Петр Лаврович Лавров(1823-1900)
Российский протосоциолог рассматривал историю как процесс происходящий на основе реализации человеческих потребностей. Мыслитель утверждал, что исторический процесс имеет направление(не хаос) и измеряется степенью развития социальной солидарности(это их взаимодействие в процессе трудовой деят-ти, когда в общ-ве много профессий).
Сущность исторического процесса по Лаврову составляет борьба просвещенного и мыслящего меньшинства за социальный прогресс.
Он считал:
• Ведущая сила общественного процесса- личность
- Историч. жизнь человечества начинается с появлением критически мыслящих личчностей
• Движущая сила социального развития- интеллегенция
Выделяется спектр для исследований социологии:
• Сообщества(иерархия, что доминирует в данном общ-ве)
• Формы общежития( супружество, семья, взаимоотношение людей в фундаментальном смысле жизни)
• Идеалы( мнимые идеалы, какие разрывы внутри личности,формирование среды и личности)
• Практические задачи из устремленной личности
Лавров выдвинул Схему социального и политического процесса.
Появление критически мыслящей личности->единичные, групповые выступления->образование партий( инициатор 1 человек- единомышленники- обсуждение распределения обязанностей – образование партий)
Подготовка информационных носителей к обработке.
Главное требование состоит в том, чтобы представить всю полевую информацию в
количественной, цифровой форме, поскольку компьютерная программа SPSS (аббревиатура англ.«Statistical Package for the Social Sciences», «статистический пакет для социальных наук» - программа для статистической обработки данных, один из лидеров рынка в области коммерческих статистических продуктов, предназначенных для проведения прикладных исследований в социальных науках) предполагает обработку только цифровой информации.
Следующее требование заключается в редактировании формулировок полевого
документа таким образом, чтобы преобразовать текст, адресованный участникам полевого
этапа, в формулировки, предназначенные для внешних потребителей информации -
заказчиков, научной общественности и т.д. Задача состоит в том, чтобы освободить
текст отдельных вопросов и полевого документа в целом от служебных инструкций,
вспомогательных слов и предложений, раскрыть рабочие сокращения и т.д.
Пример редактирования вопроса из исследования на тему «Мотивация участия в
антифашистском движении пользователей информационно-аналитического
портала antifa.ru» (автор – А. Чекалина).
Вопрос до редактирования: «Укажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы
готовы сделать для антифашистской организации, участником которой
являетесь?» (Можно выбрать несколько ответов.)
1. решительно все, что может потребоваться
2. я готов участвовать в массовых мероприятиях
3. я готов поддерживать организацию материально
4. я готов участвовать в создании пропагандистских материалов
5. я смог бы распространять агитационные материалы
6. что-либо еще (напишите, что именно)_______________________________
7. ничего
8. затрудняюсь ответить
Вопрос после редактирования: «Что из перечисленного Вы готовы сделать для
антифашистской организации, участником которой являетесь?»
1. решительно все, что может потребоваться
2. готовы участвовать в массовых мероприятиях
3. готовы поддерживать организацию материально
4. готовы участвовать в создании пропагандистских материалов
5. смогли бы распространять агитационные материалы
6. что-либо еще
7. ничего
8. затрудняются ответить
44. Теоретические и эмпирические уровни социологического знания. (Фролов, Тощенко)
Как и многие другие науки, социология развивалась в двух основных направлениях: теоретическая и эмпирическая социология. Данное деление является наиболее распространенным и признанным, ему посвящено немало работ в отечественной социологии. В их основе лежит разделение социологического знания на теоретическое и эмпирическое.
В рамках теоретического знания разрабатываются социологические теории, осуществляются типологизация и классификация имеющейся (накопленной) социологической информации. Оно включает в себя и гипотетическое знание, которое в дальнейшем должно быть подтверждено или опровергнуто. К компетенции теоретического знания относится выявление закономерностей (законов), тенденций и перспектив развития как изучаемых процессов и явлений, так и самой социологической науки. Большое место в социологической теории отводится понятийному аппарату, уточнению его интерпретации как в свете накопленных данных, так и новой информации. На этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания.
Вместе с тем очевидно, что социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Эти данные собираются исследователями с помощью набора методов эмпирических исследований (опросов, наблюдений, изучения документов, экспериментов). Что касается эмпирического уровня, то в социологии это сбор многочисленных фактов, сведений, мнений членов социальных групп, личностных данных, их последующая обработка, а также обобщение и формулирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Сюда относятся теоретические обобщения, полученные методом индукции (умозаключения от частных, единичных случаев к общим выводам).
Общесоциологические теории и эмпирические исследования должны быть неразрывно связаны между собой, так как теоретизирование, не подкрепленное знанием конкретных фактов социальной действительности, становится бессодержательным, нежизненным. В то же время эмпирические исследования, не связанные общетеоретическими выводами, не могут объяснить природу большинства социальных явлений.