Методологические основы социологии
Метод в социологии - это способ построения и обоснования социологического знания. В социологии используются общенаучные и конкретно научные методы. К первым относят: исторический, системный, сравнительный и т.д.
Исторический метод позволяет сделать анализ социального явления практически на всех этапах его развития. Он помогает определить факторы, которые привели к возникновению данного явления, проанализировать условия, способствующие становлению и развитию исследуемых процессов. Этот метод опирается на принципы социальной философии, которая одновременно выступает и как важная часть общесоциологической теории, и как методология социального познания вообще и конкретного социологического исследования в частности.
Сущность метода сравнения заключается в поиске и проведении сравнений между социальными явлениями, выступающими в качестве предмета исследования. Достоинство этого метода состоит и в том, что он позволяет из имеющихся эмпирических, статистических и других данных выделить в социальных явлениях постоянные и переменные элементы.
Используя метод сравнения, социология оперирует с тремя группами данных. Во-первых, это данные о жизни, состоянии и тенденциях развития конкретной сферы деятельности общества. Во-вторых, это социологические данные, а также свидетельства этнографов, историков, политологов. В-третьих, это данные официальной статистики об отдельных регионах, предприятиях, рабочих местах, деятельности социальных институтов общества.
Системный анализ предполагает анализ социальных явлений и процессов, которые находятся в рамках определенной социальной системы (общества) и обладают определенной структурой элементов, внутренними связями и отношениями, определенными границами и т.д.
Для анализа поведения отдельных личностей и конкретных социальных групп в социологии применяется бихевиористский метод. Через поведение, психологическую направленность личности, ее деятельность затем анализируются, разъясняются само общество, его отдельные составные части.
К конкретно научным методам социологии относят социологическое наблюдение, анализ документов, опрос, социальный эксперимент и структурный анализ малых групп (социометрию).
Социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее роль и предназначение в обществе. Их можно разделить на три основные группы: теоретико-познавательную, практически-политическую и идейно-воспитательную.
Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его функционирования и развития. Обогащение научного социологического знания происходит как на основе внутреннего совершенствования теоретической социологии, так и в результате динамичного развития самого объекта познания этой науки - социальной действительности. И здесь особая роль принадлежит эмпирической социологии и непосредственно связанным с ней специальным социологическим теориям.
Практически-политическая функция социологии связана с тем, что данная наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления социальными процессами. Конкретными формами реализации данной функции выступают социальное предвидение, планирование, прогнозирование, проектирование и конструирование.
Идейно-воспитательная функция социологии наиболее четко проявляется в процессе социализации. Кроме того, на основе эмпирических социологических исследований обнаруживается социальное нездоровье общества, рост социальной напряженности, что позволяет своевременно вырабатывать меры по предотвращению и преодолению негативных, асоциальных явлений в обществе.
3. Фундаментальные вопросы и основные теоретические направления в социологии
Изучение истории социологии приводит к выводу о том, что социологическая мысль принципиально пытается ответить на два фундаментальных вопроса (или две основные научные проблемы):
1. Как возможно общество? Что делает общество связным, устойчивым целым? Как возможен социальный порядок?
2. Каков характер отношений между обществом как упорядоченной структурой или системой, и действующими в ней индивидами?
Сам характер вопросов отражает принципиальный дуализм отношения человека к реальности. С одной стороны, каждый человек свободен, в любой момент в принципе он может поступить иным образом, чем делал это раньше. Но, с другой стороны, люди достаточно сильно ощущают зависимость от своего социального положения, от сложившихся обстоятельств. Проблема в целом состоит в том, чтобы понять, как взаимодействуют и как соотносятся друг с другом индивиды и социальные институты.
Ответ на первый фундаментальный вопрос позволяет выделить по крайней мере два направления в социологии.
