Билет №44. Что такое «маргинальность»? Кто такие «маргиналы»?
Маргинальность— это специальный социологический термин для обозначения пограничного, переходного, структурно-неопределенного социального состояния субъекта. Людей, по разным причинам выпадающих из привычной социальной среды и неспособных примкнуть к новым общностям (зачастую по причинам культурного несоответствия), испытывающих большое психологическое напряжение и переживающих своеобразный кризис самосознания, называют маргиналами.
Теория маргиналов и маргинальных общностей была выдвинута в первой четверти XX в. одним из основателей Чикагской социологической школы (США) Р. Э. Парком. Но еще К. Маркс рассматривал проблемы социального деклассирования и его последствий, а М. Вебер прямо сделал вывод о том, что движение общества начинается тогда, когда маргинальные слои организовываются в некую социальную силу (общность) и дают толчок социальным изменениям — революциям или реформам.
С именем Вебера связана более глубокая трактовка мар-гинальности, которая позволила объяснить формирование новых профессиональных, статусных, религиозных и подобных им сообществ, кбторые, конечно же, не во всех случаях могли возникать из «социальных отбросов» — индивидов, насильственно выбитых из своих общностей (безработных, беженцев, мигрантов и др.) или асоциальных по выбранному стилю жизни (бродяг, наркоманов и т. п.). С одной стороны, социологи всегда признавали безусловную связь между возникновением массы людей, исключенных из системы привычных (нормальных, т. е. принятых в обществе) социальных связей, и процессом формирования новых общностей: негэнтропийные тенденции и в человеческих сообществах действуют по принципу «хаос должен быть как-то упорядочен». (Именно подобные процессы происходят jb современном российском обществе.)
С другой стороны, возникновение новых классов, слоев и групп на практике почти никогда не связано с организованной активностью попрошаек и бомжей, скорее оно может рассматриваться как строительство «параллельных социальных структур» людьми, чья общественная жизнь до последнего момента «перехода» (который часто выглядит как «прыжок» на новую, заранее подготовленную структурную позицию) была вполне упорядоченной.
Под маргиналами понимаются индивиды, их группы иобщности, формирующиеся на границах социальных слоев и структур и в рамках процессов перехода от одного типа социальности к другому или в пределах одного типа социальности при его серьезных деформациях.
Среди маргиналов могут быть этномаргиналы:национальные меньшинства; биомаргиналы,чье здоровье перестает быть предметом заботы социума; социомаргиналы,как, например, группы, находящихся в процессе незавершенного социального перемещения; возрастные маргиналы,формирующиеся при разрыве связей между поколениями; политические маргиналы:их не устраивают легальные возможности и легитимные правила общественно-политической борьбы; экономические маргиналытрадиционного типа (безработные) и так называемые «новые бедные»; религиозные маргиналы— стоящие вне конфессий или не решающиеся осуществить выбор между ними; и, наконец, криминальные маргиналы;а возможно, еще и просто те, чей статус в социальной структуре не определен.
Классическим примером социомаргинала можно назвать главного героя кинофильма «Афоня» (режиссер Г. А. Данелия, 1974 г.).
Билет №45. Понятие семьи и ее функции
Семья является предметом изучения многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать дефиницию семьи и определить ее функции. С точки зрения содержания, структуры и формы, семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.Семья есть социальная группа, в которой мужчины и женщины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. В семье осуществляются Производительно-потребительские или только потребительские виды экономической деятельности.
Социологическая дефиниция семьи как парциальной социальной группы указывает на то, что характер отношений всемье, ее структура и форма исторически изменчивы, отчего и сама семья является исторически изменчивой социальной группой, бдновременно социологическая дефиниция семьи указывает на ее биологическую, биосоциальную и экономическую основу.
В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой — малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих экономических, политических, религиозных отношений и одновременно — относительная самостоятельность. С институтом семьи тесно связан другой общественный институт — институт брака. Брак можно определить как санкционированную обществом, социально и личносхно целесообразную, устойчивую форму половых отношений. Семья — малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.Отличительным признаком семьи является совместное ведение домашнего хозяйства.
Основу семьи составляет, как правило, брачная пара.; Однако есть семьи, характеризующиеся совместным проживанием, общим ведением хозяйства, но юридически не оформленные. Количество таких семей в последнее время заметно увеличилось. Социологи вообще отмечают снижение желания и готовности населения к заключению брака, что особенно характерно для современных развитых стран. Кроме того, есть и неполные семьи, где отсутствует один из родителей или родительское поколение по каким-либо причинам не присутствует вообще (например, когда дети живут с бабушками-дедушками без родителей).
Семьи в зависимости от представленности в них различных поколений бывают нуклеарными(родители и дети) и расширенными(супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.). Процессы индустриализации и урбанизации, широко развернувшиеся в современном мире, привели к преобладанию нуклеарной семьи.
Семья всегда выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-экономическаяи рекреационная.
Репродуктивнаяфункция — это воспроизводство в детях численности родителей.
С репродуктивной функцией тесно связана другая функция семьи — воспитательная.Давно известно, что для нормального, полноценного развития ребенка семья жизненно необходима, и ее нельзя заменить никакими другими институтами или общественными учреждениями. Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает атмосфера внутри семьи.
Социологи выделяют несколько достаточно устойчивых стереотипов семейного воспитания:
1. Детоцентризм,т. е. всепрощенческое отношение к детям, ложно понимаемая любовь к ним.
2. Профессионализм,т. е. тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели-профессионалы в детских садах и школах.
3. Прагматизм,т. е. воспитание, цель которого — выработка у детей «практичности», умения «ловко устраивать свои дела», ориентации прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды.
Хозяйственно-экономическаяфункция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домаш-
него хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами и т. д.
Рекреационнаяфункция семьи приобретает все большее значение в наше время. В условиях убыстряющегося ритма жизни, роста всякого рода социальных и психологических нагрузок, увеличения количества стрессовых ситуаций семья принимает на себя особую терапевтическую роль.
Билет №48. Функции соц конфликтов, Субъекты. Причины социального конфликта
Конфликт - неизбежное явление в развитии общества. Функции позитивные: 1.разрядка психологической напряженности
2.коммуникативно-связующая.Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу.
3.консолидирующ рольв обществе и даже может быть движущей силой социальных изменений.
Функции негативные: конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.
Субъекты. Важным вопросом при рассмотрении социальных конфликтов является вопрос о «действующих лицах и исполнителях» конфликтных отношений. Участникомконфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса.
Субъектомже социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.