Объект и предмет исследования соц-гии

Сущность соц-гии как науки

Социология— это наука об обществе. Стремление понять, осмыслить общество, а также выразить свое отношение к нему, было свойственно чело­вечеству на всех этапах его развития. Появ­ление социологии как самостоятельной на­уки было вызвано объективными процесса­ми перемен, связанными с переходом от тра­диционного к индустриальному обществу. Возникла потребность объяснить происходя­щее с точки зрения не абстрактных фило­софских теорий, а позитивных представле­ний об обществе как живом функционирую­щем образовании.

Возникновение соц-гии

Социология имела богатую, разнообраз­ную предысторию. Уже в XVII в. впервые в теориях «социальной физики» возникла идея о том, что общество — это система. Соци­альные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы и исходили из естественнонаучных представлений о нем,

В 18 в. ученые сравнивали общество с машиной, в которой каждый «винтик» дол­жен выполнять свою функцию.

В 19 в. параллельно с развитием общих социально-философских теорий проводи­лись конкретные социологические исследо­вания, вызванные практическими потребно­стями управления.

В качестве самостоятельной науки об обще­стве социология сформировалась в середине 19 в. Она трактовала общество как систему, включающую ряд элементов — социальных институтов. Термин «социология» в научный обиход ввел французский ученый О. Конт. Быстрое развитие капитали­стического общества и нарастающая динами­ка социальных конфликтов настоятельно по­требовали не только социально-философского, но и «позитивно-политического» объяснения социальных феноменов.

Конт впервые резко противопоста­вил социологию философии. Основная идея Конта — отделение «науки» от «метафизики» и теологии. Он полагал, что социология («социальная физика») должна заимствовать у естественных наук объективность, прове­ряемость, доказательность. «Социальная фи­зика» Конта состоит из двух частей: «соци­альной статики» и «социальной динамики». «Социальная статика» изучает структуру общества, функции его основных институтов, а «социальная динамика» — процессы соци­альных изменений. В каждой из двух частей объектом социологического познания явля­ется общество.

В середине и второй половине 19 в. в ин­теллектуальной среде Запада преобладает позитивистско-натуралистическое мировоззрение, под влиянием которого дальше раз­вивается социология. При этом она по-пре­жнему отождествляется с обществознанием. И только в конце 19 в. — начале 20 в. в научных исследованиях общества, наряду с экон-ким, правовым, демограф-ким и др. начал выделяться социальный аспект. Одновременно с этим стал уточняться, конк­ретизироваться предмет науки социология.

Первым ученым, давшим узкую трактов­ку социологии, был последователь О. Конта Э. Дюркгейм. С его име­нем связан переход от социологии, тожде­ственной обществоведению, к социологии, имеющей свой собственный научный статус и находящейся в одном ряду с другими об­щественными дисциплинами (философией, историей, политэкономией и т. д.).

Объект и предмет исследования соц-гии

Предмет науки — это воспроизведение эмпирической реально­сти на абстрактном уровне путем установле­ния наиболее значимых с практической точ­ки зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Объект познания — это все то, на что направлено внимание ученых. Общество может быть объектом исследова­ния всех гуманитарных наук. Предмет позна­ния затрагивает ту часть объекта, на которую сделан особый акцент учеными и которая определяется спецификой данной науки. Отличие многих гуманитарных наук друг от друга в том и состоит, что в рамках одного объекта они исследуют различные законы и закономерности, характеризующие его развитие и функционирование. Так, жизнь общества подчинена действию экономиче­ских, социальных, психологических, полити­ческих законов и закономерностей, которые являются предметом изучения соответству­ющих наук.

Сущность теории Тофлеров

Осн. положения:

1) развитие цивилизации предст собой волнообразный процесс, где одна волна сменяет др

2) всего сущ 3 волны изменений: аграрная (с\х), длилась несколько тысячелетий; индустриальная, дилась несколько столетий; информационная, длится несколько десятилетий.

3) Коренные изменения в обществе не могут происходить без конфликтов. Осн конфликт современности – конфликт волн цивилизаций.

4) Конфликт проявляется как на межгос-ном, так и на внутригос-ном уровне.