Сторонники структурно-функционального подхода полагают, что общество складывается в устойчивую целостность автоматически, благодаря процессу саморегуляции (подобно биологическим организмам), когда различные его части (экономика, государство, семья, школа и т.д.) выполняют взаимодополняющие функции и тем самым способствуют социальной интеграции. Функциональное объяснение наиболее полно было разработано американским социологом Т.Парсонсом и его последователями.
Другие социологи работают в направлении, получившем название теории конфликта (или теория власти). Это направление связано в первую очередь с именем немецкого социолога и философа К.Маркса и его последователей. Согласно этому подходу, естественным состоянием общества является конфликт между разными людьми, группами и организациями, каждая из которых стремится к власти. В этой борьбе привилегированное меньшинство, которое контролирует важнейшие ресурсы общества, вероятнее всего и будет организовывать, и обустраивать общество в соответствии со своими интересами.
Ответ на второй фундаментальный вопрос также позволяет выделить два различных направления в социологии.
Одни социологи - сторонники так называемого структурного (или структуралистского) подхода - полагают, что поведение индивида и группы объясняется социальными обстоятельствами и социальной структурой, в которой они находятся, поведение - продукт и производное социальной системы. Основные положения структурного направления наиболее четко сформулировал французский социолог Э.Дюркгейм.
Другие социологи - сторонники так называемой теории действия - полагают, что социальная система, социальный мир создается людьми, живущими в этом мире. Ошибочно рассматривать общество как жесткую внешнюю структуру. Общество возникает из действий индивидов, действующие индивиды наделяют свои действия смыслом, стремятся к определенной цели. И хотя эти действия социально обусловлены, они не становятся от этого жестко запрограммированными. Человеческое поведение - творческий процесс, оно основано на том, как люди интерпретируют и направляют наличные социальные обстоятельства. Соответственно необходимо понять, уловить смысл человеческих действий. В основе этого направления в социологии (иногда ее называют понимающей) лежат идеи немецких социологов М. Вебера и Г. Зиммеля.
Понимающая социология представлена рядом теорий, описывающих, как люди соприкасаются с действительностью и определяют ее. Так, в теории, получившей название символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер), одним из ключевых является понятие "определение ситуации". Ее сторонники делают акцент на смысле, который вкладывают в свои действия вступающие во взаимодействие (интеракцию) индивиды.
Теоретическая концепция, получившая название этнометодологця (Г.Гарфинкель), исходит из того, что социальная жизнь базируется на неосознанных правилах. Социолог должен попытаться обнаружить эти невидимые правила, сознательно пойдя на их нарушение, но таким образом, чтобы "жертва" не была поставлена в известность об этом.
В так называемой драматургической концепции (Э. Гофман), разрабатываемой в рамках понимающей социологии, базовой является метафора театра, социальной сыгранности людей; общество представлено как огромный театр. Человеческая сыгранность, по мнению Гофмана, проявляется как одна большая символическая совместная акция, а общество - как ряд ситуаций, в которых люди взаимодействуют, производят впечатление и объясняют себя себе и другим.
Рассмотренные теоретические модели по-разному интерпретируют социальные действия и социальные отношения. Тем самым социология предстает как полипарадигмальная наука. Это означает, что современная социология предлагает множество объяснений одних и тех же социальных процессов, сохраняя при этом не только терпимость к взглядам и выводам различных исследовательских школ и направлений, но и поддерживая стремление социологов к поиску гармоничного сочетания разных подходов, выводов, интерпретаций относительно отдельных явлений или событий.
Контрольные задания
Логические задания и проблемные вопросы:
1. Основоположник социологии Огюст Конт называл новую науку «социальной физикой». Что дает подобное определение для понимания специфики социологического знания?
2. С каким из перечисленных ниже мнений в определении ключевой категории социологии Вы согласны? Аргументируйте ответ.
- «Социология рассматривает отдельного индивида и его действие как первичную единицу, как «атом»...(Вебер М. Избранные произведения. М., 1990,С.507).
