Российская социология конца 19 - начала 20 века.
Лавров (револ.народн-во), Михайловский (либ.народ-во)
М.М. Ковалевский(1851-1916) — русский учёный, историк, юрист, социолог эволюционистского направления и общественный деятель - «Происхождение современной демократии», «Очерк происхождения семьи и собственности», «Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства». Первая в России кафедра социологии (1909)
1916 – Русское социологическое общество. Теория социальных факторов. Генетическая социология. Социологическая система – историчность анализа. Идея многофакторности соц.процессов.
Е.В.Де Роберти(1843-1915) — российский социолог, философ и экономист испанского происхождения. - Поведенческий тип личности. Типичные индивидуально-психические особенности. Социально-естественная наука об обществе, позитивист. Криминология, психические качества преступника.
- «Социология. Основная задача её и методологические особенности, место в ряду наук, разделение и связь с биологией и психологией.», «Новая постановка основных вопросов социологии,»
Петражицкий Л.И. (1867-1931) — русский и польский ученый, социолог, правовед, философ - «Очерки философии права», «Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология», «Теория права и государства в связи с теорий нравственности». Входил в партию кадетов.
Психологическая теория государства – результат деления общества на подчиненных и подчиняющих. Эмоции – доминирующий фактор социального поведения.
П.Сорокин (1889-1968) — российско-американский социолог и культуролог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. - «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали», «Социальная и культурная динамика». Главный труд Сорокина в четырех томах в 1937—1941 гг. «Социальная мобильность»
Русский период 1909-1922
Правый эсер, был заключен в Петропавловскую крепость. Был личным секретарем Керенского, по этой причине впоследствии эмигрировал. 3 акта поведения людей:
1) дозволенный
2) должный
3) рекомендуемый (= сверхнормальная роскошь)
Внешние психические причины важнее внутренних.
Американский период с 1923
В 1931 основал социологический факультет в Гарварде. 1)Концепция социальных нарушений (войны – внеш, революции – внутр) «Социальные революции», «Забытый фактор войны». 2)Теория социокультурной динамики, верт/гориз мобильность. 3)Интегрализм – парадигмальная основы мировоззрения / интеграция Запада и Востока (капитализм+социализм)
Основные социологические школы западной Европы и США.
Первые приложения социологии к организации производства в Америке. Особенность американской социологии — ориентация на практическую работу. Две главные характеристики — эмпиризм и прагматизм. Первая кафедра социологии в мире появилась в Чикагском университете.
Чикагская школа
Особенности Чикагской школы социологии: 1) методика- анализ личности 2) государственный заказ 3) конкретика и прагматизм
Уильям Томас(1863—1947) - «Польский крестьянин в Европе и Америке», исследование случая (case-study). Теорема об определении ситуации: "Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям"
Флориан Знанецкий (1882—1958) Считал, что социология — наука о социальной организации, изучающая правила поведения, которые касаются активных взаимоотношений как между отдельными членами группы, так и между каждым её членом и всей группой в целом. Ядром социальной организации выступает социальный институт. Изменение общества трактуется как взаимодействие с окружающей средой. Общество меняется, приспосабливаясь к среде, человек — адаптируясь к обществу. Разработал концепцию социального действия: социальное действие — это поведение, которое стремится воздействовать на других людей. Два основных типа действия — приспособление и оппозиция.
В своих работах Знанецкий развивает концепцию социологии как частной науки о культуре и выделяет четыре основных раздела социологии, которые соответствуют четырём изучаемым наукой аспектам:
· социальные действия
· социальные отношения
· социальные личности (позднее термин заменён на социальная роль)
· социальные группы
«Социальные действия», «Исходные данные социологии», «Метод социологии», «Социальные отношения и социальные роли».
Роберт Парк(1864—1944) - Понимал социологию как науку о коллективном поведении. Общество — это организация социального контроля. Социальный контроль — общество символов, знаков и значений, которое преобразует коллективное поведение во взаимодействие. В работе «Город» рассмотрена проблема социальной экологии: социальная экология позволяет рассматривать город как своеобразную органическую целостность, обладающую структурой, закрепляющую функции за отдельными социальными институтами и группами. Центральная проблема социальной экологии — проблема равновесия и кризисов.
