Эмпирическая социология. Исследования Ч. Бута
Основная функция эмпирической социологии – изучение общественного мнения и разных социальных процессов. Наиболее эффективно эта функция используется в процессе социологического исследования. Социальное исследование – это система теоретических и эмпирических процедур, которые способствуют получению новых знаний про исследуемый объект с целью решения конкретных теоретических и социальных проблем. Выделяется четыре основных метода эмпирического социологического исследования: анализ документов, наблюдения, опрос и социальный эксперимент, разделяющиеся в зависимости от состояния фактов сознания, а также способа их фиксации.
Развитие исследовательских методов в Англии связано в идеями социального реформирования.
Ч. Бут книгу «Жизнь и труд жителей Лондона» посвятил изучению бедности. Бут исходил из идеи, что основным критерием социальной структуры общества и городской агломерации является величина дохода. Бут установил концентрическую структуру города, предвосхитив тем самым знаменитую зональную гипотезу Э. Берджесса, и ввел в методологию социальных обследований технику картографирования - он раскрашивал лондонские кварталы в различные цвета в зависимости от дохода их жителей. Социальное исследование есть результат личного наблюдения, использования интервью, использования документов и библиотечных источников, сбора статистических материалов. Общими требованиями являются – терпеливость, настойчивость, точность в использовании фактов и цифр, быстрота в сборе новых фактов, Удовлетворенность от того, что продолжаешь двигаться избранным путем.
Понимающая социология Макса Вебера.
Главная идея – обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющееся во всех сферах человеческих взаимоотношений. Вебер отрицал идеи, что общество первично, и исходил из действий отдельных людей – методологический индивидуализм Вебера. Один из методологических принципов – ориентация на другого. Социология по Веберу является «понимающей», поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. Действия обретают характер соц. действия, если в них присутствуют 2 момента: субъективная мотивация индивида и ориентация на другого(других). Выделяет 4 вида соц. действия: ценностно-рациональное, целерациональное, аффективное, традиционное.
Развитие социологии в России в конце 19 – начало 20 веков.
На рубеже XIX и XX вв. наблюдается резкое оживление в сфере социологической мысли и одновременно усиление ее дифференциации: марксизм, классический позитивизм, «критический позитивизм» легальных марксистов; антипозитивизм, опирающийся преимущественно на неокантианство; неопозитивизм — все эти направления интенсивно развиваются, ведя непрекращающуюся теоретическую полемику друг с другом. Для многих видных социологов той эпохи характерна неустойчивость их методологических позиций и смена теоретической ориентации.
На рубеже веков возобновляются острые дискуссии по вопросу о природе и сущности социального познания и его методе, о соотношении идеала и действительности. Интенсивно обсуждается и вопрос обоснованных закономерностях и механизмах функционирования и развития общества, о движущих силах этого развития, социальной структуре российского общества и ее динамике, о причинах экономической отсталости России и путях социального прогресса страны, о социальных
целях и исторических возможностях основных классов, о государстве и личности, хозяйстве и праве, роли экономических и нравственных факторов и т.д.
Социология П. Сорокина
Он считал, что «социология должна строится по типу естественных наук», но в смысле объективности методов, а не тождества предметов исследования. Ни о каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть и речи. П. Сорокин призывает описывать внешние факты, но не всю социальную жизнь. При этом выделяет три основные формы актов поведения людей: дозволенные, должные и рекомендуемые. Центральной в его творчестве является тема социокультурной динамики, в разработке которой основное понятие – «ценность». Он пишет, что «именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры». Основными культурными качествами в его социокультурной системе или суперсистеме являются такие понятия, как значение, норма, ценность.
П. Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитикаизучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предметсоциальной механики (или социальной физиологии) – процесс взаимодействия людей, иными словами, - поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, её отдельных сторон и институтов.
Практическая социология характеризуется П. Сорокиным как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями.
Теория социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории всё общество делится на различные слои – страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. Меняя профессию или вид деятельности, своё экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название Социальной мобильности. П. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную (переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации) и вертикальную (переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке).