Вопрос 28. Хар-ка инф-х инст-в соврем общ-ва: состояние, проблемы, осн тенденции развития печатных СМИ.
К современным информационным институтам следует отнести: печатные СМИ, аудиовизуальные СМИ и электронные СМИ.
Как в российской прессе, так и в зарубежной все чаще обсуждается тема печатных СМИ. Умрут ли газеты, трансформируются ли они в качественно иные продукты и что будет с журналами? Ключевым термином в бизнесе печатных СМИ сегодня стал термин «инновация». Издатели по всему миру переходят на новые бизнес-модели, технологии и форматы, радикально преобразуют свои редакции, в корне пересматривают маркетинговую политику. Без всего этого уже невозможно адаптировать традиционный издательский бизнес к новым условиям цифровой медиасреды, заново выстроить отношения с читателями и рекламными клиентами, правильно позиционировать себя на фоне ТВ, радио, интернета, стремительно растущих «новых медиа».
На современном рынке печатных СМИ усиливается процесс появления узкоспециализированных изданий, которые стремятся занять свободные информационные ниши. Преимущественно издания распространяются в розницу. Этот тип распространения сегодня более популярен чем по подписке. Вместе с тем сегодня усиливается конкуренция печатных СМИ с аудиовизуальными. В целях предотвращения оттока читалелей газеты и журналы вынуждены искать новые способы привлечения читателей.
Проблемы печатных СМИ.
1) потеря читателя.
2) предоставления качественной, достоверной информации.
3) общее снижение интереса к общественно-политической тематике.
4) тенденция к бульваризации печатных изданий.
5) зависимостью региональной прессы от местных властей.
6) законодательные барьеры со стороны властей. Например, принятый в 1991 году Закон РФ «О СМИ» во многом устарел и требует корректировки с точки зрения сегодняшних реалий российского рынка прессы.
7) сокращение темпов подписки.
8) несовершенство системы распространения медиапродукции. Это связано увеличением транспортных и накладных расходов оптовых компаний при повышении отпускных цен издательских домов и сохранении конечных розничных цен на печатную продукцию.
9) рост социального недоверия к СМИ. Отмена цензуры позволила медиапредприятиям бороться за потребителя с помощью разнообразия собственного контента. В погоне за читателем информация зачастую искажалась, что и привело к падению доверия к СМИ со стороны потребителя.
10) незначительное финансирование региональных СМИ из местных источников.
Тенденции.
Еще несколько лет назад во всем мире эксперты задавались вопросом о том, сколько еще просуществует пресса под натиском развивающегося интернета, а также новых цифровых каналов коммуникации. Но, спустя какое-то время, международное издательское сообщество увидело в новые каналах коммуникации, прежде всего, новые возможности по доставке уникального редакционного контента читателям. Новые каналы коммуникации предполагают новые способы организации работы редакции, новые принципы сбора и редактирования информации, новое отношение к читателю и новые взаимоотношения с ним, более того, должна поменяться и модель распространения продукта, и подход к продажам рекламы и, собственно, редакционного контента.
Международные эксперты по-разному видят будущее печатных СМИ, но сходятся в следующих общих моментах.
- Читатели будут больше диктовать свои требования и больше стремиться самостоятельно решать, какой из медиаканалов выбрать в то или иное время.
- Качественная газетная журналистика будет более гибкой к запросам читателей и новым технологиям.
- Увеличится количество новых газетных жанров, нацеленных на новые аудиторные сегменты и требующих креативных маркетинговых подходов.
- Появятся новые бесплатные издания, что заставит многих издателей пересматривать модель платного распространения.
- Тенденция уменьшения газетных форматов - от широкополосного до таблоида - вынудит издателей тщательно планировать все изменения и придавать огромное значение новым стратегиям в распространении и определении рекламных тарифов.
- Параллельно с увеличением количества и ростом совокупного тиража газет, во многих странах мира постепенно уйдет в прошлое эпоха универсальных массовых газет "для всех". Зарождается новая эпоха запуска нацеленных на определенную аудиторию газет, газет по особому заказу, в дополнение к газетам общего содержания. Это эпоха конкуренции на становящемся все более тесном рынке, где читатели сами определяют и контролируют свои медиа-потребности.
- На большинстве рынков, насыщенных по количеству наименований, будет наблюдаться незначительный общий рост тиражей печатных изданий или его не будет вовсе, даже несмотря на то, что будут появляться новые издания, призванные удовлетворять новые интересы.
- Издания, предназначенные для избранных высокообеспеченных аудиторий в целом будут иметь лучшие показатели по тиражам и доходам от рекламы, чем те, что ориентированы на массовые аудитории.
- Специализированные издания, узко и глубоко сосредоточенные на определенных интересах потребителей, будут иметь хорошие показатели как на печатных, так и на цифровых платформах.
- Будущее СМИ - мир журнальных брендов.