5) Выход из сложившейся ситуации видится в скорейшем переходе стран 2-й волны к 3-й.

Сущность наблюдения

Наблюдением - непосредственное целенаправленное воспри­ятие и регистрацию соц-ных процессов.

1. В зависимости от места нахождения ис­следователя относительно исследуемого объек­та наблюдения подразделяются на два вида: включенное (участвующее) и не включенное (не участвующее),

2. В зависимости от степени осведомлен­ности исследуемой группы о факте проведения исследования различают открытое и скрытое (инкогнито) наблюдение.

3. В зависимости от жесткости предписа­ний относительно того, что и как наблюдать, наблюдения делятся на свободные (бесструк­турные) и стандартизованные (структурные).

4. По принципу регулярности во времени наблюдения делятся на систематические и эпизодические.

5. В зависимости от количества наблюдае­мых объектов наблюдения делятся на сплошные и частичные.

6. По месту проведения и способу органи­зации наблюдения делятся на полевые и ла­бораторные,

Преимуществом метода наблюдений яв­ляется его осуществление одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Этот метод фиксирует явление непосред­ственно в момент его протекания и прояв­ления конкретных связей в реальном вре­мени.

Недостатками метода наблюдения явля­ются:

- трудоёмкость его осуще­ствления, которая предполагает участие в сборе информации большого числа исследо­вателей высокой квалификации;

- использование метода наблюдения ог­раничивается временем совершения собы­тия, поэтому фиксируются лишь те события, которые имели место в момент наблюдения;

- исследования осложнены невозмож­ностью повторения ситуации.

Сущность анализа док-тов

Любое конкретное социологическое иссле­дование, как правило, начинается с анализа документов, имеющихся по изучаемой про­блеме. К документам в социологии относятся материалы, созданные для хранения и пере­дачи социологической информации.

В зависимости от статуса документы классифицируются на официальные, исходя­щие от тех или иных органов власти, учреж­дений (по­становления, данные статистической отчет­ности, документы различных организаций, архивы и т. д.) и неофициальные (анкеты, заявления, дневники, письма ).

По форме фиксирования документы классифицируются на вербальные (словес­ные), статистические (цифровые), письмен­ные (рукописные, печатные, машинописные), икографические (кино, фото, картины), фоног­рафические (магнитофонные записи, грамп­ластинки).

По целевому назначению документы клас­сифицируются на специальные и косвенные. Специальные документы составляются непосредственно для соц-ского ис­следования: анкеты, тесты, протоколы наблю­дений, данные экспериментов и т. д. Косвен­ные документы — это справочные издания, литературно-художественные произведения, учебно-педагогическая и другая литература.

По источнику инф-ции док-ты классифицируются на первичные (составляемые на основе непосредственного изучения соци­альной деятельности. К им относятся отчеты конкретных социальных исследований, про­токолы собраний, дневники и т. д.) и вторичные. Вторичные документы представляют собой обработку, обобщение, сделанное на основе данных первичных источников (мо­нографии, учебные пособия и т. д.).

По степени персонификации документы могут быть личными (автобиографии, характеристи­ки, анкеты) и безличные (отчеты, архивы, протоколы собраний, заседаний).

Различают два способа анализа докумен­тальных материалов. Первый — это традиционный, классический, качественный ана­лиз, под которым понимаются умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документальных материа­лах, по выявлению их сути. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, об­становки, вызвавшей появление документа. Второй — количественный формализован­ный метод. Приёмом количественного ана­лиза выступает контент-анализ — перевод текстовой информации в количественные показатели.

Сущность анкетирования

Анкетный опрос — один из основных видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты. Анкета - упорядоченный по со­держанию и форме набор вопросов, воплощен­ный в виде опросного листа, вопросника.

Вопросы классифицируются по ряду важ­нейших признаков, содержанию, функциям, структуре и форме.

По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы -вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мнениях по поводу этих событий.

По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназна­чены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респон­дентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация ос­новного вопроса, его иная словесная форму­лировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, «сло­мать лёд».

В зависимости от структуры вопросы бы­вают открытыми и закрытыми. В открытых вопросах респондент сам формулирует от­вет. В закрытых содержится перечень вари­антов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.

