Объект и предмет исследования соц-гии
Сущность соц-гии как науки
Социология— это наука об обществе. Стремление понять, осмыслить общество, а также выразить свое отношение к нему, было свойственно человечеству на всех этапах его развития. Появление социологии как самостоятельной науки было вызвано объективными процессами перемен, связанными с переходом от традиционного к индустриальному обществу. Возникла потребность объяснить происходящее с точки зрения не абстрактных философских теорий, а позитивных представлений об обществе как живом функционирующем образовании.
Возникновение соц-гии
Социология имела богатую, разнообразную предысторию. Уже в XVII в. впервые в теориях «социальной физики» возникла идея о том, что общество — это система. Социальные философы той эпохи рассматривали общество как часть природы и исходили из естественнонаучных представлений о нем,
В 18 в. ученые сравнивали общество с машиной, в которой каждый «винтик» должен выполнять свою функцию.
В 19 в. параллельно с развитием общих социально-философских теорий проводились конкретные социологические исследования, вызванные практическими потребностями управления.
В качестве самостоятельной науки об обществе социология сформировалась в середине 19 в. Она трактовала общество как систему, включающую ряд элементов — социальных институтов. Термин «социология» в научный обиход ввел французский ученый О. Конт. Быстрое развитие капиталистического общества и нарастающая динамика социальных конфликтов настоятельно потребовали не только социально-философского, но и «позитивно-политического» объяснения социальных феноменов.
Конт впервые резко противопоставил социологию философии. Основная идея Конта — отделение «науки» от «метафизики» и теологии. Он полагал, что социология («социальная физика») должна заимствовать у естественных наук объективность, проверяемость, доказательность. «Социальная физика» Конта состоит из двух частей: «социальной статики» и «социальной динамики». «Социальная статика» изучает структуру общества, функции его основных институтов, а «социальная динамика» — процессы социальных изменений. В каждой из двух частей объектом социологического познания является общество.
В середине и второй половине 19 в. в интеллектуальной среде Запада преобладает позитивистско-натуралистическое мировоззрение, под влиянием которого дальше развивается социология. При этом она по-прежнему отождествляется с обществознанием. И только в конце 19 в. — начале 20 в. в научных исследованиях общества, наряду с экон-ким, правовым, демограф-ким и др. начал выделяться социальный аспект. Одновременно с этим стал уточняться, конкретизироваться предмет науки социология.
Первым ученым, давшим узкую трактовку социологии, был последователь О. Конта Э. Дюркгейм. С его именем связан переход от социологии, тождественной обществоведению, к социологии, имеющей свой собственный научный статус и находящейся в одном ряду с другими общественными дисциплинами (философией, историей, политэкономией и т. д.).
Объект и предмет исследования соц-гии
Предмет науки — это воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем установления наиболее значимых с практической точки зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Объект познания — это все то, на что направлено внимание ученых. Общество может быть объектом исследования всех гуманитарных наук. Предмет познания затрагивает ту часть объекта, на которую сделан особый акцент учеными и которая определяется спецификой данной науки. Отличие многих гуманитарных наук друг от друга в том и состоит, что в рамках одного объекта они исследуют различные законы и закономерности, характеризующие его развитие и функционирование. Так, жизнь общества подчинена действию экономических, социальных, психологических, политических законов и закономерностей, которые являются предметом изучения соответствующих наук.
Сущность теории Тофлеров
Осн. положения:
1) развитие цивилизации предст собой волнообразный процесс, где одна волна сменяет др
2) всего сущ 3 волны изменений: аграрная (с\х), длилась несколько тысячелетий; индустриальная, дилась несколько столетий; информационная, длится несколько десятилетий.
3) Коренные изменения в обществе не могут происходить без конфликтов. Осн конфликт современности – конфликт волн цивилизаций.
4) Конфликт проявляется как на межгос-ном, так и на внутригос-ном уровне.
5) Выход из сложившейся ситуации видится в скорейшем переходе стран 2-й волны к 3-й.
Сущность наблюдения
Наблюдением - непосредственное целенаправленное восприятие и регистрацию соц-ных процессов.
1. В зависимости от места нахождения исследователя относительно исследуемого объекта наблюдения подразделяются на два вида: включенное (участвующее) и не включенное (не участвующее),
2. В зависимости от степени осведомленности исследуемой группы о факте проведения исследования различают открытое и скрытое (инкогнито) наблюдение.
