Исторический генезис МК как части социологической системы: традиции индустриальное общество.
В науке процесс формирования МК как части социологической системы связывается с этапами, стадиями социального и экономического прогресс самого общества. Западные исследователи опираются на теорию трехступенчатого роста экономики, которую сформулировали Колин Кларк (англ экономист и статист) и Даниэль Белл (амер социолог, работы «Конец идеологии», «Грядущее постиндустриальное общество» 1973). Они выделили 4 этапа развития общества: 1. доиндустриальное (традиционное) общество, 2. индустриальное, 3. постиндустриальное, 4. информационное. Каждой из этих ступеней соответствует определенный период развития МК:
1. В доиндустриальном (традиционном) обществе основой экономики являлось С/Х, главными соц институтами выступали армия и церковь. Основными хранителями и каналами трансляции информации являлись:
- церковь (монастыри, паломники, проповеди),
- искусство (бродячие артисты, цирк шапито),
- народная культура (фольклор, карнавалы),
- армия (военные действия, передвижения войск).
Основное назначение информации в этот период: воспроизведение норм, ценностей, стандартов поведения, опрокинутых в прошлое (содержание мифов, сказаний, религиозных легенд, позже – визуальные и литературные формы культуры). Это обеспечивало устойчивость социума (каждый знал, как жить, как себя вести и др.), что давало обществу запас прочности, удерживало определенные соц структуры.
2. Индустриальный этап начинается приблизительно с конца 17 века - эпоха промышленных и бурж революций в Европе (Англия 1769 г – казнен король, провозглашена республика; 1789-1794 – «Великая Фр революция»). В результате в обществе происходят значительные перемены, которые напрямую содействуют формированию МК:
1) происходит увеличение количества соц институтов, транслирующих и создающих картину мира. К традиционным добавляются искусство в своей индивидуализированной форме, наука, образование, право. Эти институты теснили власть, вырабатывали свои способы воздействия на массы.
2) были сломаны соц перегородки, появлялись новые группы (буржуазия, в России - разночинцы), возникала необходимость налаживания контакта между всеми существующими группами.
3) в этот период были раздвинуты географические границы (великие географ открытия: Васко де Гама Англия - Индия), развивается транспортная сеть, техника. Обобщенно – человечеств развивает свое пространство.
4) происходит усложнение производства (оформление промышленности, технологическая цепочка становится длиннее, поэтому увеличивается разрыв между хозяином, организатором производства, рабочим и продуктом его труда, исчезают прямые, непосредственные контакты между звеньями).
5) усиливается дифференциация общества по экономическому признаку. Расслоение происходит крайне неравномерно. Возрастает соц напряжение. Поэтому нужны доп каналы распространения информации, которые решали бы 2 задачи: - озвучить, «актуализировать» интересы разл соц групп; - найти точки соприкосновения, где м.б. примирены эти группы.
6) увеличилась производительность труда, товаров стало много, возникла проблема регулирования товарных потоков, проблема продаж. Появились новые информационные потребности у всех участников товарных отношений: производителям и хозяевам нужны были данные о движении акций, капиталов, потоков; продавцам необходимо было решить вопрос продаж с помощью рекламы (информационного дубликата товара), следовательно, нужны были каналы и площади, где эти тексты могли бы быть мультиплицированы. Каналы нужны были также в качестве справочных (узнавать о новых товарах, рабочих местах, образовании).
7) нестабильная политическая и экономическая атмосфера сделала очевидной необходимость в политической информации. Сами СМИ становятся более тиражными, начинают накапливать капитал, что дает возможность совершенствовать технологию производства информации. Таким образом получается, что покупая новые технологические решения для себя, СМИ участвовали непосредственно в промышленном производстве. Более развитая система производства СМИ дает возможность совершенствовать типологическую структуру, качество издания. Сами СМИ модифицируются и получают больше возможности сильнее влиять на общество.