Каковы основные положения социологической теории м.вебера?

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, основополож­ник "понимающей" социологии и теории социального действия. Социологическая теория М.Вебера возникла на волне антипозитивизма. М. Вебер исходил из того, что если в естественных науках понимание опосредовано объяснением (необъяснимое непонятно), то в социальных науках понимание непосредственно и предшест­вует объяснению (не поняв человеческое поведение, его невоз­можно объяснить). По его мнению, социология является "пони­мающей", поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Наблюдая реальные дейст­вия людей, социолог должен объяснить их на основе понимания внутренних мотивов этих действий, того смысла, который вклады­вается в действия самим действующим индивидом, а не наблюда­телем.

Человеческое действие становится социальным, если в нем присутствуют два момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого (других). Сознательную ориентацию субъек­та действия на ответную реакцию на его поведение со стороны других участников взаимодействия М. Вебер определял с помощью понятия "ожидание". Исходя из этого, нельзя считать действие со­циальным, если оно совершается, например, человеком в толпе в результате неосознанного подражания или заражения общим на­строением, или, если действие индивида ориентировано на ожида­ние определенного "поведения" не со стороны других индивидов, а со стороны вещественных предметов (машин, явлений природы и т.д.). М. Вебер полагал, что все социальные явления в конечном счете формируются из различных сочетаний индивидуальных дей­ствий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, экономическая формация и другие в качестве реаль­ных исторических сущностей, является ошибочной.

Для исследования всего многообразия изменяющихся во времени и пространстве человеческих действий и на их основе всех явлений общества ученый разрабатывает концепцию «иде­альных типов», которая может рассматриваться как центр его на­учной теории. Идеальный тип - это теоретическая конструкция, извлекаемая не из эмпирической реальности, а выступающая как результат мышления, исследовательской деятельности учёного. Вместе с тем, эта теоретическая конструкция представляет собой «интерес эпохи», в котором выражается определенный синтез ценностей, характерный для какого-то времени. Необходимо под­черкнуть, что понятие «отнесение к ценности» приобрело у М.Вебера историческое измерение: ценность исторична, поскольку яв­ляется установкой той или иной эпохи или свойственным ей направлением интереса. У каждого времени свои ценности, свои аб­солюты.

Идеальный тип близок к «идеальной модели» в естествозна­нии, он может рассматриваться как своего рода инструмент (сред­ство) постижения социальной реальности, «масштаб» («мерка»), с которым ученый соотносит явления реального мира. Сравнивая идеальные конструкции социальных процессов с тем, как эти про­цессы совершаются в действительности, можно выяснить степень отклонения фактического от идеального, а также причины этого отклонения. Через создание идеальных типов исследователь пе­рестает быть простым статистом исторических фактов и получает возможность понять, насколько сильным было влияние обстоя­тельств общего порядка, какова роль воздействия случайности или личности в данный момент истории.

М.Вебер выделял следующие идеальные типы социального действия: традиционное, аффективное, ценностно рациональное и цвлерациональное. Типология социального дейст­вия основана на учете меры и степени рациональности в действии.

Традиционное действие осуществляется на основе глубокого усвоения социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное, не подлежащее проверке на истинность. В разряде традиционных действий может оказаться как "нравственно"1 при­вычное, что говорит о том, что человек поступает "как все", так и привычное в бытовом смысле.

Аффективное действие обусловлено непосредственно чув­-
ствами, эмоциями, осуществляется в состоянии аффекта, т.е. в
состоянии бурно протекающего эмоционального переживания
(ярость, ужас, отчаяние и т.п.).

Ценностно-рациональное, действие подчинено определен­ным требованиям, принятым в этом обществе ценностям, будь то в виде религиозной нормы, или в виде нравственного долга, или эстетических принципов. Для индивида в этом случае нет какой-либо внешней, рационально понятой цели, он строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве, красоте. Цен­ностно-рациональное действие, по М.Веберу, всегда подчинено "заповедям" или "требованиям" в повиновении которым данный человек видит свой долг

Целерациональное действие характеризуется ясностью и однозначностью осознания личностью своей цели, соотнесённой с рационально осмысленными средствами её достижения. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт дейст­вующего субъекта на соответствующую реакцию окружающих его людей и эффективное использование их поведения для достиже­ния поставленной им цели.

Традиционное и аффективное действия противостоят ценно­стно-рациональному, поскольку в последнем действующий созна­тельно соотносит свои поступки с определённой ценностью как це­лью. Однако этот тип действия только относительно рационален, так как абсолютизируется сама ценность, на которую ориентирует­ся индивид, и не принимаются во внимание побочные следствия поступка, Целерациональное действие отличается от ценностно-рационального тем, что оно всецело рационально, тогда как ра­циональность второго ограничена иррациональной заданностью ценности.

М.Вебер рассматривал рационализацию социального дейст­вия как ведущую тенденцию исторического процесса. Рационали­зируется способ ведения хозяйства, управление экономикой, поли­тикой, образ мышления людей. Таким образом, идея рационально­сти является стержнем веберовской "понимающей"1 социологии, нашедшей свое конкретное и последовательное выражение в со­временном ему капиталистическом обществе с его рациональным хозяйствованием, рациональной политической властью, рацио­нальной религией (протестантизм).

Теория М. Вебера оказала огромное влияние как на развитие социологии, так и на развитие социальных наук в целом. Он пока­зал, что социальные науки изучают как единичные исторические явления, так и проблемы общего характера на основе единого ме­тода - метода конструирования идеальных типов (в истории раз­рабатываются генетические идеальные типы, а в социологии чис­тые идеальные типы). Благодаря им в истории определяются единственные в своем роде, уникальные обстоятельства, вызвав­шие определенное событие, то есть устанавливается историче­ская причинность, в социологии же устанавливается закономер­ная взаимосвязь между несколькими явлениями {социологическая причинность), а не только дается понимающая интерпретация субъективных смыслов поведения. Вместе с тем, М. Вебер отрица­тельно относился к позитивистским концепциям, утверждавшим возможность достижения полной, всеохватной и законченной сис­темы научного знания (например, как у О. Конта или Э. Дюркгейма). По его мнению, устанавливаемые социологией причинные связи имеют вероятностный характер и вовсе не являются жестки­ми и неотвратимыми законами.

III. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Наши рекомендации