Выборочное исследование и его методы

Прежде чем рассматривать роль, которую играет теория в выбороч-ном обследовании, полезно вкратце охарактеризовать основные пробле-мы, связанные с планированием и проведением обследования. Обсле-дования могут сильно различаться по их сложности. Взять выборку из 5000 карточек, пронумерованных и аккуратно расставленных в кар-тотеке, нетрудно. Совсем другое дело получить выборку жителей рай-она, где средством сообщения служат реки, протекающие в лесах, где карты отсутствуют, жители говорят на 15 разных диалектах и весьма подозрительно относятся к любопытным незнакомцам. Проблемы, вызывающие затруднения в одном обследовании, могут оказаться не-существенными или совсем не возникнуть в другом.

Цели обследования.

Чрезвычайно полезна четкая формулировка целей обследования. Без нее, погружаясь в детали планирования сложного обследования, легко забыть о его общих целях и принять решения, расходящиеся с ними.

Совокупность, из которой производится отбор.

Словом совокупность пользуются для обозначения множества объ-ектов, из которого извлекается выборка. Определение совокупности может не представлять никакой трудности, как, например, в случае, когда отбирается партия электрических лампочек для оценки сред-него времени их горения. Напротив, при выборочном исследовании совокупности ферм необходимо сформулировать правила, позволя-ющие выделить ферму и отграничить одну из них от другой. Такие пра-вила должны быть практичными: нужно, чтобы в ходе работы обследо-ватель был в состоянии без особых колебаний определять, принадлежит ли сомнительный объект к совокупности или нет.

Совокупность, из которой производится отбор (обследуемая сово-купность), должна совпадать с совокупностью, о которой мы хотим собрать сведения (изучаемая совокупность). Иногда по практическим соображениям или ради удобства обследуемая совокупность сужи-вается по сравнению с изучаемой. В этом случае следует помнить, что выводы, сделанные по выборке, относятся лишь к обследуемой сово-купности. 'Суждение о степени применимости этих выводов также и к изучаемой совокупности должно основываться на других источ-никах сведений. Может оказаться полезной любая доступная допол-нительная информация о характере различий между обследуемой и изучаемой совокупностями.

Собираемые данные.

Необходимо убедиться в том, что все собираемые данные соответ-ствуют целям обследования и никаких важных данных не пропущено. Существует! распространенная тенденция, особенно при обследовании совокупностей людей, задавать слишком много вопросов, часть кото-рых впоследствии вовсе не анализируется. Перегруженный опросный лист ухудшает качество ответов как на важные, так и на второстепен-ные вопросы.

Желательная степень точности.

Результаты выборочных обследований всегда отчасти неопределен-ны. Это происходит потому, что исследуется только часть всей сово-купности и измерения производятся с ошибками. Эту неопределенность можно уменьшить, извлекая выборки большего объема и производя более точные измерения. Но это обычно увеличивает затраты времени и средств. Следовательно, важный момент состоит в определении желательной [[20]] степени точности результатов. Ответственность за это несет лицо, которое будет пользоваться собранными данными. Принятие решения относительно желательной точности может оказаться затруд-нительным, поскольку многие практические работники не привыкли мыслить в терминах величины погрешностей, допустимой при полу-чении оценок и тем не менее дающей возможность принять правиль-ное решение. Статистик часто может оказать им помощь на этом этапе

Способы наблюдения.

Существует большой выбор средств и методов изучения совокуп-ности. Данные о состоянии здоровья человека могут быть получены либо с его слов, либо по результатам медицинского исследования. При обследовании можно предоставить опрашиваемому самому запол-нять опросный лист или поручить обследователям задавать стандарт-ный набор вопросов в определенной форме или же вести опрос в виде беседы, при которой вопросы задают в различной форме и в произволь-ном порядке. Обследование можно произвести по почте, по телефону, путем личного посещения или же так или иначе сочетая эти способы. Методы опроса и связанные с ними проблемы подробно изучались (см., например, [Hyman, 1954] и [Рауnе, 1951]).

Значительная часть предварительной работы состоит в разработке форм документов, в которых будут содержаться вопросы и куда нужно будет записывать ответы. Если опросные листы сравнительно просты, то возможные ответы можно иногда заранее закодировать, т. е. за-писать в таком виде, чтобы потом их легко было преобразовать для ма-шинной обработки. Для разработки удачного инструментария обсле-дования необходимо отчетливо представлять структуру таблиц с ито-говыми данными, которыми будут пользоваться при анализе материа-лов обследования.

Метод наблюдения.

Наблюдение - это метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленности и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке.

В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода:

стандартизированная техника наблюдения предполагает:

- наличие предварительно разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать;

- определение условий и ситуаций наблюдения; наличие инструкции для наблюдателей;

- единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

неструктурированное, или не стандартизированное наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Сбор данных в неструктурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощью формализованных методов, предполагающих получение некоторых количественных характеристик. Часто результатом неструктурированного наблюдения становится разработка стандартных, формализованных процедур наблюдения.

Преимущества:

1. Фиксирует события и элементы человеческого поведения в момент их совершения

2. Исследователь не зависит от объекта исследования, может собирать факты независимо от его желания

3. Является систематизированным и планомерно осуществляемым, направленным на точное познание явлений

4. Результаты систематически регистрируются, что бы их можно было поставить в связь с общими суждениями и подвергнуть контролю и отношении точности

В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы:

- контролируемое (проведение определяется планом исследования, а не решением наблюдателя) и неконтролируемое

- прямое (исследователь при помощи органов чувств или инструментов наблюдает предмет исследования) и непрямое (наблюдает не само изучаемое явление, а некоторое другое, отношение которого к предмету исследования известно, в результате чего сведения об этом предмете приобретаются опосредованным путём)

- включённое (предполагает включение исследователя в жизнь подлежащей исследованию среды и выполнение им в в данной вреде той или иной роли. Бывает открытое (объект знает, что за ним наблюдают, меняет своё поведение, теряется частота эксперимента) и скрытое (частота эксперимента не страдает, но возникает вопрос об этической стороне сбора первичной информации)) и невключенное (учёный отслеживает поведение людей, их взаимную реакцию, общение со стороны, не принимая активного участия в жизни и деятельности наблюдаемой группы)

- отдельное и массовое

- полевое и лабораторное

- случайное и систематическое и т.д.

При наблюдении большое значение имеет фиксация его результатов. Она осуществляется различными способами – ведением дневника наблюдений, фотографированием, кино- и видеосъемкой и др.

Наши рекомендации