Веер возможных ответов должен исчерпы­вать объём вопроса, включая позитивные, предполагающие выбор одного ответа, а так­же ответы типа пне знаю», «затрудняюсь ответить», и другие.

Выделяют три разновидности закрытых вопросов:

- «да — нет»;

- альтернативные, предполагающие вы­бор одного ответа из перечня возможных;

- вопросы-меню, позволяющие респон­денту выбирать одновременно несколько ответов.

Выбор ответа из веера предложенных ва­риантов предполагает возможность одновре­менного сотрудничества в нескольких назва­ных формах.

По форме различают прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы касаются суще­ствующей ситуации. В косвенных вопросах ситуация задается, предполагается. Преимущество косвенных вопросов состо­ит в том, что они свободны от возможных временных конфликтных ситуаций.

Анкета состоит из трёх частей: вводной, основной и паспортички.

В вводной части анкеты содержится обра­щение к респонденту, в котором указывает­ся: кто, с какой целью проводит опрос, где и каким образом будут использованы его ре­зультаты, даётся краткая инструкция, как заполнять анкету, гарантируется аноним­ность ответов, указывается, кому необходи­мо возвратить заполненную анкету.

В основной части анкеты содержатся воп­росы, высказывания, рассчитанные на по­следовательное раскрытие содержания ис­следуемой проблемы.

Паспортичка анкеты включает вопросы, ответы на которое характеризуют социаль­ное положение респондента.

Сущность интервьюирования

Интервью — метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного об­щения с респондентом по специально состав­ленному опроснику, кото­рый предназначен не для респондента, а для интервьюера.

Свободное интервью представляет собой длительную многочасовую беседу. Его при­меняют на начальном этапе исследования. Оно не имеет заранее подготовленного пла­на и сформулированных вопросов. Интер­вьюер может задавать все вопросы, которые считает нужными, в любой формулировке и последовательности. Задаётся лишь тема интервью.

Глубинное интервью. Оно отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей те­матики беседы, заранее задаётся также оп­ределённый круг вопросов, на которые сле­дует получить ответ.

Фокусированное (направленное) интер­вью. Его задача — изучение конкретной си­туации, Интервью бывает как с открытыми, так и с закрытыми вопросами.

Интервью близко к анкетированию. Клас­сическим примером его может служить оп­рос при переписях населения. Оно приме­няется в социологии, психологии, журналис­тике, медицине, криминалистике.

Интервью позволяет получить малодоступ­ную для других методов исследования ин­формацию. Преимущество его в том, что бла­годаря непосредственному контакту с рес­пондентом имеется возможность видоизме­нять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточнять ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации. Кро­ме того, непосредственный контакт с респон­дентом позволяет фиксировать не только со­держание ответов, но и их подтекст, эмоци­ональную окраску, особенности интонации, внешнюю реакцию.

Структура общества

Структура общества — это способ взаимо­связи его компонентов, социальных общно­стей, социальных институтов личностей.

Социальная структура означает объектив­ное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному поло­жению, по их отношению к способу произ­водства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элемента­ми социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессио­нальные, социально-демографические груп­пы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистема­ми и связями. Социальная структура отра­жает особенности социальных отношений классов, профессионально-культурных, наци­онально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ро­лью каждой из них в системе экономичес­ких отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосрсдованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.

Параметры соц-ной группы

Параметры соц. группы: структура (определяется типом соц.связи), состав (хар-тся рядом кол-ных и кач-ных показателей), нормы (принятые в группе правила, обязательные к исполнению, могут быть общезначимыми и специфическими) и ценности (убеждения относительно целей и способов их достижения), санкции (меры, принимаемые в случае нарушения нормы, бывают запретительные и поощрительные, явные и открытые.), групповые процессы.

Сущность соц-ных институтов

Другой тип социальных систем складыва­ется на основе общностей, социальные свя­зи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи назы­ваются институциональными, а социальные системы — социальными институтами. По­следние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потреб­ностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социально­го управления и социального контроля как одного из элементов управления. Соци­альный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нор­мативных условий, нарушение которых на­носит ущерб социальной системе.

Социальные институты руководят поведе­нием членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контро­ле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осу­ществляющие гарантии свободы в определен­ных видах деятельности — свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на по­лучение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Со­циальные институты могут быть охарактери­зованы с точки зрения как их внешней, фор­мальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабжен­ных определенными материальными сред­ствами и осуществляющих конкретную со­циальную функцию. С содержательной сто­роны — это определенная система целесо­образно ориентированных стандартов опре­деленных лиц в конкретных ситуациях, Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материаль­ных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения — это со­вокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечива­ющих данную социальную функцию. Ука­занные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для си­стемы юстиции (роль судьи, прокурора, ад­воката, следователя и т. д.).

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью ус­танавливается и поддерживается политиче­ская власть. Экономические институты обес­печивают процесс производства и распреде­ления благ и услуг. Семья — также один из важных социальных институтов. Ее деятель­ность (отношения между родителями, роди­телями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институ­тами, существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как систе­ма образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные уч­реждения и т. д. Все еще заметную роль в об­ществе продолжает играть институт религии.

Социализация личности

Процесс вхождения человека в общество, включение его в социальные связи, интегра­ция в различные титл социальных общно­стей называется «социализацией». В ходе со­циализации человек приобретает знания, умения, навыки, формируется его характер, вырабатывается система жизненных ценно­стей, установок, норм и правил поведения, проявляются интересы, и в результате этого он становится дееспособным участником об­щественных отношений.

Анализом проблем социализации занима­лись отечественные и зарубежные ученые. Развёрнутую трактовку социализа­ции дал в своей теории современный амери­канский ученый Т. Парсонс. Он показал, как индивид усваивает общепринятые нормы в процессе общения со «значимыми другими» и как органы социализации выполняют функ­цию воспроизводства социальной структуры. Социализацию нельзя понимать упрощен­но как односторонний процесс воздействия социальной среды на человека, занимающе­го пассивную позицию. В действительности личность сталкивается с большим количеством внешних и внутренних факторов, которые условно можно разделить на 3 категории:

- совокупность ролей и статусов, кото­рые может занимать человек;

- имеющиеся социальные институты и общности, в пределах которых личность мо­жет себя реализовать;

- система знаний, умений, навыков, жиз­ненных установок, нормы и правила пове­дения, качества самой личности, необходи­мые для исполнения социальных ролей и подтверждения социального статуса.

Процесс объединения внешних факторов, характеризующих условия социальной сре­ды, с факторами личностными называется «механизмом социализации». Функциониро­вание этого механизма обеспечивает пост­роение одной из двух возможных моделей социализации: модели подчинения и моде­ли интереса. Принципиальное их различие состоит в различных мотиваторах социали­зации, В первом случае — это общественная необходимость, во втором — собственный ин­терес конкретной личности.

Как показывают исследования, процесс социализации личности проходит в 2 этапа; социальная адаптация и интериоризация.

«Социальная адаптация» — это вид взаи­модействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование тре­бований и ожиданий обеих сторон. Адапта­ция означает приспособление индивида к разным функциям, социальным нормам, общ­ностям, слоям, группам, институтам, к усло­виям функционирования различных сфер общества.

Изучение проблемы «личность» обогаща­ет и расширяет представления о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти зна­ния также Позволяют правильно понимать устройство всего общества как феномена, порождённого в результате человеческой деятельности.

Если говорить о специфике процессов, протекающих в обществе на рубеже 20 — 21 в., то важно помнить, что мир всту­пает в эпоху бурного развития цивилиза­ции, поэтому многие традиционные фор­мы человеческого бытия будут нуждаться в коррекции.