3. В зависимости от жесткости предписаний относительно того, что и как наблюдать, наблюдения делятся на свободные (бесструктурные) и стандартизованные (структурные).
4. По принципу регулярности во времени наблюдения делятся на систематические и эпизодические.
5. В зависимости от количества наблюдаемых объектов наблюдения делятся на сплошные и частичные.
6. По месту проведения и способу организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные,
Преимуществом метода наблюдений является его осуществление одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Этот метод фиксирует явление непосредственно в момент его протекания и проявления конкретных связей в реальном времени.
Недостатками метода наблюдения являются:
- трудоёмкость его осуществления, которая предполагает участие в сборе информации большого числа исследователей высокой квалификации;
- использование метода наблюдения ограничивается временем совершения события, поэтому фиксируются лишь те события, которые имели место в момент наблюдения;
- исследования осложнены невозможностью повторения ситуации.
Сущность анализа док-тов
Любое конкретное социологическое исследование, как правило, начинается с анализа документов, имеющихся по изучаемой проблеме. К документам в социологии относятся материалы, созданные для хранения и передачи социологической информации.
В зависимости от статуса документы классифицируются на официальные, исходящие от тех или иных органов власти, учреждений (постановления, данные статистической отчетности, документы различных организаций, архивы и т. д.) и неофициальные (анкеты, заявления, дневники, письма ).
По форме фиксирования документы классифицируются на вербальные (словесные), статистические (цифровые), письменные (рукописные, печатные, машинописные), икографические (кино, фото, картины), фонографические (магнитофонные записи, грампластинки).
По целевому назначению документы классифицируются на специальные и косвенные. Специальные документы составляются непосредственно для соц-ского исследования: анкеты, тесты, протоколы наблюдений, данные экспериментов и т. д. Косвенные документы — это справочные издания, литературно-художественные произведения, учебно-педагогическая и другая литература.
По источнику инф-ции док-ты классифицируются на первичные (составляемые на основе непосредственного изучения социальной деятельности. К им относятся отчеты конкретных социальных исследований, протоколы собраний, дневники и т. д.) и вторичные. Вторичные документы представляют собой обработку, обобщение, сделанное на основе данных первичных источников (монографии, учебные пособия и т. д.).
По степени персонификации документы могут быть личными (автобиографии, характеристики, анкеты) и безличные (отчеты, архивы, протоколы собраний, заседаний).
Различают два способа анализа документальных материалов. Первый — это традиционный, классический, качественный анализ, под которым понимаются умственные операции по интерпретации информации, содержащейся в документальных материалах, по выявлению их сути. Качественный анализ предполагает выявление авторства документа и времени его создания, целей, обстановки, вызвавшей появление документа. Второй — количественный формализованный метод. Приёмом количественного анализа выступает контент-анализ — перевод текстовой информации в количественные показатели.
Сущность анкетирования
Анкетный опрос — один из основных видов опроса, существенной особенностью которого является использование анкеты. Анкета - упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов, воплощенный в виде опросного листа, вопросника.
Вопросы классифицируются по ряду важнейших признаков, содержанию, функциям, структуре и форме.
По содержанию все задаваемые вопросы подразделяются на две большие группы -вопросы о фактах и событиях и вопросы об оценках и мнениях по поводу этих событий.
По функциям различают четыре типа вопросов: основные, фильтрующие, контрольные, контактные. Если основные вопросы предназначены для получения информации о социальных фактах, то назначение фильтрующих вопросов — отсеять некомпетентных респондентов. Функция контрольных вопросов — уточнить правдивость ответов на основные вопросы, это своеобразная модификация основного вопроса, его иная словесная формулировка. Контактные вопросы позволяют установить доброжелательные отношения между исследователем и респондентом, «сломать лёд».
В зависимости от структуры вопросы бывают открытыми и закрытыми. В открытых вопросах респондент сам формулирует ответ. В закрытых содержится перечень вариантов ответов, и опрашиваемый выбирает из этого «веера» тот ответ, который для него приемлем.
Веер возможных ответов должен исчерпывать объём вопроса, включая позитивные, предполагающие выбор одного ответа, а также ответы типа пне знаю», «затрудняюсь ответить», и другие.
Выделяют три разновидности закрытых вопросов:
- «да — нет»;
- альтернативные, предполагающие выбор одного ответа из перечня возможных;
- вопросы-меню, позволяющие респонденту выбирать одновременно несколько ответов.
