Социол-е публ-и в прессе: источники и осн-е треб-я к социол-й инф-и. Пробл достовер-ти
Под социологической журналистикой понимается совокупность журналистских текстов, с одной стороны, включающих в себя социологические представления и факты, с другой – показывающих результаты журналистского познания действительности в качестве социологических выводов и фиксируемых явлений. Профессионализм творческого работника СМИ предполагает, говоря условно, двухуровневое восприятие социологического знания:
а) усвоение общеметодологических принципов научного исследования действительности в целом, теоретических представлений о социальной структуре общества, месте и роли в ней журналистики в частности;
б) конкретное применение результатов социологических исследований при повышенной требовательности к надежности источников информации, учете всей совокупности данных вне зависимости от позиции журналиста, отказе от «выборочного» цитирования документов, строгом различении факта и мнения о факте.
Следовательно, условием продуктивного использования новейших знаний из сферы обществоведения в труде журналиста является синтез творческого и социологического освоения социальной реальности.
Сам журналист долженпридерживается основных правил публикации социологической информации.
В публикации обязательна дата проведенного социологами исследования: читатель или телезритель должен знать, к какому месяцу и году относятся приводимые сведения. Это особенно важно, если сообщаемая информация носит политический характер: здесь изменчивая реальность способна обесценить еще вчера очень актуальные сведения социологов. Указание на метод исследования социологически грамотному человеку способно пролить свет на достоверность полученных результатов. Как следствие, возникает определенная оценка публикуемых в прессе сведений.
В перечне правил публикации информации социологического характера значится также необходимость указывать сведения о выборочной совокупности: чьи мнения или какая совокупность населения изучались авторами исследования – все население города, какая-то профессиональная, демографическая группа, эксперты или только авторы писем в редакцию. В настоящее время соблюдение данного требования приобретает особый смысл, потому что все большее число людей получают первоначальные сведения о социологии – либо во время учебы в институте, либо на опыте потребления соответствующей журналистской продукции. К тому же достаточно распространены с помощью тех же СМИ сведения о методах манипуляции общественным сознанием, включая распространение (перенесение) характеристик малой социальной группы на большие социальные слои и даже общество в целом.
в прессе сообщаются результаты какого-либо социологического исследования, то аудиторию необходимо уведомить:
- о возрастных границах изучаемой совокупности (все население старше 18 лет, группа в возрасте от 30 до 45 лет или только женщины от 18 до 25 лет и т.д.);
- об области занятий людей, принадлежащих к изучаемой совокупности (все население, только пенсионеры, только студенты дневного обучения такого-то университета и др.);
- о пространственных границах изучаемой совокупности (население страны, города, преподаватели вузов вообще или конкретного высшего учебного заведения, военнослужащие...);
- об объеме выборки, который показывает, на основании анализа ответов какого количества респондентов сделаны выводы. При этом социологи полагают, что минимальный объем выборки должен составлять 700–800 человек.
В публикациях должна присутствовать ссылка на исполнителей проекта: исследовательский центр, фирму, отдельного социолога. Требование обусловлено тем, что одним социологическим службам доверяют больше, чем другим, а некоторым вообще в доверии отказано
Таким образом, использование результатов исследований – еще одна грань практического применения журналистами знаний в области социологии. Результаты социологических исследований представляют собой основу для изучения журналистами действительности и одновременно фактический материал для подготовки текстов, носящих аналитический характер.
Социологическая наука и практика выработали ряд требований к публи-кации, в которой сообщаются или анализируются результаты эмпирических исследований. Она должна содержать:
1) внятно обозначенную тему исследования, желательно ее задачи;
2) название организации, которая проводила исследование;
3) время, когда проводилось исследование;
4) количественные параметры выборки (например, число опрошенных, или число проанализированных публикаций);
5) качественные параметры выборки, ареал исследования (например, все-российское исследование, изучение мнений городского населения Тверской об-ласти, опрос студентов Москвы);
6) метод, с помощью которого была получена информация.
Выполнение этих требований обязательно, если публикация полностью посвящена представлению результатов исследования. Они могут быть отчасти сокращены, если приведены некоторые цифры или есть маленькая ссылка. То-гда достаточно сослаться на источник, из которого взята информация. В редких случаях можно ограничиться названием организации и параметрами выборки.
Таким образом, следование требованиям социологически грамотного представления результатов эмпирических исследований, безусловно, повышает эффективность журналистских публикаций и повышает доверие (либо наобо-рот) к объективности обнародованных социологических фактов.
Что касается проблемы достоверности, то в последнее время она стоит особо остро. В последнее время увеличилось количество публикаций социологической информации в масс-медиа, не соответствующей основным требованиям Профессионального кодекса социолога и не отвечающей существующим этическим нормам. Снижается уровень доверия населения к представляемой информации.
Специалисты в области социологии зачастую представляют результаты своих исследований, неадекватно отражающие действительное состояние дел. С другой стороны, в средствах массовой информации значительно увеличивается распространение не вполне объективной социологической информации. При этом, имеет место нарушение этических норм освещения информации как социологами, так и журналистами.
Социологи и журналисты, готовящие публикации социологической информации, должны обладать соответствующей компетентностью и соблюдать свои профессиональные кодексы.
Социологическая информация, представляемая для широких кругов населения, должна быть максимально достоверной, объективной и научно обоснованной.
Социолог и социологическая организация, журналист и издание равнозначно несут морально-нравственную и юридическую ответственность за достоверность публикуемых результатов социологических исследований.
Правда, здесь возникают проблемы, исследованные французскими социологами П. Бурдье и П. Шампанем. По их мнению, развитие журналистского поля, относительно автономного от политического, повлияло на расширение поля агентов, участвующих в производстве и манипулировании так называемым общественным мнением. Публикуя результаты опросов, поле журналистики работает не только для себя, но и для фирм – консультантов в области политической коммуникации.
Три поля – политическое, журналистское и социальных наук – объединяет претензия на навязывание обществу легитимного видения социального мира. Не повторяя буквально то, что было сказано в других разделах, отметим и подчеркнем, что социологические данные как элементы доказательной базы в журналистских произведениях ценны и достоверны, если они:
w почерпнуты из надежного источника;
w корректно используются в соответствующем контексте;
w цитируются полностью, без принципиально значимых умолчаний.
Следует также отметить, что социологическое обеспечение доказательной базы журналистских выступлений может осуществляться на разных уровнях. Так, первый из них, простейший, подразумевает такое использование отдельных социологических данных, которое неискушенной части аудитории даже незаметно.