Соц-ная адаптация

«Социальная адаптация» — это вид взаи­модействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование тре­бований и ожиданий обеих сторон. Адапта­ция означает приспособление индивида к разным функциям, социальным нормам, общ­ностям, слоям, группам, институтам, к усло­виям функционирования различных сфер общества. Особенно трудно осуществляется адаптация в переходные периоды, когда у людей среднего и старшего возраста, состав­ляющих основную часть населения любой страны, притязания остаются ориентирован­ными на систему ролей и статусов уходящих общественных отношений. В силу инерцион­ности ценностных ориентации этим людям труднее, чем молодежи, вписаться в новые социальные условия. Адаптация — обязатель­ный этап включения человека в систему об­щественных отношений. Однако она не обес­печивает всей полноты и эффективности участия индивида в социальной жизни. По­этому следующим этапом социализации яв­ляется интериоризация — процесс формиро­вания внутренней структуры человеческой психики с помощью усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов со­циальной среды в ходе социальной деятель­ности. Это процесс перевода внешней сре­ды во внутреннее «Я», в результате которого формируется неповторимая личность со сво­им духовным миром и специфической со­циальной активностью. Характер перевода обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшеству­ющим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а взаимодействует с ней как самостоятельная единица. Следователь­но, на первом этапе социализации происхо­дит приспособление личности к социальной среде, а на втором — изменение её поведе­ния в случае необходимости.

Изучение проблемы «личность» обогаща­ет и расширяет представления о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти зна­ния также Позволяют правильно понимать устройство всего общества как феномена, порождённого в результате человеческой деятельности.Если говорить о специфике процессов, протекающих в обществе на рубеже XX — XXI веков, то важно помнить, что мир всту­пает в эпоху бурного развития цивилиза­ции, поэтому многие традиционные фор­мы человеческого бытия будут нуждаться в коррекции.

Брать на себя груз личных и обществен­ных проблем — единственный путь выжи­вания и дальнейшего совершенствования индивида. Этот путь предполагает развитие высочайшей степени ответственности, кото­рая простирается от узкого круга ближайше­го окружения до планетарных задач и про­блем, а также формирование научного ми­ровоззрения.

Развитие личности

Развитие личности находится в тесной вза­имосвязи с общественным устройством, уров­нем демократизации, принятым стилем уп­равления, местом и ролью конкретного ин­дивида в государстве. Всё многообразие жиз­ни сложно привести к строгой форме типо­логий и классификаций, однако попытаемся всё же условно выделить 5 уровней разви­тия личности.

1-й уровень — «примитивный человек». Лич­ность как таковая ещё не сформировалась. Сознание и самосознание на этом уровне примитивно, человек ощущает себя «винти­ком» какого-то сложного механизма, свои функции выполняет только под нажимом и строгим контролем, способен реагировать лишь на материальные стимулы.

2-й уровень — «однозначная личность». Та­кой человек не способен понять всё много­образие и взаимообусловленность окружа­ющей действительности, подтекст сказанно­го, скрытый смысл произошедшего. Его суж­дения излишне категоричны, основываются на критериях «белое — черное», «добро - зло», «правда — ложь», «друг — враг».,.

3-й уровень — «здравый смысл». На этом уровне человек способен воспринимать ок­ружающую действительность во всем её мно­гообразии и сложности, понимать подтекст, символику. Однако творческие возможно­сти его ограниченны. Это объясняется тем, что ему сложно оторваться от действитель­ности, согласиться с идеями, радикально от­личающимися от общепринятых, признать гения с его парадоксальными взглядами,

4—и уровень — «одарённая личность». Это, безусловно, талантливый человек с высоким творческим потенциалом, с нестандартным мышлением. Он инициативен, самостояте­лен, ответственен и рискован,

5—и уровень — «гений». Это парадоксальная личность, непонятная многим. Ее почти невоз­можно характеризовать с точки зрения здра­вого смысла. Природа очень немногих наде­ляет такими способностями, а реализовать их и стать гениями могут только единицы.

Данная классификация, как и ранее при­веденные типологии, условна (она базирует­ся на некоторых теоретических исследовани­ях в данной области, практическом опыте) и не может претендовать на исключительность. Изучая проблему личности, следует помнить, что природные задатки можно развить, а мож­но и потерять, А также важно знать, что вы­бор личностного пути, поля деятельности — результат свободного волеизъявления чело­века. Поэтому личность немыслима вне фе­номена свободы, а, по словам Г. Гегеля, ис­тинная природа человека «есть свобода, сво­бодная духовность».

Признаки стратификации

В каждом обществе сущ своя система стратификации.

Страта – слой, совокупность групп, имеющих различный доступ к соц-ным благам, в силу их неодинакового положения в соц-ной иерархии.