- Родовое понятие социологии - социальное действие (см. Общая социология / Под ред. А.Г.Эфендиева. М., 2000. С. 114).
- «Социальная общность может рассматриваться в качестве ключевой, основополагающей категории социологического анализа» (Ядов В.А. Размышления о предмете социологии // Социологические исследования, 1990.- 2.С.12).
- Важнейшим, ключевым для социологии выступает понятие социального как характеристика одной из сторон общественной жизни (см. Социология / Под ред. Г.В.Осипова. М., 1990. С.25).
- «Что касается выбора исходной клеточки исследования общества вообще, то ею, с нашей точки зрения, является человек. Понимание человека как субъекта общественных отношений и деятельности позволяет представить совокупность общественных отношений в качестве его сущности и тем самым от анализа человека перейти к исследованию самого общества» (Бороноев А.О., Ельмеев В.Я. О предмете социологии как общей науки об обществе//Социологические исследования, 1991.- 5. С.36).
3. Согласны ли Вы с мнением П.А.Сорокина о роли и месте социологии в системе обществознания? Этот выдающийся социолог утверждает: «В медицине существует процедура, которую обычно проделывает каждый компетентный врач: перед тем как диагностировать болезнь пациента, он исследует весь организм в целом и знакомится с историей его жизни. В социальных науках эта процедура, к сожалению, почти отсутствует, ибо ее необходимость еще не осознана. Как и в медицине, (узко) специализированный подход здесь становится плодотворным и разумным, лишь, когда во внимание принимается все социокультурное пространство. В противном случае, науке уготована судьба быть неадекватной и ложной. В большой семье общественных наук социология играет именно эту роль» (Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.С.170).
Контрольные тесты:
1. Социология изучает...
a) человека;
b) общество как целостную систему;
c) трудовые процессы;
d) индивидуальные свойства людей.
2. Определите круг наиболее важных проблем, изучаемых социологией.
3. Ключевым понятием в социологии является...
a) социальный факт;
b) социальный институт;
c) человек;
d) социальное действие.
4. Социология как наука возникает в ответ на потребности...
a) формирующегося гражданского общества;
b) научно-технической революции;
c) изучения человека и его психологических особенностей;
d) исследования политических процессов в обществе.
5. Основоположником социологии как науки называют...
a) К.Маркса;
b) Дж.Локка;
c) О.Конта;
d) Аристотеля.
6. Перечислите, пожалуйста, основные функции социологии.
Литература
Основная:
1. Голубева Г.А., Дмитриев А.В. Социология: Учебное пособие. - М.: «Собрание», 1999. - С.257-259.
2. Общая социология: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2000. - С. 15-51.
3. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. -СПб.: Питер, 2002. Гл.8. С.317-356. Гл.13. 537-561.
4. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов /Отв. ред. академик РАН Г.В.Осипов.- М.: НОРМА-ИНФРА, 2002.-С.69-95.
5. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие /Подред. проф. В.А.Чуланова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2000.-С.45-46.
Дополнительная:
1. Волков Ю.Г. Мостовая И.В. Социология: Учебник для вузов. /Под ред. В.И.Добренькова.- М.: Гардарика, 2002.
2. Култыгин В.П. Облик социального мира в современной социологической мысли // Социологические исследования. - 2003. - 2.
3. Лапин Н.И. Предмет и методология социологии // Социологические исследования. - 2002.-8.
4. Павленок П.Д. О понятийно-категориальном аппарате социологии // Социологические исследования. -2003.-4.
5. Рабочая книга социолога. /Под ред. Г.В.Осипова. Изд-е 3-е.- М.: Наука, 2003.
6. Романовский Н.В. Структура и уровни социологического знания // Социологические исследования. - 2004.-2.
7. Социология на пороге XXI века: новые направления исследований.-М.: РУСАКИ, 1999.
8. Стрельникова Л.В. Социальный капитал: типология зарубежных подходов //Общественные науки и современность.-2003.- 2.