Основные факторы формирования личности.
В социологии используется несколько терминов отношения к человеку: индивид,
личность, индивидуальность. Индивид – представитель рода человеческого,
имеющий качества, присущие всем людям (единица измерения человека). Личность
– это человек с такими психологическими характеристиками, которые
социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях,
определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для
него самого и для окружающих. Индивидуальность – это сочетание
индивидуальных и личностных черт человека, которые отличают его от других
людей. Личность характеризуют следующие элементы: мотивация, способности,
темперамент, характер, эмоции и чувства, воля.
Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом. В
человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества.
1.Направленность личности: потребности: биогенные (еда, жилище, секс),
безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии
(самореализации); мотивы поведения; цели человека; ценностные ориентации;
иные установки человека; интересы личности; убеждения; идеалы. Все это
формируется воспитанием и социальным общением. 2.Жизненный опыт личности:
умения; навыки; привычки. Социальное играет здесь главенствующую роль и
формируется через обучение. 3.Особенности психический процессов: чувства;
восприятие; мышление; память; воля. Социальность может наложить отпечаток на
психические процессы, изменить их через тренировку. 4.Биологические свойства:
строение тела; патологические свойства в строении тела; темперамент (тип
нервной системы); половые и возрастные свойства. Понятие “человек”
используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей,
отличающих нас от животного мира. Индивид - единичный представитель
человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его
характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус,
роль. Что бы отразить совокупность целостных психических и культурно
исторических особенностей индивида, используют понятие “личность” - ее
характеристиками в социологии являются - активность, мотивы, ценности,
культура, архетип. Социология чаще оперирует понятием “индивид”. Эта
традиция сложилась в рамках классической социологии Э.Дюркгейма. Еще М.
Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание
личностного у Вебера ограничивалась выделением специфических мотивов и
основанных на них - типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед -
ввел в социологию понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута
личностного. Методологические проблемы рассмотрения “личностного” в
социологии, как заметил П. Монс, имеют корни в подходах к рассмотрению
категории “свободы”: Если человек свободен (“лодки на поверхности моря”) и
его действия определяются только интенциями его психики, то социология
тереяет свой предмет - сводится к психологии. Если человек не свободен
(“движение по аллеям парка”), а его действия определяются действием общих
законов, в частности культурных или экономических детерминант, то социология
теряет свой объект, человека как субъекта социальных отношений - сводится к
культурологии или экономической теории. Синтез этих направлений возможен на
пути признания следующих концептуальных положений: объективные пределы
свободы определяются интенциями видения и мотивов личности, задаваемых
культурой. Иначе: человек не может видеть или стремиться к чему-то, что не
представлено в его сознании как ценность. Кроме того, личностное не является
врожденным, врожденны только предпосылки развития человека в личность
(феральные люди). Вне культуры человек утрачивает способность к личностному
бытию - превращается в “животное”. Культура же не может быть представлена вне
ее носителя - как личностного субъекта. Это означает, что процесс усвоения
культуры отнюдь не напоминает запись программы в вычислительную машину.
Ценности и культурные нормы изначально воспринимаются в смыслах личности их
носителя. Личность же является феноменом психического, включая и
бессознательное. Основным фактором трансформации культуры являются содержания
коллективного бессознательного - архетипы, на базе которого вырастает
конкретный культурный архетип и культура. В результате “аллеи парка”
превращаются в “извилистые русла рек”.
Содержание процесса социализации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения,
принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной
стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную
среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного
воспроизводства принципов системы социальных связей с помощью активной
деятельности. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность),
трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные части
процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание
(воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы
психического и физиологического становления организма). Проводники
социализации: социальные институты, посредники, культура.
Агенты социализации.
Агенты социализации – это институты, социальные факты, отдельные люди и группы людей, которые способствуют социализации.
В целом агентов социализации мы можем разделить на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.
Агенты первичной социализации – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, все остальные родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры и т.д. – все те люди, кто связан с индивидом тесными личными отношениями. Вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному, окружению и состоит из воздействий учреждений и институтов; её осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями. Поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т.д.
Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на поздних. Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с нами тесными личными отношениями, а вторичную – те, кто связан формально-деловыми отношениями. Тот же учитель, если между ним и учеником нет доверительно-личных отношений, оказывается среди агентов не первичной, а вторичной социализации. Милиционер всегда выступает в роли вторичного социализатора.
Агенты вторичной социализации влияют в узком направлении, они выполняют одну-две функции. Школа дает знания, предприятие – средства существования, церковь – духовное общение и т.п. Напротив, агенты первичной социализации универсальны, они выполняют множество разных функций: отец исполняет роль добытчика средств существования, опекуна, воспитателя, учителя, друга. Сверстники выступают в роли партнеров по играм и квазиродителей: старшие дети опекают и заботятся о младших.
Агенты социализации различны в зависимости от жизненного цикла человека:
Младенческие годы – агент социализации семья, родители.
Детство и юность (школьные годы) – агенты: учителя, сверстники, тренеры в спортивных командах, телевидение, кино, музыка.
Для студентов агент социализации – институт.
Для работающих – работа.
Вступление в брак, рождение детей – эти события также выступают агентами социализации. В среднем возрасте возникает ситуация, при которой человек начинает терять свои индивидуальные отличия и приобретает черты группы, к которой он принадлежит.