2 вида: закрытая и открытая.

В обществе выделяют 3 класса (страты): высший, средний, низший.

Признаки выделения классов: род занятий; источник и размер дохода; р-н проживания; тип жилища.

54. Сущность экон соц-гии

Социолог изучает социальное в сфере эко­номики субъектов, носителей экономических отношений, их взаимодействие, ролевое по­ведение, организационно-нормативные фор­мы его закрепления, социальные механизмы, вызывающие функционирование: развитие в экономике.

Социологический подход рассматри­вает человека как субъекта экономических и социальных процессов.

Экономическое сознание — это взгляды, по­требности, интересы, идеи, представления, настроения, убеждения относительно эконо­мических процессов и явлений, собственного социально-экономического положения, о видах занятий, трудовой деятельности, ее вознаграждении, отношении к профессии, о продвиже­нии по службе и о возможностях социального перемещения, об отношении к собственности, о возможностях экономической самостоя­тельности и другие.

По состоянию экономического сознания можно судить об уровне зрелости социальных групп, о пони­мании собственных экономических интере­сов и потребностей, об их отношении к но­вациям в экономической сфере, о готовности участвовать в новых формах хозяйствен­ной деятельности. Изучение экономического сознания и пове­дения предполагает выявление отношения к направлениям и формам экономических пре­образований, к путям выхода из экономичес­кого кризиса, отношения к рынку, развитию предпринимательства, приватизации, ценооб­разованию, личному благосостоянию и др.

Сущность соц-гии культуры

Культура — исторически сложившаяся со­вокупность социальных норм и ценностей дан­ной общественной системы.

В современных условиях культура — не просто научное понятие, нуждающееся лишь Ду­ховная культура — результат развития духовной жизни, продукт человеческого твор­чества, само производство ценностей и си­стем соответствующих культурно-просвети­тельских учреждений, Это понятие охваты­вает не только уже созданные ценности, но и сам процесс их производства, распределе­ния и потребления.

С позиций социологии фиксируется три основные сферы проявления человеческой культуры, Во-первых, отношение человека к окружающей природе. Во-вторых, культура — отношение людей друг к другу. В—третьих, культура — отношение чело­века к самому себе.

Одним из основных элементов культуры является язык — первооснова любой культу­ры. Язык играет важную роль ретранслятора культуры, поскольку культура распространя­ется и жестом, и обрядом, и мимикой, и танцем. В современных условиях язык выс­тупает лишь средством коммуникации, т. е. средством взаимодействия социальных субъектов на основе обмена информацией и непосредственного общения.

Убеждения и знания — основные элемен­ты культуры, и не только национальной.

Ценности — определяющий эле­мент культуры, ее ядро.

В Украине социология культуры развива­ется как часть региональных социологиче­ских исследований. Перед ней поставлены конкретные задачи, которые выступают ак­туальными проблемами самой социологии культуры. Наиболее важные из них: научное обоснование оптимальных пропорций и тем­пов развития культуры в Украине, обосно­вание наиболее эффективных путей развития культуры в отдельных регионах Украи­ны, комплексное исследование духовных потребностей: интересов и запросов населе­ния регионов, специфики путей и средств целенаправленного подхода к развитию культуры, разработка планов и программ культурного развития отдельных регионов. могущих быть отнесенными к государствен­ной культурной политике.

Первоначально ценностное отношение возникает в процессе жизнедеятельности людей, определяясь биологическими и соци­ально-экономическими потребностями. Но в процессе практики определяется культурный слой, и для человека все большее значение приобретает самосознание, самоутвержде­ние, жизнь со смыслом, над утилитарными ценностями надстраиваются ценности более высокого порядка — ценности культуры. Они формируются в ходе относительно самосто­ятельного развития культуры и обладают от­носительной автономией. Ценности культу­ры наличия бытия — сгусток, итог истори­ческого опыта человечества. Ценности спра­ведливости, красоты, свободы выстраданы че­ловечеством. Они возвышаются над повсед­невной практикой, относительно независимы от нее, сами активно воздействуют на формирование ее целей, мотивов и выбор оснований. Чем большим полем культуры ов­ладел индивид, тем в большей степени сфор­мировавшиеся в его сознании ценности со­ответствуют сущности человека и прогрес­сивного развития общества.

