Тема 14. Актуальные проблемы российской социологии
Задание 1. Найдите в учебной литературе определения следующих понятий приведенных в глоссарии, выпишите и запомните их
Функционализм, феноменологическая социология, нуклеарная семья, расширенная семья, эгалитарная семья, демократия, кризис.
Задание 2. Вопросы для контроля
1.К какому типу общества вы отнесли бы современную Россию?
2.Как вы полагаете, можно ли говорить о экономической и политической стабильности в России?
3.Применимы ли западные модели для объяснения своеобразной ситуации современного Российского общества?
4.Возможна ли по вашему мнению конструктивная модернизация современного российского общества? Если да, то в какой из сфер общественной жизни (политика, экономика и т.д.) на ваш взгляд эти изменения наиболее насущны и необходимы?
5.Можем ли мы в настоящее время говорить о системном кризисе современного российского общества?
6.Как вы считаете можно ли говорить о кризисе семьи в современных условиях?
7. К какому типу общества вы отнесли бы современную Россию? Пользуйтесь простыми и очевидными признаками, тем, что вы можете наблюдать из своего окна или видеть по телевизору: гигантские заводы и гидроэлектростанции, огромные посевные площади, космические спутники, атомные электростанции, кабельное телевидение, неразвитые сфера обслуживания и информатика, заброшенные деревни... Дальше вы продолжите сами и определите тип нашего общества.
8. Охарактеризуйте один-два социальных института в современной России скажем образование, власть или семью, положение которых кажется вам особенно нестабильным и тревожным.
9. Как вы полагаете, можно ли говорить о экономической и политической стабильности в России?
Список рекомендуемой литературы
3.1 Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ
3.2 Дополнительная литературы:
1.Bolt J. Причины и следствия неудач модернизации в России / J Bolt // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 20-31.
2.Бызов Л.Г. Бюрократия при В.Путине – субъект развития или его тормоз? / Л. Бызов // Социологические исследования. 2006. № 3. С. 21-28.
3.Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В.В. Выборнова // Социологические исследования. 2006. № 4. С. 99-105.
4.Горшков М.К. Российская повседневность в условиях кризиса: социологическое измерение / М.К.Горшков // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 36-47.
5.Горшков М.К. Российское общество в социологическом измерении / М.К. Горшков // Социс 2009. № 3 с. 15-27.
6.Девятко И.Ф. Состояние и перспективы социологической теории в мире и в России/ И.Девятко // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 35-37.
7.Зиятдинова Р.Т. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта/Р.Т. Зиятдинова // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 51-58.
8.Лапченко Н.Н Проблемы информационной безопасности в молодежной среде/ Н.Н. Лапченко // Социс 2009, № 8, с. 139-142
9. Левашов В.К. Гражданское общество и демократическое государство в России/ В.К, Левашов // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 6-20.
10.Мустаева Ф.А. Социальные проблемы современной семьи/ Ф. Мустаева // Социс. 2009. № 7. С. 109-113.
11.Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе / В.В. Орлова // Социс 2009. № 6. С. 95-99.
12.Осадчая Г.И. Заметки о социологическом образовании в России: рефлексия новых требований общества/ Г.И. Осадчая // Социологические исследования. 2009. № 2. С. 102-107.
13.Осипов Г.В. Возрождение социологии в России. Как это было на самом деле/ Г.В. Осипов // Социологические исследования. 2008. № 6. С. 5-22.
14.Осипов Г.В. Отечественная социология: история и современность / Г.В. Осипов // Социс 2009. № 3. С. 8-15.
15.Романовский Н.В. Современная теоретическая социология в России: состояние и перспективы/ Н.В. Романовский // Социологические исследования. 2008. № 2. С. 147-149.
