Периодизация развития современной западной социологии.
1 период – 1920-1930-е гг.
2 период – 1940-1960-е гг.
3 период 1970-первая половина 80-х
4 вторая половина 80-х – настоящее время.
Временной критерий. | Содержательный критерий | Пространственный критерий |
1920-1930 | 1) Мощное наступление эмпирической социологии. 2) Господствует чикагская социологическая школа – социология города, теория маргинальности. 3) Индустриальная социология 4) Развитие теории соц. Стратификации. 5) Развитие теоретической социологии в западной Европе: a. Социологическая школа Дюркгейма. b. Появляется францургская социологическая школа. c. Идеи психоанализа в социологии. d. Развитие социальной антропологии в Британии. 6) Возникновение трех ведущих для всей социологии 20 века парадигм: a. Символический интеракционизм – взаимодействие через символы. b. Феноменологическая социология. c. Структурный функционализм. | 1) США. Томас Знанецкий. 2) Чикагская школа Роберт Парк. 3) США Мэйо. Сша Аракер. Италия Моска. СССР Струпигин. 4) США. П. Сорокин – теория социальной стратификации соц. Мобильности. 5) Леви Брю. Адорно, Маркузе. Британия Малиновский. |
1940-1960 | 1) Дальнейшая активизация эмпирических исследований и в США и в западной Европе. 2) Мировой центр социологии полностью перемещается в США: a. Много исследований. b. Жили самые крупные Теоретики – Сорокин, Парсонс и Мертон. c. Созданы самые важные теории. – концепция социокультурной динамики у Сорокина. Теория социальной системы и социального действия у парсонса. У Мертона создана теория среднего уровня d. Основные социологические центры – гарвардский и колумбийский университеты. 3) Впервые четко обнаружилась зависимость между социологическими идеями и их восприятием и преломлением в поведении определенной части общества 4) Дальнейшее развитие основных социологических парадигм. Гоффман, блунер. Бергер лукман. 5) Парадигмы обмена Хоманс. Прадигма конфликта Козер. 6) В сентябре 49 года создается международная социологическая ассоциация. | 1) США. Западная Европа. |
1970-первая половина 1980 годов. | 1) постиндустриализм.Структурализм.Теория модернизации.Неофункционализм. 2) Появляются Гидденс, Бурдье, александер, Ритце. 3) Существенно усиливается влияние западноевропейской социологии. 4) Зарождается интерес к созданию интегрированной теории и концепции. 5) Усиливается роль всемирного социологического сообщества. | Фуко, дарида. Леви, айзенштадт. Александер |
Вторая половина 1980-наше время | 1) Стресление к интеграции. 2) Акцентирование в теории активной роли социального субъекта. 3) Создаются значительные теории, например: a. Теория структурации. b. Теория социального простанства. c. Теория маргинализации. d. Теория социальных изменений и культурных травм. Штомпка. e. Многомерная социология 4) Раз в 4 года проводятся всемирные социологические конгрессы. 2 раза в год собирается рабочий комитет. На конгрессах сегодня отмечаются серьезные изменения, которые произошли в 20 веке. Возможно, не стоит стремиться к созданию единой общесоциологической теории, которая могла бы объединить разные социальные процессы, разные культуры и т.д. Сегодня нужен целый ряд социологических теорий для анализа социальных изменений, тем самым, подчеркивается идея интернационализации социологии, т.е. формирование социологического знания, которое состоит из теорий, не отрицающих друг друга, а принимающих их как данность. | |
Вопрос 19. Структура современного социологического знания. Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками
1.Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.
2.Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований.Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества,. Обращаясь к другой сфере общества, ксоциальной жизни, социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относитсясоциология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования социальных процессов
Во-вторых,наряду с обобщающими(системными) теориямисуществуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных.
В-третьих, наряду с обобщающими (системными) и основными специальными социологическими теориями существуют частные вспомогательные концепции, объектом изучения которых выступают конкретные, отдельные явления и процессы, являющиеся производными от более «объемных» процессов и социальных феноменов Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.