Сущность механизма воздействия культу­ры на личность состоит в том, что потребле­ние культуры становится культурным потреб­лением, т. е. по существу производством са­мого человека как субъекта культурно-исто­рического творчества.

Сущность соц-гии политики

Социология политики — это отрасль социо­логии, которая изучает взаимоотношения по­литической сферы со всеми другими сферами общественной жизни; политических институ­тов — с другими социальными институтами.

Объектом исследования этой науки являет­ся социально-политическая сфера общества.

Предметом — законы и закономерности по­литической деятельности различных соци­альных групп и общностей, функционирова­ние политических институтов.

У каждого человека есть свое представле­ние о политике. Формируется оно на основе жизненного опыта; личных контактов с теми, кого принято называть политиками; инфор­мации, получаемой из СМИ, Неоднознач­ность оценок и суждений людей объясняет­ся не только субъективностью, особенностя­ми личного восприятия происходящего, но и спорностью, многомерностью самого феноме­на политики.

Особенностью политики является наличие в ней властных отношений, понимаемое как право отдельной, господствующей, группы лиц осуществлять общее руководство госу­дарством в целом.

Политическая система общества — это упо­рядоченная совокупность политических ин­ститутов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической органи­зации общества, подчиненных кодексу суще­ствующих норм (политических, юридических, культурных и т. д.), историческим традициям и установкам политического режима.

Ведущим институтом политической систе­мы является государство, сосредоточившее в себе максимальную власть. Составной частью политической системы является политиче­ский режим.

Политическое лидерство — одна из самых широких и «всеохватывающих» форм лидер­ства. Ее особенность — неразрывная связь с феноменом власти. Власть, основная составляющая политическо­го лидерства, проявляется в способности од­ного или нескольких лиц, находящихся на вер­шине иерархической структуры, принуждать к повиновению всех остальных.

Человек одновременно является и объек­том, и субъектом политики. Понимание того, что уровень жизни, реализация творческого потенциала, во мно­гом зависят от политики, побуждает людей осознанно делать свой политический выбор, занимать активную гражданскую позицию. Тип лидера и коллективное поведение лю­дей, составляющих политическую массу, во многом предопределяют эффективность и действенность политики, характер и масш­табы развития общества. Изучить и объяснить происходящие процессы сложно, но возмож­но благодаря социологии политики.

Сущность соц-гии религии

Религия - явление, присущее человечес­кому обществу на протяжении всей его исто­рии и охватывающее до настоящего времени значительную часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью недос­тупной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.

Важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что че­ловек способен к общению, единению с Бо­гом, к вечной с Ним жизни.

Социология религии является составной частью социологии.

Рассмотрение проблем религии Контом осуществляется в контексте решения им об­щих социологических проблем. Непосред­ственно научным исследованием религии с социологических позиций занимались Вебер и Дюркгейм. Именно они являются основоположни­ками социологии религии как относительно самостоятельной отрасли знания в рамках ре­лигиоведении.

Вебер представляет религию как пер­вичную основу ценностей и в этом качестве она является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, оп­ределяет его значения и цели. В своих работах Вебер доказывал не только влияние религиозного фактора на ста­новление тех или иных социальных отноше­ний, но и влияние социального фактора на формирование того или иного типа религии.

Принципиально иной подход к задачам исследования религии демонстрирует Дюркгейм. Специфика исследования религии в системе Дюркгейма вытекает из общих принципов получения социологического знания. По его мнению, социология основывается на познании социальных факторов. Он рассматривает религию как созданный человеком социальный институт, формирующийся естественным образом как ответ на отдельные условия его существова­ния с целью удовлетворения определённых социальных потребностей. Источником рели­гии, согласно Дюркгейму, является сам соци­альный способ существования людей. Дюркгейм даёт расширенную трактов­ку религии, по сути дела, отождествляя со­циальное и религиозное.

Сущность соц-гии конфликта

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфлик­тами разного рода.

Конфликт — это столкновение про­тивоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимо­действия.

К

Наши рекомендации