15 Задания для самостоятельной работы студентов 15.1 Итоговый тест по дисциплине 1. Когда произошло зарождение социологии как науки? а) в 18 столетии; б) в эпоху Просвещения; в) в период античности; г) в 30-х гг. 19 века. 2. С именем какого ученого связано зарождение социологии? а) П. Сорокин; б) К. Маркс; в) О. Конт; г) И. Кант. 3. Что является предметом социологии? а) общество в целом; б) поведение людей; в) общество как система и процессы, происходящие в нем; г) политические институты общества. 4. Какими проблемами занимается социология среднего уровня? а) изучением конфликтов в малых группах; б) изучением поведения; в) исследованием закономерностей взаимодействия отдельных со-циальных структур; г) социологическим исследованием общих закономерностей об-щества в целом. 5. Что такое социальная структура общества? а) совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальныхобщностей и отношений между ними; б) альтернативные социальные движения; в) система политических партий; г) взаимодействие индивидуумов в обществе. 6. Социализация – это: а) процесс реструктуризации общества; б) процесс познания человеком окружающего мира; в) процесс интеграции индивида в общество; г) процесс взаимодействия различных индивидов внутри общества. 7. Когда действия людей принимают социальный характер: а) в любом случае действия людей носят социальный характер; б) когда они носят индивидуальный характер; в) когда их действия оказывают большое влияние на развитие общества; г) когда оно носит осознанный характер и воздействует на другихлюдей. 8. Социальные нормы основаны: а) только на обычаях и традициях общества; б) только на нравственных нормах; в) на юридических и нравственных нормах, а также на обычаях итрадициях общества; г) исключительно на юридических нормах. 9. Что такое социальный статус? а) определенное положение личности в обществе, выраженное в тер-минах прав и обязанностей; б) высокое положение в обществе; в) законодательное регламентирование функций членов общества; г) обладание социальными привилегиями. 10. Какой из перечисленных статусов можно назвать предписанным? а) архиепископ; б) студент; в) врач; г) русский. 11. Примером достигнутого статуса является: а) семейное происхождение; б) этническое происхождение; в) место рождения; г) студент. 12. Что такое социальный контроль? а) всесторонняя зависимость людей от средств массовой информации; б) надзор, осуществляемый над обществом со стороны государства; в) механизм саморегуляции в социальных системах; г) подавление инакомыслия в обществе. 13. В чем сущность девиантного поведения в теории Р. Мертона? а) ролевой конфликт; б) неврозы; в) разрыв между культурными целями общества и социально одоб-ряемыми средствами их достижениями; г) алкоголизм. 14. Какое поведение не относится к девиантному? а) убийство; б) воровство; в) конформизм; г) лауреат Нобелевской премии. 15. Референтная группа: а) религиозная организация; б) социальная группа, ценности, нормы которой значимы для индивида; в) толпа. 16. Что такое квазигруппа? а) некий слой населения без каких-либо характеристик; б) объединение людей с неустойчивым и кратковременным характером; в) пара влюбленных; г) объединение людей для достижения цели. 17. Что такое социальная мобильность? а) государственное регулирование социальных отношений; б) изменения в поведении человека; в) энтропия; г) изменение человеком или группой людей места, занимаемого всоциальной структуре. 18. Как вы понимаете термин “вертикальная мобильность”? а) это способ миграции; б) это изменение социального положения индивида, которое сопро-вождается повышением или понижением его статуса; в) это переход в подростковый возраст; г) это зависимость людей друг от друга. 19. Что такое социальные страты? а) социальные нормы; б) это большие группы людей, различающиеся по их месту в истори-чески определенной системе общественного производства; в) социальные противоречия; г) неустойчивое, стихийное объединение людей. 20. Что такое маргинальные слои общества? а) мелкая буржуазия; б) промежуточные, пограничные слои общества; в) социальная страта; г) неквалифицированные рабочие 21. Конформизм–это: а) отклонение от нормы; б) психическое расстройство личности; в) изменение поведения, убеждения под давлением группы; г) героический поступок.22. Социальные институты НЕ характеризуются наличием:
а) социальных ролей
б) норм и правил
в) доходов и расходов
г) символов и санкций
23. Какого подхода к понятию «социальный институт» в социологии НЕ существует?
