Сущность социологического исследования.
Эмпирическое социологическое исследование является важнейшим и основным средством изучения социальных процессов и отношений, получения полной, надёжной и репрезентативной информации об их функционировании и развитии. Структура социологии такова, что кроме теоретического уровня специальных социологических теорий, она включает и эмпирические социологические исследования, которые, кроме прочего, выступают важнейшим средством сбора эмпирической информации и для других социальных наук. Результаты эмпирических социологических исследований необходимы для более эффективного управления предприятием (организация управления трудовым коллективом, маркетинга и т.д.), отраслью, страной.
Эмпирическое социологическое исследование – это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего знания, т.е. установление и обобщение социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации событий, характерных для исследуемых социальных явлений, объектов, отношений.
Эмпирическое исследование отличается от теоретического (в рамках которого исследователь оперирует научными понятиями, категориями, отражающими наиболее существенные свойства социальных объектов и процессов) тем, что здесь предметом анализа становятся:
- поведение индивидов, социальных групп;
- продукты человеческой деятельности;
- вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.
Проведение эмпирических социологических исследований необходимо для получения:
- полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса;
- надёжной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества её искажений;
- репрезентативной информации.
Специфика эмпирического исследования состоит в том, что это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные социологические методы сбора информации, а также применяются специальные социологические технологии, в том числе организация выборки.
41.Развитие социологической мысли в России(Лавров,Данилевский)
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885)
Придерживался т.з., что историю творят люди, но считал, что роль людей и образующихся из них групп разные.
Группы образуются по разным признакам(статус, возрастной, социальный).
Данилевский указывал:
• На позитивный тип исторически действующих лиц(агенты), т.е. те исторические общности и личности, которые создали великие цивилизации.(отдельные историко-культурные)
• Негативный тип действующих лиц, т.е. те люди и группы , кто играл деструктивную роль и способствовал окончательному развитию разлагавшихся при каких-либо факторах цивилизаций.(Гунны, монголы, тюрки)
Данилевский считал ошибкой представления о едином линейном – историческом процессе.
Данилевский утверждал, что есть не только люди, но и целые народы, о которых отсутствует творческое начало.
Эти народы подавляются другими народами и вливаются в них. О них представляют лишь этнографический материал, используемого творческими обществами.
Иногда после распада цивилизации их племена возвращаются на уровень этнографического материала, пассивной распределительной популяции.
Данилевский автор своей типологии цивилизаций. Они делятся по историко-культурным типам. Исследователь утверждал, что цивилизация проявляет свою творческую сущность лишь в избранных областях.
У каждого из них имеется своя характерная только для этой цивилизации сфере и теме:
• Для греческой цивилизации(красота..культурные ценности, то, что осталось)
• Для еврейской цивилизации(религия)
• Для римской цивилизации(законы администрации- первый Синатр, фундамент презумпции невиновности..префектуры )
• Для китайской цивилизации(практике и польза; великие открытия – компас, бумага, порох)
• Для индийской цивилизации(воображение , фантазия, мистицизм(способ мышления)
• Для германо-романской(наука и технологии)
- Для русской – сила духа.
В судьбе каждой великой цивилизации наблюдается ее собственные исторические уникальные цели развития.
Выделяются 3 периода становления цивилизации:
• Период возникновения и кристаллизации
• Фаза расцвета
• Постепенный распад цивилизации
Признаками вырождения(деградации) цивилизаций исследователь считал наличие таких симптомов:
• Растущий ценизм
• Секуляризация(ослабление церковного влияния)
• Ослабление инновационного потенциала
• Ненасытная жажда власти
• Доминирование над всем миром
Данилевский считал, что народы в своем развитии как и цивилизации переживает циклические стадии
• Рождение
• Молодость
• Дряхлость
• Смерть
Каждый народ согласно т.з. Данилевского проходит путь от племенного к гражданскому состоянию и переживает различные формы зависимости, рабство, даничество, феодализм.( не все народы смогли перейти феодализм – монголы, тюрки)