Вопрос 14. Основные парадигмы классического социологического анализа.
"Школы одного фактора" – каждая из них занималась поиском одного фактора, определявшего развитие социальных процессов. Наиболее существенная черта этих школ – эволюционизм, т.е. представление о социальной эволюции как продолжении биологической эволюции. Из этого следует, что методы и законы естественных и общественных наук могут быть едины. Во всем множестве школ одного фактора можно выделить два крупных направления (были и другие) – натуралистический и психологический редукционизм. Редукционизм – сведение социальных законов к законам природы (первый случай) или психологии.
Натуралистическое направление.
Первое и самое крупное течение – социал-дарвинизм (механический перенос биологических законов на общество) (1853 – "Происхождение видов" Дарвина). Спенсер считал, что теорию Дарвина можно применить ко всем аспектам развития вселенной. Социал-дарвинистское направление не едино. Несколько течений:
c) "Органическая теория общества", школа "Социального органицизма". Основатель – Г. Спенсер. Общество изучается по аналогии с живым организмом.
d) Крайнее течение социал-дарвинизма – "Расово-антропологическое течение" – тяготеет к национализму. Стремилось доказать, что социальная жизнь и культура являются продуктами расово-антропологических факторов. Расы не равны между собой и это обусловливает неравенство создаваемых ими культурных ценностей. Известный теоретик – Чемберлен (конец 19 – начало 20 века), "Обзор арийского мира". Тевтонская культура – прямая наследница арийской культуры. Еще один представитель – А. Мон. Основная идея – наиболее благоприятное развитие общества происходит благодаря культивированию определенной расы, т.е. общество в целом выигрывает, если создает благоприятные условия для существования высшей расы. Еще представители – Гобино, Вольтман. Вольтман принимал участие в разработке программы NSDAP.
Людвиг Гумплович (польско-австрийский ученый. Работы – "Расовое государство", "Расовая борьба" и др. Движущяя сила развития общества – конфликты между людьми, которые возникают в процессе удовлетворения ими своих потребностей и вследствие стремления людей к господству. Исходная предпосылка: людям от рождения свойственна взаимная ненависть. Основной элемент общества – группы людей, которые борются между собой. Конечная цель – эксплуатация чуждых племен ради удовлетворения собственных потребностей. Удовлетворение потребностей вообще может осуществляться только через использование насилия.
Второе направление – географическое. Например, мальтузианство (климат), у Льва Мечникова это реки.
Психологическое направление.
3) Психология народов – тесно связано с этнографией. Наиболее яркие представители – Габриэль Тард и Гюстав Лебон. Тард исследует толпу. Наравне с исследованием толпы исследует и процессы межличностного взаимодействия (психическое заражение, подражание, внушение и т.д.). Тард считает, что общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний (передача убеждений, верований), поэтому главная цель – создать науку, изучающую взаимодействие индивидуальных сознаний (изучение отношений "я" к другому "я"). Сегодня его наука – "социальная психология".
Лебон (конец XIX века). Основная идея: в результате промышленной революции и урбанизации современная жизнь все больше определяется поведением толпы. Толпу Лебон отождествляет с массой и говорит о том, что скоро наступит эра масс и упадок цивилизации. Массовое сознание станет ведущим. Отсюда вывод: решающая роль в социальных процессах принадлежит эмоциям, а не разуму. Революция – результат социальной истерии. Все достижения, прогресс – результат действия элит. Лебон выдвинул один из первых теорию массового общества.
4) Фрейдизм и бихевиоризм (поведение раскрывается формулой "стимул-реакция".
a. Классический фрейдизм (Фрейд, Рай), затем неклассический фрейдизм (Юнг, Адлер), неоклассических фрейдизм (Э. Фромм).
b. Бихевиоризм (Торндайк). Сегодня самый популярный – Скиннер.
К началу 20 века на смену приходит плюралистический подход (Максим Ковалевский). Достоверно познать социальные закономерности можно только в случае изучения совокупности факторов, их сложное взаимодействие. Этот подход является основным в современной социологии.
Вопрос 15. Структурно- функциональный анализ (Т. Парсонса и Р. Мертона)
Структурно-функциональный анализ - господствующее направление в американской социологии во второй половине XX века, согласно которому главная задача социологии заключается в изучении механизмов и структур, обеспечивающих устойчивость социальной системы.
Парсонс Толкотт(1902-1979] - американский социолог, основатель школы структурного функционализма а социологии (линия функционального императива в отличие от линии функционального структурализма Мертона), президент Американской социологической ассоциации (1949). Автор работ: "Структура социального действия" (1937), "Общества: эволюционные и сравнительные перспективы" (1966), "Социальное действие и условия человеческого существования" (1978) и др.
В основе структур но-функционально го анализа лежит идея социального порядка, в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Для структурно-функциональной теории характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов реальной действительности.
В своих исследованиях Парсонс выделяет четыре функциональных предпосылки, которые касаются любой системы, будь то государство, семья, фирма:
1) система должна уметь приспосабливаться к внешней среде — адаптивная функция;
2) система должна уметь достигать тех целей, которые определяются как следствие стремления к адаптации -целенаправленная функция;
3) чтобы достичь цели, система должна обладать достаточным внутренним единством и упорядоченностью - интегративная функция;
4) внутреннее единство должно сохраняться и воссоздаваться посредством усвоения членами системы "интериориаации" норм системы - функция сохранения порядка, Это четыре основные функции соответствуют специальным институтам, составляющим подсистему общества.
Мертон Роберт Кинг(р. 1910) - американский социолог, президент Американской социологической ассоциации (с 1957). Автор работ: "Социальная теория и социальная структура" (1957), "Структурный анализ в социологии" (1975), "Подходы к изучению социальной структуры" (1975) и др.
Если классический "функциональный императивизм" (Парсонс) вычленяет особенности социальных феноменов (через их функции) в структурных контекстах, то подход Мертона "оборачивает" это отношение. Структура характеризуется через:
1) организованность рядов социальных отношений;
2) регулярность (периодичность) этих отношений;
3) наличие в ней глубинного уровня отношений;
4) сдерживание (инициирование этих отношений системами норм и культурных образцов).
Он разработал понятие "функция". Функция - совокупность наблюдаемых последствий, которые способствуют приспособлению системы к окружающей среде и ее сохранению. Мертон различал явные и латентные функции. Разграничения между ними было введено для того, чтобы исключить смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями.
Наряду с понятием "функция", Мертон ввел понятие "дисфункция", т.е. заявил о возможности отклонения от принятой нормативной модели, что должно повлечь за собой новый этап в приспособлении системы к существующему порядку или определенное изменение социальных норм. Дисфункция - совокупность наблюдаемых последствий, которые ослабляют приспособление системы к окружающей среде и ведут к нарушению ее устойчивости, стабильности.