Срез (формальный) – как изучает?
Реальность социального – эмпирическая и теоретическая
3 срез (функциональный) – зачем изучает?
1) фундаментальное знание
2) прикладное знание
2. Место социологии в системе социально-гуманитарного знания. Функции социологии
Для более четкого выявления места социологии в системе общественных наук сравним социологию с другими научными дисциплинами, которые также с различных сторон изучают общество.
История и социология. История в основном касается прошлого и немного настоящего, изучает единичные, конкретные факты и события, дает описательный уровень анализа общества. Социология, в противоположность этому, изучает в основном настоящее с опорой на прошлое и дает прогноз будущего развития, изучает не уникальные, а повторяющиеся факты и события, пытается обобщить различные порядки различных стран разных времен.
Социология выступает как «генерализирующая» наука, то есть обобщает результаты многих других конкретных наук об обществе (истории, права, экономики и т.д.). Например, когда историки изучают эволюцию Русской Православной Церкви (РПЦ), они не смотрят и не описывают при этом другие религии, так как предмет изучения именно история РПЦ. В то время как социология, изучая и описывая РПЦ, видит и анализирует в этой истории совсем другое, а именно – общее во всех религиях (не специфику РПЦ, а суть и функции всякой религии).
Философия и социология. Философия изучает материю в целом и частично касается также общества. Однако философия изучает не столько общество, сколько наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Философия интересуется обществом только «в целом», да и то лишь в той мере, в какой находит в нем общее для всех форм движения материи. То есть для философии общество – это не единственный и не главный предмет исследования, а для социологии именно общество есть единственный предмет исследования, Таким образом, если в отношении философии социология выступает более эмпиричной и фактологичной, то в отношении других конкретных наук об обществе социология выступает как общая наука об обществе. Социология находится на стыке философии и конкретных наук об обществе.
Политология и социология. Конкретные науки об обществе, например политология, культурология, экономика и др., изучают какую-то одну область общественной жизни. Социология же пытается проанализировать взаимосвязь всех сфер общественной жизни, то есть выйти за пределы отдельных областей общественной жизни и выявить законы общества в целом. Таким образом, социология, с одной стороны, выступает как теория общества в целом, а с другой – как конкретное исследование тех или иных сфер общественной жизни.
Психология и социология. Социология, изучая общество, опирается на психологические данные, так как в обществе ничего не происходит без участия сознания человека. Однако социология отличается также и от психологии. Если психология изучает в основном индивидуальное поведение, психологию индивида, то социология изучает в основном коллективное поведение, массовую психологию. Например, когда психолог и социолог изучают феномен самоубийства, то подходят к этому явлению с различных позиций: психолог скажет, что этот человек был неуравновешенным, у него был психологический срыв и т.д., социолог же попытается увидеть не индивидуальные причины самоубийства, а общественные предпосылки и причины данного явления.
Таким образом, социология занимает свое особое место в системе общественных наук, которое предопределяется особыми чертами ее предмета, методов и функций. Особенность социологии заключается в том, что она, с одной стороны, пытается охватить все стороны общественной жизни во всей ее глубине, а с другой – пытается описать общество как целостный организм, выявить общесоциологические законы. Отсюда можно выделить следующие основные функции социологии.
Познавательная. Заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, о связи с другими явлениями. В отличие от обыденных представлений об обществе социология:
- Стремится выработать целостное представление об обществе. Это не под силу одному человеку с его ограниченным жизненным опытом. Тот, кто хочет по-научному взглянуть на общество, неизбежно должен изучить общественные науки, усвоить накопленное человечеством знание об обществе и методы его исследования.
- Социология рассматривает общество в единстве всех его элементов, связей и т.п. На обыденном уровне конкретный человек хорошо знает лишь какую-то часть общественной жизни (конкретная семья, конкретный город и т.д.).
- Социология использует специальный понятийный аппарат – категории социологии (фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и отношения явлений действительности и познания; основные понятия данной научной дисциплины). Поэтому рассказать о социологии «попроще», не используя специальных терминов, нельзя.
- Научное познание направлено на достижение объективной истины. Социолог в отличие от «простого» человека, рассуждающего о проблемах на уровне здравого смысла, стремиться избежать ценностных суждений и обходиться без слов «мне это нравится» (или «не нравится»). Социолог пытается показать, как фактически обстоит дело.
Прогностическая. Заключается в том, сто на основе анализа социальных процессов вырабатываются научные прогнозы дальнейшего развития этих процессов. Прогностическая функция имеет важное жизненное значение. Например, прогнозы накануне выборов играют большую роль в стратегии и тактике избирательных кампаний различных политических сил.