а) нормативного
б) деятельностного
в) дисфункционального
г) организационного
24. Функции социальных институтов направлены:
а) на удовлетворение потребностей общества и личности
б) на насыщение рынка качественными товарами
в) на обеспечение сел и деревень квалифицированными специалистами
г) на повышение уровня жизни горожан
25. Становление социального института, включающее формирование устойчивых традиций, социальных норм и обычаев, - называется процессом:
а) институционализации
б) реформирования
в) социализации
г) трансформации
26. По количеству детей самая распространенная семья в России:
а) трехдетная
б) двухдетная
в) однодетная
г) бездетная
27. Совокупность индивидуальных взглядов, отношений, мнений относительно какого-либо конкретного вопроса, выражаемых значительной частью общества, - это:
а) общественное сознание
б) общественное мнение
в) общественный интерес
г) общественная инициатива
28.Макросоциологический подход предполагает анализ семьи
а) как первичной социальной группы
б) как социальной общности
в)) как социального института
г) как социальной организации
29. К основным методам формирования общественного мнения НЕ относится:
а) внушение
б) убеждение
в) подражание
г) насилие
30. Что из перечисленного нельзя назвать социальной организацией?
а) банк
б) роддом
в) студенческую группу
г) вуз
31. Что из перечисленного не является социальным институтом?
а) брак
б) армия
в) молодежь
г) религия
32.Какого типа общества не существует?
а) индустриального
б) супериндустриального
в) доиндустриального
г) постиндустриального
33.Что является объектом изучения социологии?
а) общество
б) государство
в) страна
г) планета
34. Понятие личность теряет смысл:
а) вне семьи
б) вне государства
в) вне общества
г) вне города
35. Социальная организация данной страны, основанная на социальной структуре, - это:
а) общество
б) государство
в) республика
г) регион
36. Принято условное разделение общества на сферы:
а) экономическую, политическую, социальную и духовную
б) экономическую, политическую, физическую и духовную
в) экономическую, политическую, физическую и химическую
г) экономическую, политическую, социальную и биологическую
37. Какого типа общества нет в типологии К.Маркса:
а) первобытнообщинного
б) рабовладельческого
в) капиталистического
г) информационного
38. Какие критерии служат основанием для типологии обществ К.Маркса?
а) способ производства и форма собственности
б) способ производства и форма государственной власти
в) способ производства и уровень развития культуры
г) способ производства и уровень доходов
39. При переходе от индустриального общества к постиндустриальному:
а) падает уровень жизни
б) собственность как критерий социального неравенства теряет свою значимость
в) увеличивается число детей в семье
г) экологические проблемы теряют свою значимость
40. Стратификация, т. е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, появилась:
а) при рабовладении
б) при феодализме
в) при капитализме
г) при социализме
41. Социальный контроль представляет собой механизм поддержания общественного порядка и включает два главных элемента:
а) статусы и роли
б) символы и атрибуты
в) нормы и санкции
г) обряды и традиции
42. Одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении, является:
а) религия
б) образование
в) государство
г) семья
43. Теория социальной мобильности была разработана:
а) П. Сорокиным
б) О. Контом
в) К. Марксом
г) Т. Парсонсом
44. Самое яркое проявление социального статуса, определяющее положение личности в обществе:
а) доходы
б) принадлежность к определенному классу
в) уровень образования
г) стиль поведения
45. Совокупность социальных перемещений людей в обществе — это:
а) социальная динамика
б) социальная эволюция
в) социальная мобильность
г) социальная деятельность
46. Культура, которая включает мифы, легенды, сказания, эпосы, сказки:
а) массовая
б) элитарная
в) народная
г) материальная
47. Массовая культура появилась:
а) в начале двадцатого века
б) в середине двадцатого века
в) в конце девятнадцатого века
г) в середине девятнадцатого века
48. Найдите обобщающее понятие для следующих слов: локо-мотив, библия, церковь, лопата, блузка, обручальное кольцо:
а) материальная культура
б) культурное наследие
в) народная культура
г) культурный комплекс
49. Какого научного подхода при исследовании социальной реальности не существует?