Выбор ответа из веера предложенных вариантов предполагает возможность одновременного сотрудничества в нескольких названых формах.
По форме различают прямые и косвенные вопросы. Прямые вопросы касаются существующей ситуации. В косвенных вопросах ситуация задается, предполагается. Преимущество косвенных вопросов состоит в том, что они свободны от возможных временных конфликтных ситуаций.
Анкета состоит из трёх частей: вводной, основной и паспортички.
В вводной части анкеты содержится обращение к респонденту, в котором указывается: кто, с какой целью проводит опрос, где и каким образом будут использованы его результаты, даётся краткая инструкция, как заполнять анкету, гарантируется анонимность ответов, указывается, кому необходимо возвратить заполненную анкету.
В основной части анкеты содержатся вопросы, высказывания, рассчитанные на последовательное раскрытие содержания исследуемой проблемы.
Паспортичка анкеты включает вопросы, ответы на которое характеризуют социальное положение респондента.
Сущность интервьюирования
Интервью — метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом по специально составленному опроснику, который предназначен не для респондента, а для интервьюера.
Свободное интервью представляет собой длительную многочасовую беседу. Его применяют на начальном этапе исследования. Оно не имеет заранее подготовленного плана и сформулированных вопросов. Интервьюер может задавать все вопросы, которые считает нужными, в любой формулировке и последовательности. Задаётся лишь тема интервью.
Глубинное интервью. Оно отличается от свободного тем, что здесь, кроме общей тематики беседы, заранее задаётся также определённый круг вопросов, на которые следует получить ответ.
Фокусированное (направленное) интервью. Его задача — изучение конкретной ситуации, Интервью бывает как с открытыми, так и с закрытыми вопросами.
Интервью близко к анкетированию. Классическим примером его может служить опрос при переписях населения. Оно применяется в социологии, психологии, журналистике, медицине, криминалистике.
Интервью позволяет получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточнять ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации. Кроме того, непосредственный контакт с респондентом позволяет фиксировать не только содержание ответов, но и их подтекст, эмоциональную окраску, особенности интонации, внешнюю реакцию.
Структура общества
Структура общества — это способ взаимосвязи его компонентов, социальных общностей, социальных институтов личностей.
Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально-демографические группы, социально-территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Социальная структура отражает особенности социальных отношений классов, профессионально-культурных, национально-этнических и демографических групп, которые определяются местом и ролью каждой из них в системе экономических отношений. Социальный аспект любой общности концентрируется в ее связях и опосрсдованиях с производственными и классовыми отношениями в обществе.
Параметры соц-ной группы
Параметры соц. группы: структура (определяется типом соц.связи), состав (хар-тся рядом кол-ных и кач-ных показателей), нормы (принятые в группе правила, обязательные к исполнению, могут быть общезначимыми и специфическими) и ценности (убеждения относительно целей и способов их достижения), санкции (меры, принимаемые в случае нарушения нормы, бывают запретительные и поощрительные, явные и открытые.), групповые процессы.
Сущность соц-ных институтов
Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы — социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.
Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе.
Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности — свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной («материальной») структуры, так и внутренней, содержательной.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны — это определенная система целесообразно ориентированных стандартов определенных лиц в конкретных ситуациях, Так, если юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и материальных средств, осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения — это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).
Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья — также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами, существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.
Социализация личности
Процесс вхождения человека в общество, включение его в социальные связи, интеграция в различные титл социальных общностей называется «социализацией». В ходе социализации человек приобретает знания, умения, навыки, формируется его характер, вырабатывается система жизненных ценностей, установок, норм и правил поведения, проявляются интересы, и в результате этого он становится дееспособным участником общественных отношений.
Анализом проблем социализации занимались отечественные и зарубежные ученые. Развёрнутую трактовку социализации дал в своей теории современный американский ученый Т. Парсонс. Он показал, как индивид усваивает общепринятые нормы в процессе общения со «значимыми другими» и как органы социализации выполняют функцию воспроизводства социальной структуры. Социализацию нельзя понимать упрощенно как односторонний процесс воздействия социальной среды на человека, занимающего пассивную позицию. В действительности личность сталкивается с большим количеством внешних и внутренних факторов, которые условно можно разделить на 3 категории:
- совокупность ролей и статусов, которые может занимать человек;
- имеющиеся социальные институты и общности, в пределах которых личность может себя реализовать;
- система знаний, умений, навыков, жизненных установок, нормы и правила поведения, качества самой личности, необходимые для исполнения социальных ролей и подтверждения социального статуса.