Вопрос 20.Чикагская школа
Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. Она опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, в социальном плане — на идеи реформизма, а в гносеологическом на эмпиризм. Значительное влияние на методологические позиции школы оказала философия прагматизма, автор которой — Джон Дьюи — также работал в эти годы в Чикагском университете.
Школа возникла на базе первого в США факультета социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 г. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров. С деятельностью Чикагской школы связано появление первого в США специализированного социологического журнала в 1898 г. (American Journal of Sociology), который значительно отличался по характеру от «движения социальных опросов», характерных. В перечне исследований школы значительное место занимали такие проблемы, как девиантное и маргинальное поведение, изучаемое на примере работы тюрем графств, суда для несовершеннолетних, выполнения закона о бедности. Объектом исследования являлись пенитенциарная система, жизнь в отелях, бродяжничество, городские районы порока, банды, самоубийства, психические заболевания, «сухой закон», религиозные секты.
Еще один значительный пласт исследовательской работы чикагских социологов — формирование общественного мнения и эффективность социальных процессов в условиях интенсивной урбанизации. Поэтому ими активно изучались средства массовой информации, коллективное самовыражение и культурные изменения как результат деятельности газет, религиозных организаций, кино, радио; экономические факторы и институты, такие, например, как сеть крупных универмагов, валютный рынок, забастовки, динамика цен на землю.
Основателем и первым деканом факультета социологии Чикагского университета был Албион Смолл (1854-1926). Первыми лидерами, создававшими социологическую школу в Чикаго, были также Дж. Винсент, Ч. Хендерсон, У. Томас. Значитльный вклад в ее становление внесли также Л. Уорд, У. Самнер, Ф. Гиддингс, Э. Росс, Ч. X. Кули.
Главная тематика Чикагской социологической школы сегодня — урбанистическая социология, проблемы социальной окружающей среды.
Выделяют три поколения в развитии Чикагской социологической школы.
Первое поколение охватывает период развития с основания школы до Первой мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смолл, будучи деканом факультета и главным редактором «Американского журнала социологии». С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других факультетов Чикагского университета: Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстайн Веблен. Именно первое поколение Чикагской школы (Смолл, Винсент, Томас, Хендерсон) утвердило либерализм в качестве основной социально-философской доктрины социологической школы.
В совместной работе с Ф. Знанецким У. Томас детально исследовал именно систему социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необходимостью возникают в
Второе поколение Чикагской школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между Первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидерами этой генерации были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой — различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация.
Третье поколение Чикагской школы (середина 30-х — начало 50-х годов) связывают с именем руководителя факультета У. Огборна(1886-1959). Большой резонанс в США получил подготовленный под его руководством доклад «Новейшие тенденции в США» (1933). Он занимал различные посты в правительственных ведомствах. Его главной заслугой является выведение американской социологии с местного на общенациональный уровень.
Третье поколение, помимо Огборна, представлено также именами Эверетта Хьюза, Сэмюэла Стауффера, Луиса Вирта. Уже после Второй мировой войны серьезно заявили о себе Франклин Фразье, Пол Кресси, Эдвард Шилз, Говард Бейкер.
Лидеры четвертого поколения — Герберт Блумер и Моррис Яновиц. Герберт Блумер (1910-1987)—представитель психологического направления. Блумер продолжает традицию У. Томаса, Р. Парка, Э. Хьюза. Он сконцентрирован на изучении «Я», эго. Именно ему принадлежит термин «символический интеракционизм». Центральными проблемами для изучения Чикагской школы на рубеже XX-XXI вв. являются экологические процессы в большом городе; социальная организация и дезорганизация; формы социального и личностного контроля; символическая интеракция; управление личности собою; расовые и этнические отношения; общественное мнение; средства массовой информации; отклоняющееся поведение и преступность; демографические сдвиги; методика и техника социологических исследований.