признаки поведения зверей. Эти дети затем с большим трудом осваивали навыки человеческого общения и поведения. Приведем пример из одного американского учебника по социологии.
В 1938 г. в одном из американских городов отец, узнав о беременности глухонемой дочери и чтобы скрыть позор, запер ее на мансарде, где она и родила дочь. Там мать с ребенком провели 6,5 лет. Когда их обнаружили, выяснилось, что девочка страдала сильным рахитом, она не умела говорить, с матерью она объяснялась только жестами. Когда ее протестировали, уровень интеллекта практически был равен нулю. Но в течение нескольких месяцев после интенсивного языкового тренинга, девочка научилась говорить, за год научилась писать несколько слов и умела пересказывать услышанный текст. Через 7 месяцев ее словарный запас состоял из двух тысяч слов. Еще через два года она пошла в школу и по уровню интеллекта почти не отличалась от других детей.
Другой пример. В 1970 году калифорнийские власти обнаружили девочку 13 лет, которую содержали под замком в маленькой комнате, привязанной к стулу. В таком состоянии она росла с 2-х лет. Очевидно, ее 70-летний отец ненавидел ребенка, а 50-летняя мать была так запугана мужем, что не предпринимала никаких действий, чтобы спасти дочь. Девочка не умела говорить, есть ложкой, не могла прямо стоять. По уровню интеллекта находилась на уровне годовалого ребенка. После интенсивной работы с ней, она научилась ходить и произносить несколько предложений. По мере взросления, язык ее оставался примитивным, она пряталась от людей. В возрасте 21 года ее определили в приют для взрослых, которые не могли жить без посторонней помощи.
Эти примеры показывают, что не только интеллект, но и способность устанавливать связи с другими людьми формируются только на ранних этапах социализации. Работа с такими детьми требует интенсивной и систематической работы.
Теперь понятно, почему велика роль первичнойсоциализации в формировании социальных навыков и ее отсутствие в последующем не может или почти не может быть компенсировано. В первичную социализацию индивид включается в детстве и в ходе ее на 70% человек формируется как личность. Вторичная социализация – это последующий процесс усвоения личностью новых ролей, ценностей и установок.
Поскольку человеку в процессе жизни приходится осваивать множество ролей и нормативных систем, социализация продолжается всю жизнь. В течение жизни у человека могут меняться взгляды, привычки, мировоззрение. Процесс изменения, переобучения новым ролям и освоения новой системы ценностей называется ресоциализацией. Этот процесс хорошо известен взрослому населению России, которому пришлось пересмотреть, зачастую переоценить свое мировоззрение, сложившееся у них во времена социализма.
На каждой стадии социализация осуществляется через особые институты, которые часто называются агентами социализации. Во времена первичной социализации огромную роль играет семья, являющейся для ребенка первым социализирующим институтом. Именно в семье происходит становление личности, формируются ее ведущие качества. С ее помощью ребенок вписывается в общество. Но бывает и так, что именно семья может принести вред в процесс детской социализации. Отсутствие культуры отношений между членами семьи, пьянство родителей, невнимание к детям или жестокое обращение с ними может наложить неизгладимый отпечаток на характер, мировоззрение и поведение ребенка. Важнейшими агентами первичной социализации выступают дошкольный и учебный коллективы. В этих группах с нейтрально эмоциональной средой к ребенку относятся объективно в соответствии с его реальными качествами. Именно здесь у ребенка формируется настоящая самооценка. В группе сверстников, которые становятся друзьями, раскрываются способности индивида, его хорошие и слабые стороны. Группа может внести коррективы в систему ценностей, заложенных в семье, что иногда приводит к конфликту с родителями.
Вторичная социализация осуществляется формальными институтами – производственным коллективом, государством, средствами массовой информации и т.п.
Превращение ребенка в личность процесс длительный. Индивид превращается в личность, когда он овладевает своим поведением, формирует систему внутренней регуляции деятельности. Сложившееся самосознание способно обеспечить постановку, достижение и реализацию поставленных субъектом целей. Это происходит к концу первичного периода социализации – примерно к концу подросткового периода и связано с завершением обучения в школе. С этого момента человек уже несет всю ответственность за свои дела и поступки, он способен к самостоятельной жизни.