Процесс объединения внешних факторов, характеризующих условия социальной среды, с факторами личностными называется «механизмом социализации». Функционирование этого механизма обеспечивает построение одной из двух возможных моделей социализации: модели подчинения и модели интереса. Принципиальное их различие состоит в различных мотиваторах социализации, В первом случае — это общественная необходимость, во втором — собственный интерес конкретной личности.
Как показывают исследования, процесс социализации личности проходит в 2 этапа; социальная адаптация и интериоризация.
«Социальная адаптация» — это вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих сторон. Адаптация означает приспособление индивида к разным функциям, социальным нормам, общностям, слоям, группам, институтам, к условиям функционирования различных сфер общества.
Изучение проблемы «личность» обогащает и расширяет представления о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти знания также Позволяют правильно понимать устройство всего общества как феномена, порождённого в результате человеческой деятельности.
Если говорить о специфике процессов, протекающих в обществе на рубеже 20 — 21 в., то важно помнить, что мир вступает в эпоху бурного развития цивилизации, поэтому многие традиционные формы человеческого бытия будут нуждаться в коррекции.
Соц-ная адаптация
«Социальная адаптация» — это вид взаимодействия личности с социальной средой, в ходе которого происходит согласование требований и ожиданий обеих сторон. Адаптация означает приспособление индивида к разным функциям, социальным нормам, общностям, слоям, группам, институтам, к условиям функционирования различных сфер общества. Особенно трудно осуществляется адаптация в переходные периоды, когда у людей среднего и старшего возраста, составляющих основную часть населения любой страны, притязания остаются ориентированными на систему ролей и статусов уходящих общественных отношений. В силу инерционности ценностных ориентации этим людям труднее, чем молодежи, вписаться в новые социальные условия. Адаптация — обязательный этап включения человека в систему общественных отношений. Однако она не обеспечивает всей полноты и эффективности участия индивида в социальной жизни. Поэтому следующим этапом социализации является интериоризация — процесс формирования внутренней структуры человеческой психики с помощью усвоения социальных норм, ценностей и других компонентов социальной среды в ходе социальной деятельности. Это процесс перевода внешней среды во внутреннее «Я», в результате которого формируется неповторимая личность со своим духовным миром и специфической социальной активностью. Характер перевода обусловлен структурой каждой конкретной личности, сформированной предшествующим опытом. Личность не растворяется в социальной среде, а взаимодействует с ней как самостоятельная единица. Следовательно, на первом этапе социализации происходит приспособление личности к социальной среде, а на втором — изменение её поведения в случае необходимости.
Изучение проблемы «личность» обогащает и расширяет представления о человеке, его прошлом, настоящем и будущем. Эти знания также Позволяют правильно понимать устройство всего общества как феномена, порождённого в результате человеческой деятельности.Если говорить о специфике процессов, протекающих в обществе на рубеже XX — XXI веков, то важно помнить, что мир вступает в эпоху бурного развития цивилизации, поэтому многие традиционные формы человеческого бытия будут нуждаться в коррекции.
Брать на себя груз личных и общественных проблем — единственный путь выживания и дальнейшего совершенствования индивида. Этот путь предполагает развитие высочайшей степени ответственности, которая простирается от узкого круга ближайшего окружения до планетарных задач и проблем, а также формирование научного мировоззрения.
Развитие личности
Развитие личности находится в тесной взаимосвязи с общественным устройством, уровнем демократизации, принятым стилем управления, местом и ролью конкретного индивида в государстве. Всё многообразие жизни сложно привести к строгой форме типологий и классификаций, однако попытаемся всё же условно выделить 5 уровней развития личности.
1-й уровень — «примитивный человек». Личность как таковая ещё не сформировалась. Сознание и самосознание на этом уровне примитивно, человек ощущает себя «винтиком» какого-то сложного механизма, свои функции выполняет только под нажимом и строгим контролем, способен реагировать лишь на материальные стимулы.
2-й уровень — «однозначная личность». Такой человек не способен понять всё многообразие и взаимообусловленность окружающей действительности, подтекст сказанного, скрытый смысл произошедшего. Его суждения излишне категоричны, основываются на критериях «белое — черное», «добро - зло», «правда — ложь», «друг — враг».,.