Практическая. Состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства и т.д.
3. Социологическое воображение.
Социологическое воображение – это мастерство критически мыслящего интеллектуала. По мнению Чарльза Райта Миллса, цель социологии заключается в том, чтобы превратить бесформенную и темную человеческую массу, включая политиков, в просвещенную разумную публику – задача, которую ставили основатели американской социологии. Миллс говорил: «Одно дело толковать об общих проблемах на национальном уровне и совсем другое – сказать конкретному человеку, как следует поступать».
Под социологическим воображением понимается умение или способность рассматривать общество под определенным углом зрения. Это умение включает пять компонентов:
- рассматривать все социальные явления как результат деятельности социальных агентов, индивидов, либо групп и идентифицировать этих агентов
- понимать скрытые за поверхностью явлений структурные и культурные ресурсы и ограничения, влияющие на социальную жизнь, в том числе те возможности, которые имеются в распоряжении агентов
- изучение предшествующей традиции, живого наследия прошлого и его постоянного влияния на настоящее
- воспринимать общественную жизнь в ее динамике, изменчивом процессе становления
- признание огромного разнообразия и вариантов форм проявления общественной жизни
Иными словами, социологическое воображение – это вытекающая из признания разнообразия и множественности социальных установлений способность связать любое событие в обществе со структурным, культурным и историческим контекстами, а также с индивидуальными и коллективными действиями членов общества.
Ч. Райт Миллс приводит следующий пример: «Одним из результатов изучения социологии должно стать умение читать газету. Чтобы разобраться в газетных материалах, что является очень непростой задачей, необходимо научиться связывать сообщаемые события, понимать их в связи с более общими представлениями о жизни общества, а также тенденции, частью которых они являются. Суть дела заключается в следующем: социология – это, прежде всего, способ выходы за рамки того, о чем мы читаем в газете. Она дает систему понятий и вопросов, помогающих нам сделать это. Если этого не происходит, то социология, как часть либерального образования, оказывается несостоятельной».
4. Характеристика основных методов социологии (опрос, наблюдение, интервью, эксперимент).
Метод– это основной способ сбора, обработки и анализа данных. Опрос – это метод сбора данных, при котором исследователь получает информацию непосредственно от представителей населения, отобранных таким образом, чтобы на основании их ответов можно было с достаточной надежностью делать выводы обо всем населении или о какой-то его части. Такая информация может быть получена либо с помощью очного или телефонного интервью, либо с помощью заполнения опрашиваемыми анкет-вопросников, доставленных им по почте или кем-то из проводящих опрос. Эти способы являются составной частью опроса как более общего метода. Лица, которые отвечают на вопросы, называютсяреспондентами.
Наблюдение– метод исследования, при котором получение информации происходит путем непосредственного наблюдения за объектом исследования и регистрации наблюдаемых событий. Главной особенностью наблюдения в социологии является неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток на восприятие социальной действительности, на понимание сущности наблюдаемых явлений, на их интерпретацию. Это является одной из причин возможного искажения данных. По степени формализации выделяют неконтролируемое и контролируемое наблюдение. В зависимости от положения наблюдателя различают включённое и невключённое наблюдение. По месту проведения наблюдения делятся на полевые и лабораторные. По регулярности проведения различают систематическое и случайное наблюдение.
Интервью – метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т.п.). Виды интервью: свободное, стандартизированное, частично-стандартизированное, глубинное (клиническое), фокусированное, телефонное.
Эксперимент – метод сбора и анализа эмпирических данных, направленный на проверку гипотез относительно причинных связей между явлениями. Обычно эта проверка производится путем вмешательства экспериментатора в естественный ход событий.
5. Вклад О.Конта в развитие социологии
Был ли Огюст Конт подлинным создателем, “отцом” социологии - вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово “социология”. Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали “варварский” характер имени, которым он назвал новорожденную науку об обществе; ведь оно составлено из слов, взятых из двух разных языков: латинского “societas” (“общество”) и греческого (“слово”, “учение”).
Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение как основу этой науки, а человека - как животное политическое.
Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции: просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский рационализм (даже в якобинском культе Разума он видел предвосхищение позитивизма) и средневековый католицизм. В последнем ему особенно импонировала идеология социально-иерархической и наднациональной структуры. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится устранить Бога именем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его интерпретации, - существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же как и всего человечества, по Конту , нужны новые интеллектуальные основания. Поэтому создание позитивизма как синтетической мировоззренческой системы он начинает с пересмотра этих оснований.
