Вопрос 9. Развитие социологии в творчестве Ф.Тенниса, Г. Зиммеля, В. Парето.
Фердинанд Тённис (1855 - 1936) был одним из основоположников немецкой классической социологии, Его основной вклад в социологию - разработка системы теоретических понятий. Социология Тенниса - один из первых опытов построения системы формальных, <чистых> категорий социологии, позволяющих анализировать любые социальные явления в прошлом и настоящем, а также тенденции социальных изменений.
Теннис разделил социологию на общую и специальную. Общая социологияу Тенниса изучает социальные формы жизни везде, где они встречаются, стало быть не только (и не столько) у людей, но и у животных. Он приписывал социальности универсально-историческое значение, полагая, что она зарождается у так называемых общественных животных (прежде всего насекомых). Сюда же относятся проблемы социального дарвинизма и борьбы за существование. Наконец третий элемент фундаментальной или общей социологии должен касаться биоантропологических, демографических и других аспектов, роднящих поведение людей с действиями и образом жизни животных. Специальная социологияподразделяется у Тенниса на чистую (теоретическую), прикладную и эмпирическую (социографию). Они изучают только социальную жизнь людей.
Г.Зиммель. Ученый подразделял социологию на три части — общая социология, чистая (или формальная) социология и философская социология.
Общая социология, по Зиммелю, занимается изучением уже устоявшихся аспектов общественной жизни. К проблемам такого рода можно отнести изучение «законов» и «ритмов» общественного развития, закономерностей социальной дифференциации и т.д. Во всех этих случаях общественная жизнь рассматривается как нечто уже существующее.
Общество рассматривается как результат взаимодействия между людьми. И главная задача социологии — это выделение и описание форм этих взаимодействий — сам Зиммель пользовался термином Vergesellshaftung, буквально «обобществление», — в процессе которых и рождается общество. Это выделение из общественной жизни форм обобществления и есть предмет формальной социологии. Иначе говоря, этот раздел социологии занимается изучением того, как возникает общественная жизнь. Сам Зиммель занимался преимущественно именно этой проблематикой.
Наконец, философская социология привносит в науку об обществе элементы теории познания и метафизики. В рамках этого направления решаются вопросы о смысле, целях и причинах формирования общественных отношений.
Занимаясь изучением процессов обобществления, Зиммель выделил несколько основных характеристик, по которым различаются формы социального взаимодействия людей.
1. Количество участников; 2. Отношения между участниками; 3. Пространство взаимодействия.
В.Парето. Основная работа – "Трактат по общей социологии". 1 часть – теория действия (теория социального действия, социального поведения). Человек сначала действует, а затем придумывает обоснование своим уже совершённым действиям; объясняет, рационализирует их (эта позиция сближает Парето с Фрейдом). Человеческие действия делятся на логические и нелогические (в основе – чувства). Основная мысль у Парето, что человеческое поведение в основе своей иррационально. Эмоциональные факторы часто эффективнее, чем рациональная аргументация, и чаще побуждает человека массы к активным действиям.
Вторая часть наследия Парето – теория элит. Индивиды не равны между собой, поэтому социальное неравенство – естественное состояние для общества, поэтому оно делится на элиту и неэлиту. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют элиту (балльная оценка профессионального уровня). Два вида элит: прявящая (политики) и неправящая. Характерные черты правящей элиты: высокое самообладание; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на эмоции; способность применить силу, когда это необходимо. Если элита не способна проявить какое-либо из этих качеств, то она сходит со сцены и освобождает место другой элите (элита смягчается со временем). Между элитой о остальной массой населения постоянно происходит обмен. Часть элиты перемещается в нижний слой, а наиболее способная часть низшего слоя пополняет состав элиты. Но если элита оказывается закрытой, то это приводит к деградации элиты и ее упадку. Закон Парето: если правящая элита не противодействует деградации элиты путем коаптации из нижних социальных классов, то неизбежно наступает социальная революция, смысл которой в персональной замене властвующей элиты. Таким образом, смена элит – закон существования человеческого общества.