Девиантное поведение: сущность, причины
Для того, чтобы определить, какое поведение можно считать девиантным, необходимо соотнести те или иные поступки, ту или иную социальную деятельность с принятыми нормами. Однако, далеко не всегда ясно, что именно считать нормой. То, что в одной группе может восприниматься как норма, в другой может рассматриваться как отклонение. Так, например, курение в компании друзей может оцениваться как приемлемая форма поведения и не вызывать негативной реакции, но на рабочем месте, в трудовом коллективе, оно может восприниматься как девиантное. Таким образом, при характеристике девиантного поведения необходимо исходить из норм группы. В том случае, если подобные нормы расходятся с нормами более крупных групп или общесоциальных, следует исходить из норм последних.
Различают культурно одобряемые и культурно неодобряемые типы отклоняющегося поведения.
К культурно одобряемым отклонениям относят гениальность, героические поступки, спортивные достижения, лидерские способности. В традиционных обществах к одобряемым отклонениям относятся отшельничество, религиозный фанатизм, сверхаскетический образ жизни. Подобные отклонения чаще всего объясняются психологическими качествами личности.
К культурно неодобряемым отклонениям относят те поступки и те виды социальной деятельности, которые наносят ущерб обществу и, как минимум, вызывают осуждение. В зависимости от типа нарушаемых норм выделяют два типа отклоняющегося поведения: делинкветное, связанное с несоблюдением норм-правил и девиантное (в узком смысле), сводящееся к отступлению от норм-ожиданий. Примером первого может служить ограбление банка, второго -использование студентом шпаргалки на экзамене.
Причины происхождения различных типов девиации, их характерные особенности изучаются различными науками - психиатрией, психологией, криминологией и социологией. Среди социологических теорий девиантного поведения особое место занимает концепция аномии.
Понятие "аномия" ввел в социологию Э. Дюркгейм. Впервые он употребил данный термин в своей работе "О разделении.общественного труда". Спустя четыре года в труде "Самоубийство" он сформулировал классическое определение, согласно которому аномия - это социальное состояние, характеризуемое ослаблением или распадом норм. Ее содержанием является социальная дезорганизация, отсутствие норм, отрыв целей от средств. Несмотря на высокий эвристический потенциал этой теории, она не была вовремя замечена социологами. Лишь спустя четыре десятилетия американский социолог Р. Мертон, вернувшись к идеям Дюркгейма, предложил свою теорию социальной аномии. В современной социологии концепции аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона считаются классическими.
Будучи приверженцем структурного функционализма, Мертон утверждал, что любая социальная и культурная структура состоит из двух основополагающих элементов. Первый - это цели, намерения и интересы, которые определяются данной культурой. Второй - социально одобряемые способы достижения этих целей. Характер и тип социального поведения или индивидуального приспособления определяются, согласно американскому социологу, спецификой соотношения между целями и средствами. Возможны, указывает он, пять типов подобного приспособления: конформизм, инновация, ритуализм, ретреатизм и мятеж. Кроме первого типа все остальные являются социальными отклонениями.
Другой распространенной теорией девиантного поведения является концепция "наклеивания ярлыков", стигматизации (от греч. stigma - клеймо, пятно) или "социетальной реакции". Основоположниками этого подхода считаются американские социологи Э. Лемерт и Г. Беккер. Указанное направление базируется на двух допущениях. Согласно первому из них, большинство индивидов постоянно нарушают некоторые социальные нормы, однако при этом они не считают себя девиантами, их действия остаются незамеченными остальными людьми. Такой тип поведения получил название первичной девиации. Согласно второму допущению, девиантным в собственном смысле становится поведение, определяемое как таковое другими членами общества. На человека как бы ставится клеймо девианта (стигма). Таким образом, осуществляется переход от первичной ко вторичной девиации. Из этого следует вывод, согласно которому девиация должна выводиться не из поведения или конкретного поступка, а из его оценки группой. Стигматизированные лица исключаются из процесса социального взаимодействия. В конечном итоге, социальная изоляция усиливает ощущение принадлежности к девиантной субкультуре, способствует усвоению девиантной роли и формированию девиантной идентичности. Лица, совершающие девиантные действия, стремятся оказать сопротивление социальному контролю, еще более усугубляя отклонение. В результате девиация может усилиться. Ответной реакцией на ее усиление является ужесточение социального контроля. Так образуется "спираль девиантности", которая ведет к усилению незначительных отклонений. Некоторые социологи даже ввели понятие девиантной карьеры, под которой понимается переход от одной стадии девиации к другой и формирование постоянной девиации на основе специфического вида "социализации". Г. Беккер выделил этапы такой карьеры: 1) случайное нарушение норм; 2) последующие нарушения, мотивированные выгодой или удовольствием; 3) арест и закрепление роли девианта навсегда; 4) постоянная реализация закрепленной и усвоенной роли девианта. Категория "девиантная карьера" хорошо подходит для описания наркомании, алкоголизма, криминальных преступлений. Среди теорий девиации видное место занимает культурологическая концепция отклоняющегося поведения. Ее сторонники утверждали, что девиация является результатом интернализации (усвоения) норм субкультуры, радикально отличающихся от общепринятых. Индивид, воспринявший подобные нормы, негативно относится к социально одобряемым-считая их выгодными лишь для чуждых ему групп. Кроме того, нарушение социальных норм может рассматриваться им как норма усвоенной им субкультуры.