Одним из первых в социологии Конт разрабатывает подход к обществу как к системе, прообразом которой выступает для него биологический организм. Он постоянно подчеркивает ее целостный, неделимый характер и взаимозависимость ее частей, отмечая “воздействия и обратные воздействия, которые непрерывно оказывают друг на друга любые разнообразные части социальной системы...”. Всем системам присуще такое свойство, как солидарность, но живым системам, особенно социальным, оно присуще в наивысшей степени. По Конту , общество основано на фундаментальном консенсусе (согласии) и преемственности; собственно, это одно и то же качество, взятое в первом случае -- в пространственном, во втором - во временном аспектах.
6. Вклад К.Маркса в развитие социологии
Первым в ряду классиков социологии следует поставить Карла Маркса (1818-1883). Вклад К . Маркса в развитие социологии может быть кратко представлен в нескольких основных научных положениях.
Во-первых, К . Маркс разработал естественноисторический подход к изучению социальных явлений, который опирается на изучение социально-экономических формаций, характеризующих отдельные этапы развития человеческого общества (рабовладельческая формация, феодализм, капитализм, социализм). Каждой из этих формаций соответствует определенный уровень развития производительных сил, производственных отношений и определенная социальная структура общества.
Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. К . Маркс впервые структурировал современное ему общество, выделив социальные классы в качестве основной единицы социальной дифференциации. В основу этого социального разделения Маркс положил отношение членов класса к собственности. При этом он допускал, что в каждом из социальных классов существуют отдельные слои.
В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал массовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения.
Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).
К . Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы - это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формаций. Все изменения в обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных и угнетателей.
Можно сказать, что в этом случае Маркс был основоположником современной теории стратификации общества посредством выделения слоев, классов по степени богатства и характеру его присвоения. Основными классами капиталистического общества он определил рабочих (пролетариев) и капиталистов.
Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем противоречия накапливаются, что приводит к новым столкновениям, ведущим к новому соглашению на условиях, отличных от прежних.
Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это в конечном счете вызывает глобальный классовый конфликт и появление новой качественной определенности - бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация.
Маркс сумел выделить основные причины социальных конфликтов, порождаемых несправедливым распределением доходов, благ, определил их характеристики и механизм возникновения конфликтных взаимодействий. Кроме того, Маркс заложил основы теории управления социальными конфликтами. Современные теории конфликтов отражают идеи, выдвинутые Марксом .
Таким образом, Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития , как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явления, необходимые для общественного развития и прогресса.
7. Вклад М.Вебера в развитие социологии
Вторым представителем классического периода развития социологии считается немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920).
Для творчества Вебера характерно, прежде всего, глубокое проникновение в предмет исследования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью которых можно было бы прийти к пониманию закономерностей общественного развития.
Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира. Вебер продолжил усилия по созданию систематического понятийного аппарата социологии. Он отстаивал правомочность социологического познания как научного, хотя оно и должно было отличаться от естественнонаучного.
Одним из центральных пунктов теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Это действие, согласно учению Вебера, имеет внутренний смысл, то есть оно рационально.
Данное открытие привело к появлению целого научного направления, которое получило название понимающей социологии. При этом общество представляет собой совокупность действующих индивидов, каждый из которых стремится к достижению своих собственных целей. Действия отдельных индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образуются ассоциации (группы или общества). Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе общественной практики всегда отбрасываются ненужные образцы поведения и оставляются только те, которые можно предвидеть, рассчитать и которые приносят пользу с наименьшим риском.
Таким образом, осмысленное поведение, в результате которого достигаются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, достигая таким путем значительного прогресса во взаимодействии с окружающей средой.
Он сосредоточил свое внимание не на единообразии смены общественно-экономических формаций в различных социально-исторических контекстах, а на том, что является основой разнообразия культур. В качестве этой основы он выделяет четыре вида социального действия: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное и аффективное. Каждый вид представляет собой некий идеальный тип, то есть интеллектуальное построение, с которым в той или иной мере можно соотносить социальную реальность. Сопоставление с идеальным типом позволяет проводить сравнительный анализ разных обществ.
Вебер является одним из самых ярких критиков экономического детерминизма. Много внимания Вебер уделял такому важному социальному феномену как отношения власти в обществе. В свете властных отношений Вебер рассматривал структурные единицы общества, особенно социальные организации. Ему удалось разработать оригинальную модель стратификации общества (то есть разделения части, отдельные слои, группы), связать культуру общества с ее экономикой и политическим устройством.
Он внес огромный вклад в изучение классовой структуры общества, которая, на его взгляд, формируется не только на основе экономических отношений. Кроме экономических классов существуют статусные группы. Статус, престиж в обществе оказывает не меньшее воздействие на положение индивида в рамках социальной структуры, чем количество денег в его кармане.