а) структурного
б) системного
в) ситуационного
г) временного
50. Какой способ социального изменения К. Маркс считал исторически неизбежным и желательным, позволяющим существенно ускорить общественный прогресс?
а) социальные инновации
б) политические реформы
в) социальный конфликт
г) культурная динамика
51. В процессе социализации индивид __________роли:
а) заучивает
б) осваивает
в) тренирует
г) выполняет
52. Каких конфликтов НЕ бывает:
а) внутриличностных
б) межличностных
в) социальных
г) внутричеловеческих
53. Участники конфликта называются:
а) субъектами конфликта
б) объектами конфликта
в) предметами конфликта
г) лидерами конфликта
54. Состояние общественного сознания, характеризующееся разложением системы ценностей и обусловленное кризисом общества, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализовать, называется:
а) анимизмом
б) аномией
в) атеизмом
г) аскетизмом
55. Отклонение в поведении человека от общепринятых норм — это:
а) девиация
б) депривация
в) деликвентность
г) депрофессионализация
56 Любая совокупность людей, выделенная по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства доход, власть, образование и др.), — это:
а) социальная организация
б) социальная группа
в) социальный институт
г) социальная структура
РЕКОМЕНДАЦИ К ОФОРМЛЕНИЮ И НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА
Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).
Структура реферата:
Титульный лист (с указанием учебного заведения, названия дисциплины и темы реферата, ФИО студента, курс, специальность, ФИО преподавателя, год написания)
После титульного листа на отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
После оглавления следует введение. Объем введения составляет 1,5-2 страницы.
Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу - обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.
Заключение содержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания
Требования, предъявляемые к оформлению реферата.
Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал - 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.
15.3 ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
1. Современное состояние социологии и перспективы ее развития. 2. Объект и предмет социологии. 3. Структура и функции социологии. 4. О. Конт как родоначальник социологии. 5. Органицизм и эволюционизм Г. Спенсера: современное значение. 6. Вклад К. Маркса в социологию. 7. Сущность формационного подхода К. Маркса к анализу общественного прогресса. 8. Классовая социальная структура и революционаризм как сущностные черты марксистского и неомарксистского анализа общества. 9. Значение книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» для современной социологии.10. Роль разделения труда и религии в концепции социальной солидарности Э. Дюркгейма.11. Учение Э. Дюркгейма о «социальных фактах».12. Социальная психология в трудах Г. Лебона и Г. Тарда.13. Концепция социального порядка в «чистой социологии» Ф. Тенниса.14. Взгляд М. Вебера на роль религии в социальном развитии.15. «Идеальные типы» в социологии М. Вебера.16. Политическая социология М. Вебера.17. Основные направления социологии в дореволюционной России.18. Проблема социального прогресса в творчестве П. Лаврова и Н. Михайловского.19. Культурно-историческая концепция Н. Данилевского как этап в формировании цивилизационного подхода к социальному развитию.20. Роль демографического фактора и солидарности в социологических взглядах М. Ковалевского.21. Сущность монистического взгляда на историю Г. Плеханова.22. Теории социальной стратификации и мобильности П. Сорокина.23. Концепция культурной социодинамики П. Сорокина.24. Теория структурного функционализма Т. Парсонса и Р. Мертона.25. Теория конфликта в трудах К. Маркса, Г. Зиммеля, Р. Дарендорфа, Л. Коузера.26. Взгляд на общественно-историческое развитие современной России через призму теорий эволюции, революции и реформ.27. Россия между «глобализацией» и «русской идеей».28. Гражданское общество в России: реальность и перспективы.29. Теории социального взаимодействия.30. Социальный конфликт: сущность, этапы развития, возможности разрешения.31. Типы социальных конфликтов.32. Культура: функции и значение в обществе.33. Культурный этноцентризм как предпосылка национализма и