Вопрос 41.Общество как система Социологические теории общества

Как наиболее общая система социальной жизни, обще­ство обеспечивает коммуникацию между людьми в эконо­мике, политике, культуре, в быту.

Понятие система означает целое, состоящее из частей соединение. Совокупность этих частей (элементов) нахо­дится в устойчивых отношениях и связях друг с другом, образует определенную целостность и единство. Основными системными категориями являются принцип целостно­сти, принцип структурированности, принцип иерар­хичности компонентов системы, принцип обратной связи системы, со средой.

Когда социолог рассматривает общество, он имеет в виду не от­дельных индивидов, а совокупность связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Эти связи должны быть устойчивы и постоянны, обеспечивая сохранение основных свойств системы при раз­личных внешних и внутренних изменениях. Главным стимулирующим фактором общества становится социальная структура, которую оно создает: социальные подсистемы, социальные институты, социальные общности, социаль­ные роли и т.д.

Системообразующие качества общества:

— целостность

— динамичность

— историчность (общество — информационная си­стема, которая имеет собственную историю «банк ин­формации» — историю поколений).

— открытость

Один из виднейших теоретиков общества, американ­ский социолог Т. Парсонс относит общество к такому типу социальной системы, который обладает наивысшей степе­нью самодостаточности относительно своей среды, вклю­чающей и другие социальные системы. Он выделяет три проявления этой самодостаточности: экономическое, по­литическое и личностно-интегративное1.

Он формулирует четыре основные функции, без разви­тия и совершенствования которых общество не может су­ществовать: адаптационную, целеполагающую, стабили­зационную и интегративную.

Адаптационная функция обеспечивает способность общества к адаптации, т.е. приспособлению к изменяю­щимся условиям как в нем самом, так и во внешней среде. Целеполагающая функция определяет способ­ность общества ставить цели и задачи, устанавливать их иерархию и обеспечивать процесс их достижения.

Стабилизационная функция заключается в спо­собности общества сохранять свою устойчивость за счет норм и ценностей, усваиваемых индивидом и снимающих напряжение в системе.

Интеграционная функция , позволяет обществу включать в свою систему новые поколения, новообразова­ния, неизбежно возникающие в ходе его развития.

Согласно Т. Парсонсу, любая система содержит две фундаментальные «осиориентации»: «внутреннее —внеш­нее» и «инструментальное — консуматорное». Наложение их друг на друга позволяет построить теоретическую ма­трицу, включающую категории адаптации, целедостиже-ния, интеграции и воспроизводства структуры.

Функционалисты рассматривают общество как ста­бильную и упорядоченную систему, устойчивость которой достигается благодаря общим ценностям, убеждениям, а также социальным ожиданиям (Д. Кендалл). Основные идеи этой школы были сформулированы О. Контом, Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом и развиты А. Радклифф-Брауном, Р. Мертоном и Т. Парсонсом.

Р. Мертон вводит понятие «явных» и «латентных» функций социального явления. «Явные» — те, что извест­ны участникам, «латентные» — не осознаваемые ими. Социологическое исследование общества, социального яв­ления или процесса должно уделять особое внимание вы­явлению скрытых, неявных функций социальных отноше­ний и институтов. Мертон ввел в научный оборот понятие «дисфункция» для определения характерных для совре­менного общества дезинтегрирующих процессов и тенден­ций, угрожающих единству, стабильности и нормативно­му порядку общества.

Общество, в понимании Лумана, охватывает все действия, достижимые для соотнесения друг с дру­гом е коммуникации. Действие есть подлинный эле­мент социальной системы, оно производится в ней в соответствии с другими действиями - событиями. Че­ловек как целостная личность не входит ни в одну систему, а является составляющей окружающего мира, комплексность которого представляет проблему для системы. Это становится особенно очевидно при эволюции и дифференциации социальных систем, удалении от непосредствен­ного межличностного общения и автономизации крупных систем при нарастающей абстрактности общества как такового.

Вопрос 42.Типология Обществ Традиционное и современное общество. Работа Тенниса Ф. "Община и общество".

Типология обществ:

Ø Американские социологи Д.Белл и А.Турен: традиционное,индустриальное,доиндустриальное.

Ø Американский социолог О.Тоффлер: сельскохозяйственная цивилизация (до 17в), индустриальная цивилизация (18-19в), общество 3-ей волны, которое характеризуется производством электронно-вычислительной техники, космической индустрией и т.д

Белл, Арон.

Традиционное общество – доиндустриальное. Фердинанд Тённис, "Община и общество". Gemeinschaft и Gesellschaft. Gemeinschaft стимулирует людей жить в соответствии с общинными принципами: коллективизм, взаимопомощь. В основе Gesellschaft лежит рациональное осуществление задач: индивиды существуют в деловой обстановке и расплачиваются деньгами. Второе отличие в сфере контроля: в общине традиции, а в обществе формальное право. Третье – разделение труда. В общине ограниченная специализация, передается по традиции. В современном обществе профессиональные роли отделяются от семейных ролей. Четвертое – культура. В общине на основе религиозных ценностей, в обществе на светских основах. Пятое: главный социальный институт в общине – семья, а в обществе – крупные объединения (профессиональные союзы, деловые круги, политические партии и т.д.).

Традиционное общество.

До конца 18-19 вв. в мире доминировали традиционные общества. Традиционные общества – совокупное определение доиндустриальных и докапиталистических обществ. Характерно преобладание аграрного сектора, опора на традиционные способы регуляции поведения людей в обществе и монархическая форма правления. Городов мало или они маленькие.

Традиционное общество:

1) общество базируется на присваивающем хозяйстве;

2) общество базируется на производящем хозяйстве;

a. преполитарное общество (догосударственное);

b. политарное общество.

Еще типология базируется на идее общественного прогресса.

Современное общество.

Причины перехода – индустриализация (переход на машинное производство). Отличительные черты:

1) очень высокий процент населения, занятого на фабриках и заводах, магазинах и офисах (в неаграрном секторе);

2) большинство населения проживает в мегаполисах (Россия стала "городской" с 1962 года);

3) социальная жизнь в крупных городах все более обезличенная (все больше встреч происходит с людьми незнакомыми);

4) на жизнь практически каждого человека влияют крупные организации;

5) более сложные политические системы (по структуре и методам управления);

6) индустриальные общества стали первыми национальными государствами – политическими организациями, отделенными друг от друга четкими границами;

7) переход от традиционного к индустриальному обществу – модернизация.

Общества второго мира – пережившие процесс первичной модернизации в XX (СССР, страны восточной Европы). Особенность – система централизованного планового хозяйства.

Общества третьего мира во многом сохраняют аграрную ориентацию (развивающиеся страны), не прошедшие полноценного процесса модернизации (Индия, африканские государства, страны Южной Америки (Венесуэла, Перу). Также называют Югом. Есть существенная разница между этими обществами и ранними традиционными обществами: политические системы копируют системы западных обществ (национальные государства); несмотря на то, что большинство населения живет в сельской местности, стремительно развивается городская культура; все эти страны выходят на мировой рынок; эти страны не просто отстают по уровню от индустриальных стран, а сформировались во многом благодаря контактам с развитыми странами запада, что привело к разрушению предшествующих традиционных общественных систем. Однако эти страны неоднородны. Группы стран: основная – вступившие на путь индустриализации и испытывающие экономический подъем (получили название "новые индустриальные страны") – Бразилия, Мексика, Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг и т.п.

Наши рекомендации