Уильям Огборн(1886—1959) Оказал большое влияние на внедрение психоанализа в американскую социологию. С него началась концепция технологического детерминизма. Доказывал, что урбанизация и индустриализация ведут к сокращению и распаду семьи. В 1930—1940-х активно занимался социологией науки и техники, исследовал последствия научно-технического прогресса для общества. Автор книг: «Социальные изменения» (1922), «Социальные эффекты авиации» (1946), «Справочник по социологии» (1947, в соавторстве), «Техника и международные отношения» (1949, редактор) и др.
Колумбийская школа
Пауль Лазарсфельд (1901—1976) - Качественные и количественные методы в социологии. Социологи изучают человека вообще, а методолог — социолога в работе. Требовал единства количественных и качественных методов, чтобы не разделять теорию и практику.
Основные работы:«Математическое мышление в социальных науках» (1954),«Личное влияние» (1955),«Анализ латентной структуры» (1968),«Выбор народа» (1969).
Якоб Леви Морено (1892—1974) - Основоположник нового направления на стыке социологии, психологии и философии — социометрия (теория измерения межличностных отношений, исследование малых групп). Социометрию можно назвать антипозитивизмом. Социальная реальность по Морено — это совпадение внешнего представления общества и социометрической матрицы.
«Театр спонтанности» ,«Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе» , «Психодрама».
П. Сорокин
Французская социологическая школа (Школа Дюркгейма)- одно из ведущих направлений французской социологии к. 19 - первой половине 20 в., основанное Э. Дюркгеймом. Теоретическим и методологическим фундаментом школы стал позитивистский социологизм Дюркгейма, основные положения которого следующие: выделение социальной действительности как специфической сферы бытия и деятельности, самостоятельной по отношению к биологической (природа) или психической (внутренний мир индивида) действительности, принципиально важной, интегративной при изучении человека; утверждение объективного, надиндивидуального характера общества, его определяющей роли в регулировании индивидуального поведения, его функционального характера; определение социологии как самостоятельной, объективной, позитивной науки о социальной действительности, интегрирующей в себя все антропологические науки.
Социологизм Французской социологической школы противостоял таким авторитетным социологическим направлениям, как католическая социология (рассматривавшая общество как определенное следствие реализации Божьего промысла и библейских заповедей), социологический номинализм (сводивший социум к совокупности индивидуальных действий и мотивов), биологический и психологический редукционизм (определявший социальную действительность исключительно биологическими или психическими факторами), утверждая объективный, надиндивидуальный характер социальных процессов (в наиболее радикальном виде `обожествляя` общество).
Деятельность Французской социологической школы как ведущего направления французской социологии начала века оказала существенное влияние не только на формирование современных представлений о природе общества и связанной с ним теоретической проблематики, но и на формирование антропологической науки в целом, во многом определила облик современного функционализма, неомарксистской социологии, повлияла на становление франкфуртской школы.
Основные положения
· С точки зрения Французской социологической школы общество — это система нравственных связей между людьми, которые как бы навязывались им и обладали принудительной силой.
· Общество необходимо изучать через изучение социальных фактов причём только в категориях социального (социальные факты — явления социальной жизни, внешние по отношению к отдельным индивидуумам, не зависящие от их субъективных побуждений и обладающие в отношении этих субъектов принудительной силой).
· Сознание человека существует в двух формах: индивидуальное и коллективное, последнее при этом проявляется в виде «коллективных представлений», которые обеспечивают устойчивость общества.
· Функция культуры, в том числе и религии, заключается в том, чтобы через коллективные представления объединять общество
Школа Британской социальной антропологии. В силу практических потребностей Британской империи, социология в Британии занималась в основном изучением социоэтнографической проблематики. Это было необходимо для эффективного управления многочисленными колониями . и доминионами. Изучая этносоциологическую проблематику, социологи Лондонской школы экономики создали весьма плодотворное направление, которое впоследствии получило дальнейшее развитие в таких школах, как французский структурализм, теория социального обмена и др. Одним из первых создателей кафедры социологии Лондонского университета стал Эдвард Вестермарк (1862—1931), заложивший научные принципы социологического изучения различных этносов, на базе которых впоследствии сформировали свои концепции А. Р. Редклифф-Браун (1881— 1955) и Б. Малиновский (1886—1942).