3-й уровень — «здравый смысл». На этом уровне человек способен воспринимать окружающую действительность во всем её многообразии и сложности, понимать подтекст, символику. Однако творческие возможности его ограниченны. Это объясняется тем, что ему сложно оторваться от действительности, согласиться с идеями, радикально отличающимися от общепринятых, признать гения с его парадоксальными взглядами,
4—и уровень — «одарённая личность». Это, безусловно, талантливый человек с высоким творческим потенциалом, с нестандартным мышлением. Он инициативен, самостоятелен, ответственен и рискован,
5—и уровень — «гений». Это парадоксальная личность, непонятная многим. Ее почти невозможно характеризовать с точки зрения здравого смысла. Природа очень немногих наделяет такими способностями, а реализовать их и стать гениями могут только единицы.
Данная классификация, как и ранее приведенные типологии, условна (она базируется на некоторых теоретических исследованиях в данной области, практическом опыте) и не может претендовать на исключительность. Изучая проблему личности, следует помнить, что природные задатки можно развить, а можно и потерять, А также важно знать, что выбор личностного пути, поля деятельности — результат свободного волеизъявления человека. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы, а, по словам Г. Гегеля, истинная природа человека «есть свобода, свободная духовность».
Признаки стратификации
В каждом обществе сущ своя система стратификации.
Страта – слой, совокупность групп, имеющих различный доступ к соц-ным благам, в силу их неодинакового положения в соц-ной иерархии.
2 вида: закрытая и открытая.
В обществе выделяют 3 класса (страты): высший, средний, низший.
Признаки выделения классов: род занятий; источник и размер дохода; р-н проживания; тип жилища.
54. Сущность экон соц-гии
Социолог изучает социальное в сфере экономики субъектов, носителей экономических отношений, их взаимодействие, ролевое поведение, организационно-нормативные формы его закрепления, социальные механизмы, вызывающие функционирование: развитие в экономике.
Социологический подход рассматривает человека как субъекта экономических и социальных процессов.
Экономическое сознание — это взгляды, потребности, интересы, идеи, представления, настроения, убеждения относительно экономических процессов и явлений, собственного социально-экономического положения, о видах занятий, трудовой деятельности, ее вознаграждении, отношении к профессии, о продвижении по службе и о возможностях социального перемещения, об отношении к собственности, о возможностях экономической самостоятельности и другие.
По состоянию экономического сознания можно судить об уровне зрелости социальных групп, о понимании собственных экономических интересов и потребностей, об их отношении к новациям в экономической сфере, о готовности участвовать в новых формах хозяйственной деятельности. Изучение экономического сознания и поведения предполагает выявление отношения к направлениям и формам экономических преобразований, к путям выхода из экономического кризиса, отношения к рынку, развитию предпринимательства, приватизации, ценообразованию, личному благосостоянию и др.
Сущность соц-гии культуры
Культура — исторически сложившаяся совокупность социальных норм и ценностей данной общественной системы.
В современных условиях культура — не просто научное понятие, нуждающееся лишь Духовная культура — результат развития духовной жизни, продукт человеческого творчества, само производство ценностей и систем соответствующих культурно-просветительских учреждений, Это понятие охватывает не только уже созданные ценности, но и сам процесс их производства, распределения и потребления.
С позиций социологии фиксируется три основные сферы проявления человеческой культуры, Во-первых, отношение человека к окружающей природе. Во-вторых, культура — отношение людей друг к другу. В—третьих, культура — отношение человека к самому себе.
Одним из основных элементов культуры является язык — первооснова любой культуры. Язык играет важную роль ретранслятора культуры, поскольку культура распространяется и жестом, и обрядом, и мимикой, и танцем. В современных условиях язык выступает лишь средством коммуникации, т. е. средством взаимодействия социальных субъектов на основе обмена информацией и непосредственного общения.
Убеждения и знания — основные элементы культуры, и не только национальной.
Ценности — определяющий элемент культуры, ее ядро.
В Украине социология культуры развивается как часть региональных социологических исследований. Перед ней поставлены конкретные задачи, которые выступают актуальными проблемами самой социологии культуры. Наиболее важные из них: научное обоснование оптимальных пропорций и темпов развития культуры в Украине, обоснование наиболее эффективных путей развития культуры в отдельных регионах Украины, комплексное исследование духовных потребностей: интересов и запросов населения регионов, специфики путей и средств целенаправленного подхода к развитию культуры, разработка планов и программ культурного развития отдельных регионов. могущих быть отнесенными к государственной культурной политике.