межэтнических столкновений.34. Потребности, интересы, ценности в мотивации поведения.35. Потребности, интересы, ценности как источники конфликтов.36. Концепции личности в современной социологии.37. Социализация: сущность и особенности в жизненных циклах.38. Особенности социализации молодежи в современной России.39. Молодежь как особая социальная группа.40. Конфликт поколений: реальность и мифы.41. Воспитание и образование как факторы социализации.42. Правовая культура как фактор социализации.43. Девиантное (отклоняющееся) поведение.44. Социальные регуляторы поведения: нормы и санкции.45. Концепция аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон) и современное российское общество.46. Общество как система.47. Социальная структура современного российского общества.48. Социальное неравенство, его влияние на социальную структуру общества.49. Бедность как социальная проблема.50. Марксистская концепция социальной структуры общества: ее достоинства и недостатки.51. Социальные группы – важнейший элемент социальной структуры общества.52. Интеллигенция в социальной структуре общества.53. Социальная стратификация и социальная мобильность в современной России.54. Место и роль социальных институтов и организаций в жизни общества.55. Семья как социальный институт и социальная группа.56. Труд как социальный институт: функции и значение. 57. Социология промышленного труда.58. Безработица как проблема индустриального общества.59. Социальная политика государства.60. Социальная динамика общества.61. Демографические факторы социальной динамики.62. Миграция как проблема современного общества.63. Урбанизация как социальная проблема.64. Концепции социального прогресса.65. Эволюционный и революционный пути развития общества.66. Аграрное общество: характерные черты, современное состояние.67. Индустриальное общество: общие черты и национальные особенности.68. Модернизация: сущность, типы.69. Постиндустриальное (информационное) общество: настоящее и будущее.70. Глобализация: плюсы и минусы.71. Глобальные проблемы современности и способы их разрешения.72. Политическая социология.73. Этносоциология о причинах межэтнических конфликтов.74. Национализм и сепаратизм: сущность, происхождение, проявления в современной России.75. Социальные движения.76. Общественное мнение и способы его изучения.77. Цели, этапы проведения и формы социологических исследований. РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ 1. Американская социологическая мысль: Тексты:[Перевод] / Сост. Е. И. Кравченко; Под ред. В. И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 495 с. 2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: Размышления об истоках и распространении национализма / Бенедикт Андерсон; Пер. с англ. В.Г. Николаева. - М. : Канон-Пресс-Ц : Кучково поле, 2001. - 286 с.3. Ансар П. Современная социология (главы из книги) /П. Ансар // Социологические исследования. 1996. - №1-2; 7-12; 1997. - № 7.4. Арон Р. Этапы развития социологической мысли : Пер. с фр. / Раймон Арон; Общ. ред. П. С. Гуревича. - М. : Прогресс : Универс, 1993. - 606 с.5. Будон Р. Место беспорядка: Критика теорий социал. изменения / Р. Будон; Пер. с фр. М. М. Кириченко; Науч. ред. пер. канд. филос. наук М. Ф. Черныш; Ин-т Открытое о-во. - М.: Аспект пресс, 1998. - 283 с.6. Булгаков С.Н. Христианский социализм: [Сборник] / С. Н. Булгаков; [Вступ. ст., с. 5-24, сост., подгот. текста, примеч. В. Н. Акулинина]. - Новосибирск: Наука: Сиб. отд-ние, 1991. - 347,[2] с.7. Бурдье П. Начала: [Сборник: Пер. с фр.] / Пьер Бурдье. - М.: Socio-Logos: Фирма "Адапт", 1994. - 287 с.8. Бурдье П. Социология политики: [Пер. с фр.] / Пьер Бурдье; [Сост., общ. ред. и предисл., с. 7-26, Н. А. Шматко]. - М.: Socio-Logos, 1993. - 333 с.9. Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / М. Вебер; Сост., общ. ред. и послесл. [с. 736-769] Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко [с. 5-41; Коммент. А. Ф. Филиппова]. - М.: Прогресс, 1990. – 804 с.10. Вебер М. Избранное. Образ обществ / М. Вебер. - М., 1994. 321 с.11. Вебер М. Аграрная история Древнего мира / Макс Вебер. - М. : Канон-пресс-Ц : Кучково поле, 2001. - 558, [1] с.12. Вебер М. История хозяйства : Город / Макс Вебер. - М.: Канон-пресс-Ц : Кучково поле, 2001. - 574, [1] с 13. Восленский М.