Например, университетский профессор в Германии в начале XX в., безусловно, рассматривался как представитель высшего класса, подобно крупному предпринимателю. Разумеется, у таких профессоров, как правило, не было и малой доли капитала, которым обладал, например, промышленник Крупп, и все же их положение было выше положения средних слоев.
К тому же Вебер полагал, что современное ему капиталистическое общество не поляризуется и таким образом, не находится на грани социальной революции. Часто он использует понятие «классы» во множественном числе - высшие классы, низшие классы и, что чрезвычайно важно, он оперирует понятием «средние классы». Средние слои, согласно Веберу, разрастаются и дифференцируются по мере развития капитализма.
Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать изучение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Это, прежде всего, отношения власти. Так как организованное поведение индивидов, создание и функционирование институтов невозможно без эффективного социального контроля и управления, необходимым условием для осуществления подобных действий являются отношения власти, пронизывающие все социальные структуры. Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.
Кроме понятия «власть» Вебер вводит понятие «авторитет» (иногда в отечественной социологии применяют термин «господство»). Авторитет - это подтип власти, когда люди подчиняются ей не в силу простого принуждения, а благодаря ее, так называемой, легитимности, то есть законности в сознании людей.
В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях.
Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки, он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий.
8. Вклад Э.Дюркгейма в развитие социологии
Третьим представителем классического периода развития социологии следует считать французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917) - основателя французской социологической школы.
Дюркгейм стремился, прежде всего, к увеличению автономии социологии от других наук, что создало возможность для выделения предмета социологии. Он стремился объяснять все феномены, явления общественной жизни только с точки зрения социологии, что привело к появлению социологизма, который представляет собой такой научный взгляд на общественные явления, когда другие научные дисциплины, кроме социологии, не рассматриваются или при наличии разных позиций выводы делаются в пользу социологической точки зрения.
Существенной заслугой Дюркгейма в социологии является открытие коллективного сознания, которое появляется в ходе вхождения индивида в социальные группы. Включаясь в систему социальных отношений, люди объединяются на основе солидарности в отношении достижения общих целей. Дюркгейм различает механическую и органическую виды солидарности членов общества или социальной группы. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он назвал «коллективным сознанием». Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование индивидов и социальных групп в обществе может быть нарушено, и тогда отдельные структурные единицы общества испытывают состояние аномии, то есть неприятия системных единиц культуры, характерных для данного общества или социальной группы.
Учение Дюркгейма об обществе легло в основу многих современных социологических теорий и, прежде всего, структурно-функционального анализа.
Таким образом, «Первым социологом, давшим узкую трактовку социологической науки, был Э.Дюркгейм. С его именем связан переход социологии от науки, тождественной обществознанию, к науке, связанной с изучением социальных явлений и социальных отношений общественной жизни, то есть самостоятельной, стоящей в ряду других общественных наук - политэкономии, философии, истории и других».
Учение об обществе Э.Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий, и современные ученые справедливо называют его классиком в области социологии.
9. Структурный функционализм и символический интеракционизм
Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.
Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британский социальный антрополог польского происхождения Бронислав Малиновский. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Ученик Парсонса — Роберт Мертон — внес большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. В частности Мертон уделял большое внимание проблеме дисфункций.
Недостатки:
· Парсонс недооценивал роль конфликтов, он их исключал;
· У Парсонса нет развития, эволюции. Позднее он попытался исправить этот недостаток, но времени для основательной проработки вопроса было уже недостаточно;
· Парсонс ограничил функции социальных подсистем четырьмя, которых, по его мнению, было достаточно для выживания системы в целом; возникает справедливый вопрос о необходимости существования других функций, присущих обществу и тем или иным способом влияющих на его жизнедеятельность.
· Критики функционализма в американской социологии — Чарльз Райт Миллс и Алвин Гоулднер — отмечали переусложнённость языка Парсонса и схоластичность теории. Также они показали практическую невозможность в рамках парсоновской версии функционализма описать значимые социальные трансформации, так как в ней возможность конфликта интересов различных социальных групп сводится к минимуму
Символический интеракционизм - теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (см.) (прежде всего американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.
Символический интеракционизм опирается на три основные посылки:
1. люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений - символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.
2. эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции.
3. эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.
10. Общество как система. Социальная структура общества.
Общество – есть общность, совокупность, объединение людей. Общество это человеческая общность. Животные сообщества (стаи птиц, стаи волков) являются следствием их отношения к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения человека к человеку.
