Роль и место соц-гии в системе гуманит и обществ. наук
Место социологии можно определить словом «особое». Это обусловлено следующим обстоятельством: изучая гражданское общество и деятельность отдельного человека, социология создает для всех других гуманитарных наук необходимую методологическую основу. Развиваясь, социология не может не взаимодействовать с другими науками. Поэтому логичным является возникновение новых направлений исследований, сформированных на стыке двух наук. Их стали называть социальными — социально-экономические, социально-политические, социально-психологические, социально-демографические и т. д.
Среди общественных и гуманитарных наук социология играет генерирующую роль. В своей теоретической части она тесно связана с философией, в частности, с ее разделом — социальная философия. Некоторые ученые считают социальную философию высшим теоретическим уровнем социологического знания.
Для всех других наук социология дает собственную систему взглядов и представлений об обществе, его структуре, законах и закономерностях развития.
Особо тесная связь у социологии установилась с психологией. Эти науки изучают с разных точек зрения общие вопросы: потребности, мотивы, установки, ценностные ориентации, мнения и т. д. Каждая из этих наук с успехом применяет методы проведения исследований, разработанные в другой, идет процесс постоянного взаимообогащения достижениями.
Также социология тесно связана со статистикой, которая призвана формировать информационную базу для оперативного анализа изменений в социальных явлениях и процессах и последующей разработки общегосударственных и региональных социальных программ.
Закономерно, что социология находится во взаимосвязи с политологией: политика — одна из основных форм деятельности людей, а субъектами и объектами политики являются социальные общности, социальные институты и т. д. Социальная сущность этой сферы жизни людей изучается в рамках социологии политики, социологии власти, социологии международных отношений и т. д.
Очевидной также является связь социологии и правоведения, которая вылилась в формирование социологии права.
Перечисленным не ограничивается весь спектр интересов и взаимосвязей социологии с другими науками. Сейчас в мире происходят процессы интеграции, комбинирования возможностей разных наук, что позволяет комплексно, всесторонне изучать явления и трансформации общественной жизни.
6. Значение учебной дисциплины «Соц-гия» в ВУЗЕ
Прежде всего, социология позволяет абстрагироваться от своего собственного взгляда на реальную действительность и попытаться научно постичь, какие факторы формируют нашу жизнь и жизнь других людей. Социология стремится осмыслить суть как глубинных перемен, коснувшихся человеческого общества за последние 2-3 столетия, так и изменений личностных характеристик. Эта наука имеет большую практическую значимость. Она дает нам возможность уяснить культурные обличил различных социальных групп, оценить результаты политических инициатив, познать самих себя. Чем больше мы узнаем о процессах, протекающих в обществе, о мотивах человеческого поведения, тем больше у нас появляется шансов влиять на свое собственное будущее.
Имея знания по социологии, молодой специалист с высшим экономическим образованием может управлять персоналом, заниматься социальным планированием или прогнозированием на региональном уровне, работать консультантом на предприятиях и в организациях и т. д.
Должен ли человек при проведении социологических исследований сам занимать активную жизненную позицию? Некоторые ученые считают, что социологи обязаны быть абсолютно нейтральными в дискуссиях морального или политического характера. Нам представляется более правильной точка зрения на этот счет современого английского социолога Э. Гиденса: ни один социально образованный человек не может быть равнодушен к тому социальному неравенству, которое существует в сегодняшнем мире, к проявлению социальной несправедливости во многих жизненных ситуациях, к нищете, от которой страдают миллионы людей. Было бы даже удивительно, если бы социологи не занимали определенной позиции в решении вопросов социальной действительности, и вряд ли логичным было бы требовать от них, чтобы в таких ситуациях они не пользовались своей профессиональной осведомленностью