С. Номенклатура = Nomenklatura : Господствующий кл. Совет. Союза / Михаил Восленский; Предисл. Милована Джиласа. - 2. изд., испр. и доп. - London : Overseas publ. interchange, 1990. - 670, [1] с.14. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Ирвинг Гофман; Пер. с англ. А. Д. Ковалева; Ин-т социологии РАН [и др.]. - М.: Канон-пресс-Ц: Кучково поле, 2000. - 302, [1] с15. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культур. и полит. отношения славян. мира к германо-романскому / Н. Я. Данилевский; [Вступ. статьи А. А. Галактионова, Н. Н. Страхова]. - 6-е изд. - СПб.: Глаголъ: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. - XXXIV,513 с. 16. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Ральф Дарендорф ; Пер. с нем. Л.Ю. Пантиной. - М.: РОССПЭН, 2002 - 284, [2] с.17. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда; Метод социологии : [Пер. с фр.] / Эмиль Дюркгейм; Изд. подгот. А. Б. Гофман; [Примеч. В. В. Сапова]. - М.: Наука, 1991. - 572,[2] с.18. Дюркгейм Э. Самоубийство. Самоубийство : Социол. этюд : [Пер. с фр.] / Э. Дюркгейм. - М. : Мысль, 1994. - 399,[1] с 19. Дюркгейм Э. Социология. Социология: ее предмет, метод, предназначение / Эмиль Дюркгейм ; [пер. с фр., состав., вступ. ст. и примеч. А. Гофмана]; Гос. ун-т-Высш. шк. экономики, Центр фундаментальной социологии. - Москва: Терра-Книжный клуб, 2008. - 399, [1] с.20. Ковалевский М.М. Сочинения /М.М. Ковалевский. В 2 т. – М., 1997.21. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII- начало XX в.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 т. - 2-е изд. – СПб., 2000. - 411 с.22. Образ будущего в русской социально-экономической мысли конца XIX – начала XX в.: Избранные произведения / Сост. Я.И. Кузьминов. – М., 1994. (народники: М. Гоц, В. Чернов, А. Пешехонов; П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский; С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев; анархисты: П. Кропоткин и др.).23. Парсонс Т. О. О структуре социального действия / Толкотт Парсонс; Под общ. ред. В.Ф. Чесноковой и С.А. Белановского. - М. : Акад. Проект, 2000. - 879 с.24. Парсонс Т. Система современных обществ / Т. Парсонс; Пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева; Науч. ред. пер. М. С. Ковалева. - М. : Аспект Пресс, 1998. - 269,[1] с. 25. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Питирим Сорокин; [Общ. ред., сост. и предисл., Согомонова]. - М.: Политиздат, 1992. - 542,[1] с26. Сорокин П.А. Преступление и кара, подвиг и награда: Социол. этюд об основных формах обществ. поведения и морали: / Питирим Сорокин; Подгот. В.В. Сапов. - Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. ин-та, 1999. - 446, [1] с27. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика: Исслед. изм. в больших системах искусства, истины, этики, права и обществ. отношений / Питирим Сорокин; Пер. с англ. В.В. Сапова. - Санкт-Петербург: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. Ин-та, 2000. - 1054 с.,28. Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии / Фердинанд Теннис; Пер. с нем. Д. В. Скляднева. - М.: Фонд Университет: СПб. : Владимир Даль, 2002 (Акад. тип. Наука РАН). - 450, [1] с.29. Тоффлер А. Футурошок / Алвин Тоффлер. - СПб.: Лань, 1997. - 461 с.30. Турен А. Возвращение человека действующего. Очерк социологии / Ален Турен; [Пер. c фр. Е. А. Самарской]. - М.: Науч. мир, 1998. - 203, [1] с31. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон; [Пер. с англ. Ю. Новикова]. - М. ; СПб.: АСТ, 2003 - 603, [2] с32. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. В связи с исследованиями Льюиса Г. Моргана: [Перевод] / Ф. Энгельс. - М.: Прогресс, Б. г. (1985). - 300, [2] с. При написании рефератов рекомендуется также использовать научныестатьи журналов «Социологические исследования», «Вопросы социологии», «Социологический журнал» и др. 15.4 СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ Абсентеизм – отсутствие на рабочем месте без очевидной уважительной причины; в политике – отказ голосовать на выборах.Абсолютная бедность – уровень бедности, определенный с точки зрения минимальных условий, необходимых для физического выживания.Агенты социализации – группы или организации, в рамках которыхосуществляется процесс социализации.