Люди не могут жить изолированно друг от друга. Еще Шефтсбери настаивал на том, что человека – по своей природе – есть существо общественное: сообщество неизбежно и естественно для него. Как отмечали классики социологии (К.Маркс, П.А. Сорокин и др.) для того, чтобы общество могло быть, нужно, по меньшей мере, двое людей и, чтобы они были связаны отношениями взаимодействия. К. Маркс называл общество продуктом взаимодействия людей.
Общество – это не любая (механическая) совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие.
Общество следует рассматривать как целостное единство, состоящее из людей, их социальных связей, взаимоотношений и отношений. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.
Первоосновой общества многие социологи считают социальное действие, вызываемое потребностями людей. Человеческое действие, как показал М.Вебер, только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно (рационально) и находится во взаимосвязи с действиями других людей, оказывает влияние на их поведение и одновременно испытывает воздействие других лиц.
Социальная связь – это набор факторов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях для достижения конкретных целей.
Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и воздействуют друг на друга. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.
Социальные отношения – это относительно устойчивые социальные связи и взаимодействия между людьми и различными социальными группами.
Общество всегда неоднородно. Оно имеет свое внутреннее строение и состав, включает большое число разнопорядковых и разнохарактерных социальных явлений и процессов.
Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные нормы и ценности. Каждый из этих элементов находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими и занимает специфическое место, играет своеобразную роль в обществе. Задача социолога состоит, прежде всего, в том, чтобы определить структуру общества, дать научную классификацию важнейших ее элементов, выяснить их взаимосвязь и взаимодействие, место и роль в обществе как социальной системе.
Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет устойчивость, стабильность всего общества как системы.
Наиболее существенные для социологического анализа системные признаки общества: целостность, устойчивость, динамизм, открытость, саморазвитие, пространственно-временные формы и способы социального бытия.
11. Социальные статусы и роли личности
Личный статус – это положение, которое человек занимает в малой(первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам.
Статусный набор – это совокупность всех статусов, принадлежащих индивиду. Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей, поскольку реально включен во множество различных социальных групп. Поэтому он обладает множеством статусов. Главный (основной) статус среди множества статусов определяет место индивида в системе социальных отношений. Этот статус является определяющим среди всех других статусов. Выделение главного статуса важно, поскольку он определяет человека социально.
Классификация статусов многообразна. В зависимости от того, как человек получает статус, они подразделяются на приписанные (предписанные) и достигаемые (достигнутые, приобретенные). Приписываемым называется статус, обладание или изменение которого находится вне контроля человека, зависит либо от природы, либо от института наследования.
Число социальных статусов возрастает пропорционально усложнению социальной структуры. Более развитые и более сложные общества предоставляют индивиду большую свободу выбора. Достигаемый статус требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий.
Иногда трудно определить, к какому типу относится тот или иной статус. Например, статус безработного. Человек оказывается безработным чаще всего помимо своей воли. Статус безработного считается смешанным, если он получен не добровольно, а в результате массового увольнения, экономического кризиса.
К смешанным статусам относятся такие позиции, которые обладают одновременно свойствами и приписываемого статуса, и достигаемого.
Множественность социальных статусов не означает их равнозначности. Они находятся в определенной иерархии по степени важности того социального института, в рамках которого сформирован этот статус. Иерархия статусов может меняться. Ранг статуса – место данного статуса в социальной иерархии.
Статусы подразделяются на основные и эпизодические. К основным относятся и половозрастные статусы. Эпизодическим считается статус, который принадлежит человеку короткое время – пассажир, пешеход, зритель, руководитель временной рабочей группы, человек, находящийся в очереди.
Различают формализованные и неформализованные статусы в зависимости от того, в рамках формализованных или неформализованных социальных институтов выполняется та или иная функция.
Статусные символы – внешние знаки отличия социального ранга. Это могут быть одежда, речь, прическа, головной убор и т.д.
В течение жизни у человека одни статусы остаются постоянными (национальность, пол), другие изменяются. В течение своей жизни человек утрачивает одни статусы (например, выпускника средней школы) и приобретает другие (студента вуза). Смена одного статуса на другой называется статусным переходом.
Социальная роль – это образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.
Социальный статус и социальная роль представляют две стороны одного и того же явления. Статус описывает общество в неподвижности, т.е. раскрывает статическую картину мира. Роль описывает общество в движении, т.е. раскрывает динамическую картину мира. Статус – структурная ячейка общества, роль – его динамический аспект, ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом. Если статус – позиция в обществе, то роль – модель поведения в соответствии с этой позицией. Мы занимаем статус, но играем роль.
Р. Мертон назвал совокупность ролей, вытекающих из данного