Методы исслед-я редакц и журн-та.
Социологи, исследующие аудиторию и журналистов, используют одинаковые методики, однако эти общие методики приобретают явно выраженную специфику. Это объясняется особенностями журналистского корпуса как объекта анализа, творческой направленностью профессии, индивидуально-коллективным характером деятельности. Специфика проявляется уже в формировании выборки исследования. Если при опросе аудитории она обычно вероятностная, то при изучении редакций и журналистов – смешанная, основанная на поиске типичных регионов и редакционных коллективов внутри них, где, как правило, опрашиваются все творческие работники. Методы:
1. Опрос в ред: анкета иметод инт-ю.
а) Анкетирование - это письменный опрос, при котором общение между социологом-исследователем и респондентом, являющимся источником необходимой информации, опосредуются анкетой. Процесс восприятия и понимания вопросов анкеты и техники её заполнения, формирование ответов, аккуратность и полнота регистрации, отношение к опросу, искренность респондента становятся недоступными для внешнего наблюдения и неконтролируемыми в процессе опроса.
б) Интервью. Этот метод опроса требует больших затрат времени и средств, чем анкетирование, т.к. техника его проведения сложнее, но вместе с тем повышается надежность собираемых данных за счет уменьшения числа неответивших и ошибок при заполнении вопросников. Кроме того, с помощью анкеты социолог получает прежде всего "поверхностный" слой мнений, в то время как интервью дает возможность исследовать глубинные мотивы и мнения.
2. Прессовая или почтовая анкеты (в том числе электронная) тоже есть некоторые особенности в применении к изучению журналистов. Такие анкеты нужно еще основательнее, чем обычно, мотивировать, находить убедительные аргументы, чтобы коллега захотел ответить вам по почте. Конечно, дело пойдет успешнее, если в каждом городе, где вы проводите заочный опрос, есть ваш агент – в Союзе журналистов или редакции, который напомнил бы анкетируемым, что от них ждут ответ.
3. Телефонный опрос, принятый во всем мире, возможен и у нас, если речь идет о крупных городах. Если оплата разговоров не превышает командировочные расходы, то такой опрос в ряде случаев предпочтительнее, т.к. полученную с его помощью информацию можно сразу заносить в компьютер или даже кодировать.
4. Социометрический опрос применяется при исследовании межличностных отношений внутри редакции; определении неформального лидера коллектива, степени сплоченности сотрудников, их дифференциации по формальным и неформальным, деловым и ролевым взаимоотношениям и для оценки этих отношений. Социограммы позволяют определить положение отдельных членов коллектива, выявить лидеров, наличие конкретных групп. Применение социометрии поможет переструктурировать отделы и службы, улучшить деловой, профессиональный, творческий и психологический микроклимат.
5. Контент-анализ СМИ – это, может быть, единственный метод, в использовании которого всегда заинтересована сама редакция: она хочет знать, какими параметрами характеризуется продукт ее деятельности – совокупность номеров издания или публикаций по определенной тематике. Его полезно применять в комплексном исследовании – при сравнении текстов с интересами аудитории, программирующими намерениями редакций, мнениями журналистов по поводу значимости освещения тех или иных проблем и т.п. На таком сопоставлении отчетливо видны нестыковки целей редакции с ожиданиями потребителей ее продукции.
6. Эксперимент применяется для совершенствования структуры, процесса, организации деятельности редакции. Но особенно продуктивен он в опытах с изменением различных параметров издания, программы (название, периодичность, формат, оформление, дизайн, верстка, набор рубрик, стилистическая и жанровая модели, авторы, формы подачи, содержание рекламы и т.д.). Исследователь замеряет реакцию аудитории на эти изменения при помощи социологических опросов или исследования в фокус-группах, и редакция вносит необходимые поправки в свою работу.
7. Социологическое наблюдение используется при изучении организации труда, фиксировании затрат рабочего времени и т.п.
8. Дневник самохронометража, с помощью которого анализируется бюджет времени. В нем зафиксированы виды деятельности, которую сотрудник совершает ежедневно: планирование, участие в «летучках», сбор информации, написание текстов, работа с почтой и авторами, редактирование, подготовка выпуска номера или передачи в свет и др. Время, затраченное на эти дела, фиксируется в минутах, затем суммируется за неделю в сводной таблице и анализируется самим журналистом и исследователем. Так можно приблизиться к оптимальной организации творческого и производственного процессов.
9.Специфической именно для изучения журналистских коллективов является такая методика, как составление Паспорта редакции. В таком документе фиксируются не мнения, а фактические данные: название, тип издания, адрес, периодичность, объем, формат, цветность, формы печати, структура редакции, перечень отделов и служб, наличие и объем рекламы, наиболее устойчивые рубрики, материально-техническая база, экономическое положение редакции, состав и динамика кадров, количество писем и т.д. Полезно вести подобную работу и в редакции, чтобы следить за ее развитием во времени.
10. Социопсихологические тестовые методики, применяемые в коллективах для саморефлексии, определения типа личности, психологических и характерологических особенностей сотрудников, степени их соответствия занимаемым должностям или виду творчества и т.п. Эти процедуры иногда дополняются медикопсихологическими обследованиями здоровья журналистов, условий их труда, утомляемости, влияния на самочувствие сотрудников напряженного ритма, длительности работы на компьютере.