Элитарная, народная, массовая фотрмы культуры

В современном обществе под воздействием средств массовой информации возникла еще одна, так называемая массовая культура, которая апеллирует ко всем и рассчитанная на массовое употребление. Она зявилась в середине XX века, когда средства массовой информации стали доступными всем прослойкам населения. Массовая культура вытесняет как элитарную, так и народную, ей присущая поверхностность, стандартизация, унификация. Она имеет меньшую художественную ценность и гораздо меньше обогащает личность духовно, чем элитарная или народная культура. Понятное дело, бывают и исключения.

Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка), средства массовой информации, и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными происшествиями и событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения (т. н. мэйнстрима). Массовая культура рассчитана на потребление большими массами населения, что предполагает стандартизированность формы и содержания, а также на коммерческий успех.

КУЛЬТУРА В ШИРОКОМ И УЗКОМ СМЫСЛЕ

Культура — это способ усвоения реальной действительности на основании оценки и выявления ценностей разных идей, норм, ориентаций, средств, которые воплощены в разных видах действий в разных формах. Она помогает человеку отличить хорошо от плохого, умное от глупого, разрешенное от неразрешенного. прибыльное от убыточного и тому подобное. В поведении людей, в Их деятельности культура воплощается в предметно вещевых и знаково-символических формах. Она способна развиваться. Восприятие культуры происходит в процессе социализации личности, ее воспитания и учебы. С помощью книг, средств массовой информации, общения, наблюдения за поведением других, собственной деятельности человек накапливает собственный опыт, делает своим достижением культуру своей сими, нации, человечество в целом. В этом смысле развитие человечества означает развитие культуры. Однозначное толкование культуры невозможно, потому что она пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, приобретая разные оттенки. Нет другого срока в социологии, который бы так часто употреблялся и был таким многозначительным, как культура. Еще в начале века Е. Тейлор определил культуру (цивилизацию) как комплекс знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком — членом общества. Понятие «культура» и «цивилизация» Е. Тейлор употребляет как синонимы. Однако последние ЗО—40 лет четко обнаружили «язвы» цивилизации— термоядерное оружие, экологические кризисы, Чернобыльская катастрофа, урбанизация с ее крайностями, наркомания и тому подобное. Все, что в цивилизации направлено против человека, ее жизнь, физического и морального здоровя, не может создавать культуру. К ней принадлежит лишь то, которое имеет умные принципы.

ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ

Культура включает в себя три вида элементов:

1. Понятия (концепты). Они содержатся главным образом в языке и помогают людям организовать и упорядочить свой опыт. Мы все воспринимаем мир через формы, цвет и вкус предметов, но разные культуры организуют свой мир по-разному. Изучение слов определенного языка, таким образом, дает человеку средства для ориентировки в окружающем мире путем усвоения, накопления и организации своего" опыта.

2. Отношения. Культура в действительности не только описывает при помощи понятий то, из чего состоит мир, но и содержит определенные представления, как эти составные части связаны друг с другом в пространстве и времени, по значению (черное противоположив белому) и каузально (пожалел ребенка - испортил ребенка). Каждая культура характеризуется своими взглядами на взаимоотношения между понятиями как реального мира, так и мира сверхъестественного. Христианская теология, например, пытается объяснить создание мира божественным началом.

Ценности. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. И хотя разные культуры могут полагать ценностями разные вещи, каждое социальное устройство делает свой выбор - что считать ценностью, а что нет.


Наши рекомендации