Первоначально ценностное отношение возникает в процессе жизнедеятельности людей, определяясь биологическими и социально-экономическими потребностями. Но в процессе практики определяется культурный слой, и для человека все большее значение приобретает самосознание, самоутверждение, жизнь со смыслом, над утилитарными ценностями надстраиваются ценности более высокого порядка — ценности культуры. Они формируются в ходе относительно самостоятельного развития культуры и обладают относительной автономией. Ценности культуры наличия бытия — сгусток, итог исторического опыта человечества. Ценности справедливости, красоты, свободы выстраданы человечеством. Они возвышаются над повседневной практикой, относительно независимы от нее, сами активно воздействуют на формирование ее целей, мотивов и выбор оснований. Чем большим полем культуры овладел индивид, тем в большей степени сформировавшиеся в его сознании ценности соответствуют сущности человека и прогрессивного развития общества.
Сущность механизма воздействия культуры на личность состоит в том, что потребление культуры становится культурным потреблением, т. е. по существу производством самого человека как субъекта культурно-исторического творчества.
Сущность соц-гии политики
Социология политики — это отрасль социологии, которая изучает взаимоотношения политической сферы со всеми другими сферами общественной жизни; политических институтов — с другими социальными институтами.
Объектом исследования этой науки является социально-политическая сфера общества.
Предметом — законы и закономерности политической деятельности различных социальных групп и общностей, функционирование политических институтов.
У каждого человека есть свое представление о политике. Формируется оно на основе жизненного опыта; личных контактов с теми, кого принято называть политиками; информации, получаемой из СМИ, Неоднозначность оценок и суждений людей объясняется не только субъективностью, особенностями личного восприятия происходящего, но и спорностью, многомерностью самого феномена политики.
Особенностью политики является наличие в ней властных отношений, понимаемое как право отдельной, господствующей, группы лиц осуществлять общее руководство государством в целом.
Политическая система общества — это упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу существующих норм (политических, юридических, культурных и т. д.), историческим традициям и установкам политического режима.
Ведущим институтом политической системы является государство, сосредоточившее в себе максимальную власть. Составной частью политической системы является политический режим.
Политическое лидерство — одна из самых широких и «всеохватывающих» форм лидерства. Ее особенность — неразрывная связь с феноменом власти. Власть, основная составляющая политического лидерства, проявляется в способности одного или нескольких лиц, находящихся на вершине иерархической структуры, принуждать к повиновению всех остальных.
Человек одновременно является и объектом, и субъектом политики. Понимание того, что уровень жизни, реализация творческого потенциала, во многом зависят от политики, побуждает людей осознанно делать свой политический выбор, занимать активную гражданскую позицию. Тип лидера и коллективное поведение людей, составляющих политическую массу, во многом предопределяют эффективность и действенность политики, характер и масштабы развития общества. Изучить и объяснить происходящие процессы сложно, но возможно благодаря социологии политики.
Сущность соц-гии религии
Религия - явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени значительную часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью недоступной и по меньшей мере непонятной для очень многих людей.
Важнейшим элементом, присущим религии, является убеждение в том, что человек способен к общению, единению с Богом, к вечной с Ним жизни.
Социология религии является составной частью социологии.
Рассмотрение проблем религии Контом осуществляется в контексте решения им общих социологических проблем. Непосредственно научным исследованием религии с социологических позиций занимались Вебер и Дюркгейм. Именно они являются основоположниками социологии религии как относительно самостоятельной отрасли знания в рамках религиоведении.
Вебер представляет религию как первичную основу ценностей и в этом качестве она является одним из важнейших способов придания смысла социальному действию, определяет его значения и цели. В своих работах Вебер доказывал не только влияние религиозного фактора на становление тех или иных социальных отношений, но и влияние социального фактора на формирование того или иного типа религии.
Принципиально иной подход к задачам исследования религии демонстрирует Дюркгейм. Специфика исследования религии в системе Дюркгейма вытекает из общих принципов получения социологического знания. По его мнению, социология основывается на познании социальных факторов. Он рассматривает религию как созданный человеком социальный институт, формирующийся естественным образом как ответ на отдельные условия его существования с целью удовлетворения определённых социальных потребностей. Источником религии, согласно Дюркгейму, является сам социальный способ существования людей. Дюркгейм даёт расширенную трактовку религии, по сути дела, отождествляя социальное и религиозное.
Сущность соц-гии конфликта
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода.
Конфликт — это столкновение противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия.
К