Аграрные общества – общества, в которых основной формой занятости является сельскохозяйственный труд.Агрегат – скопление людей, не представляющее собой структурированную группу.Адаптация – одна из предложенных Т. Парсонсом функциональныхпредпосылок существования общества – способа, которым общество приспосабливается к окружающей среде и видоизменяет ее в соответствии с собственными целями (конкретно - это объекты экономики).Альтруизм – присущая только человеку способность ставить благополучие других выше собственных личных интересов.Аномия – состояние общества, при котором социальные нормы не определяют поведение индивида.Антисексизм – социальная политика, нацеленная на предупреждение формирования образов, языка и практики, способствующих дифференциации людей по половому признаку (например, совместное обучение мальчиков и девочек в школе).Артефакт – продукт культуры, способный сохраняться более длительное время, чем породившая его культура.Аскрипция– обусловленность индивидуального статуса человека социальными характеристиками, присущими ему от рождения (пол, этническая принадлежность, раса, социальное положение родителей).Ассимиляция – процесс, в ходе которого группа меньшинства воспринимает ценности и нормы культуры большинства населения.Аффективное действие – один из типов действия, предложенный М. Вебером и соответствующий эмоциональному поведению индивида, не имеющему рациональной мотивации.Базис – основное понятие формационной теории К. Маркса, выражающее экономическое основание общества, состоящее из способа производства и господствующих форм собственности и распределения в данном обществе.Богатство – полная стоимость собственности, принадлежащей индивиду или обществу.Брак – социально одобряемые сексуальные отношения между двумя индивидами.Бюрократизация – процесс, в ходе которого общество превращается в объект контроля со стороны бюрократических организаций с последовательной утратой свободы и индивидуализма.Бюрократия – тип организации, которой присущи четкая иерархия власти, инструкции, определяющие поведение, штат чиновников, работающих за плату полный рабочий день.Вертикальная мобильность – перемещение вверх и вниз в иерархической системе социальной стратификации.Включенное наблюдение – метод исследования, при котором социолог принимает участие в деятельности групп или сообществ, которые изучает.Власть– способность и возможность для индивидов и групп осуществлять свою волю и реализовывать интересы.Вторичная группа – группа индивидов, не знакомых на личностном уровне друг с другом (обычно формально объединенная).Выборочная совокупность (выборка) – определенная доля индивидов или случаев, взятых из большой генеральной совокупности, которая представляет большую совокупность в целом.Высший класс – принятое в некоторых современных теориях стратификации понятие для описания наиболее богатых членов общества, имеющих наследуемое состояние, собственный бизнес, пакет акций на крупную сумму.Гендер – социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося соответствующим для мужчин и женщин.Гетеросексуальность – сексуальная ориентация поведения и чувств индивида на лица противоположного пола.Глобализация – рост взаимозависимости между различными людьми, регионами и странами в мире.Горизонтальная мобильность – перемещение индивидов из одной статусной группы в другую в рамках той же страты, из одного региона страны в другой, из одной страны в другую.Государственное здравоохранение – услуги здравоохранения, доступные каждому члену общества, как правило, субсидированные государством.Государство – орган управления людьми, проживающими на определенной территории.Государство всеобщего благосостояния – политическая система, обеспечивающая своим гражданам большой набор льгот и пособий.Гражданин – член политического сообщества, имеющий определенные права и обязанности, связанные с гражданством.Группа сверстников – дружеская группа, состоящая из индивидов одного возраста и социального статуса; один из важных агентов социализации.Группы интересов – группы, организованные с целью защиты интересов в политической сфере, часто путем лоббирования депутатов представительного органа власти.Девиация (отклонение) – форма поведения, не подчиняющаяся нормам и ценностям, принятым большинством в группе или обществе.Демография – изучение народонаселения.Демократия – политическая система, дающая гражданам право участвовать в процессе принятия политических решений и выбирать своих представителей в органы управления.Демократический элитизм – теория ограниченной демократии, полагающая, что демократическое участие ограничивается регулярными выборами политических выборов.Диалектическая интерпретация изменений – представление столкновений противоположных интересов или групп (конфликт) двигателем социальных перемен (прогресса).Дискриминация – действия, закрывающие членам определенной группы доступ к ресурсам или источникам дохода, доступным для остальных.Дифференциация– развитие обществ в сторону усложнения.Документальное исследование – социологическое исследование, основанное на изучении документов, например архивных или статистических материалов.Драматургический подход (модель) – изучение социальных взаимодействий с использованием метафор, связанных с театром.Жизненный цикл – совокупность различных стадий в жизни индивида рождение, юность, зрелость и старость.Жизнеописание (биографический метод) – социологическое исследование жизни индивида на основе его собственных записей (мемуаров, писем).Зависимая переменная – в социологическом исследовании переменная, на которую оказывает влияние другой фактор (независимая переменная).Закон (юридический) – правила поведения, устанавливаемые политической властью и поддерживаемые силой государства.Замещение– перенос идей или эмоций с их истинного источника на другой объект.Земледельческие общества – общества, добывающие средства к существованию с помощью сельскохозяйственного производства.Идеальный тип –предложенная М. Вебером концепция, подчеркивающая основные черты рассматриваемого социального объекта, не обязательно присутствующие во всей полноте в реальности.Идеология – общие идеи и верования, служащие для поддержки и оправдания интересов социальных групп.Инцест (кровосмешение) – сексуальные отношения между близкими родственниками, находящиеся под запретом во всех обществах.Исследовательские методы – методы, применяемые для сбора эмпирического научного материала.Исторический материализм (материалистическое понимание истории) – интерпретация социальных изменений в истории, предложенная К. Марксом, в которой главную роль играют экономические факторы.Карцерная организация – место пребывания людей, на длительное время отделенных от внешнего мира: казарма, тюрьма, психиатрическая больница.Каста– одна из исторических форм стратификации, в которой социальная позиция индивида жестко закреплена от рождения и не может меняться на протяжении всей жизни.Клан– родственная группа, выходящая за пределы одной семьи, типичная для доиндустриальных обществ.Классы – группы индивидов, обладающие социально-экономическими различиями, прежде всего в отношении к собственности на средства производства, следствием которых является их неравенство в получении жизненных благ и власти.Коммуникация – передача информации от одного индивида или группы к другим.Консенсус – согласие между членами группы, сообщества или общества относительно основных социальных ценностей.Контркультура– ценности и нормы, противостоящие принятым в обществе и разделяемые отдельными группами.Конурбация – «срастание» больших и малых городов в единую целостную среду - мегалополис.Конфликт – антагонизм между индивидами или группами в обществе.Конформность– поведение, представляющее собой следование нормам, установленным в группе или обществе.Корпоративность – чувство принадлежности к единой группе, члены которой имеют общие взгляды и убеждения, связаны общими интересами и целью.Культура– ценности, нормы и продукты материального производства, характерные для данного общества.Культурное воспроизводство – передача культурных ценностей и норм от поколения к поколению.Культурные универсалии – ценности или способы поведения, характерные для всех человеческих культур.Культурный плюрализм – сосуществование нескольких субкультур в рамках данного общества на равнозначной основе.Культурный релятивизм – восприятие культуры в ее собственном контексте.Латентные функции – скрытые функции, чьи последствия неожиданны и часто нежелательны.Легитимность – убеждение в том, что принятый политический порядок справедлив и законен