Заслугой этой школы является формулирование принципов функционализма, определяющих возникновение и развитие социальных институтов в зависимости от потребности общества решать новые, все более сложные задачи, возникающие перед ним по мере развития. Этот подход впоследствии был детализирован и углублен структурным функционализмом, а также позволил выявить качественные различия между экономическими и социальными связями во взаимодействиях людей. Последнее направление затем развивалось в трудах Б. Ф. Скиннера, Д. Хоманса и П. Блау.
Немецкая школа социологии
Если для французской школы основными темами исследования были разделение труда, коллективное сознание и солидарность, религия и самоубийство, историческая динамика общества, то для представителей немецкой школы социологии таковыми являлись отчуждение труда, рациональность и бюрократия, эволюция капитализма и развитие общества, религия, социальные институты и общности, мотивация экономического поведения. Основные представители этой школы - выдающиеся немецкие ученые Г. Зиммель, Ф. Теннис и М. Вебер.
Франкфуртская школа была основана в 1930. В 1933 переехала в США. Основные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм. Методологические принципы:
1. Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов (в Дюркгеймовском смысле).
2. Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.
3. Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.
Направленность трудов ученых Франкфуртской школы — в основном на критику капиталистического общества.
Теория социальных систем.
Социальная система — целостная структура, основным элементом которой являются люди, их взаимодействия, отношения и связи. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе на основе совместной деятельности людей, переходя из поколения в поколение.
Система при взаимодействии с внешней средой способна изменить отношения элементов, т. е. свою структуру, представляющую сеть упорядоченных и взаимообусловленных связей между элементами системы.
Существенными характеристиками любой системы являются целостность и интеграция структурных элементов. Специфика социальной системы заключается в том, что ее элементами (компонентами) являются индивиды, группы, социальные общности, поведение которых детерминируется определенными социальными позициями (ролями).
Толкотт Парсонс (1902—1979) — американский социолог-теоретик, глава школы структурного функционализма, один из создателей современной теоретической социологии и социальной антропологии. - «О структуре социального действия», «К общей теории социального действия», «Система современных обществ».
Т. Парсонс рассматривает общество как систему, считая при этом, что любая социальная система должна отвечать четырем основным функциональным требованиям — адаптации, целедостижению, интеграцию и удержанию образца.
Разработал метатеорию — теорию действия, на её основе — теорию систем. Предложил структуру элементарного акта действия:
Агент (действующее лицо) = актор. Понимается не как организм, а как сознание, «Я».
«Цель» — такое будущее положение вещей, на которое ориентировано выполняемое действие.
Ситуация действия (она разбита на средства и условия). Средства контролируются, а условия нет.
Нормативная ориентация — ценностная оценка средств, которая накладывает ограничения.
Структурно-функциональный анализ — принцип исследования социальных явлений и процессов как системы, в которой каждый элемент структуры имеет определенное назначение (функцию). Функция в социологии — роль, которую выполняет определённый социальный институт или процесс по отношению к целому (напр., функция государства, семьи и т. д. в обществе).
Основные черты функционализма для самого общества таковы:
Общество рассматривается как система.
Процессы системы рассматриваются с точки зрения взаимосвязанности её частей.
Подобно организму система считается ограниченной (то есть в ней действуют процессы, направленные на сохранение целостности её границ).
Основные функции, которые должны выполняться в любой социальной системе:
Адаптация — система адаптируется к условиям.
Достижение цели — достижение конкретных целей и мобилизация средств для получение результатов.
Интеграция — связь между элементами.
Воспроизводство образца (латентность) — запас внутренней прочности (для социальных систем) и возможность выдерживать напряжение между элементами.
Теорию дорабатывал Роберт Мертон (1910—2003) - Ввел в социологию понятие «ТСУ» (Теория среднего уровня). Альтернатива теории Парсонса. ТСУ — теории, ориентированные на ограниченный круг явлений и подкрепленные эмпирическими данными (например, изучение преступности дает материал для теории девиации). Основная теорема функционального анализа: «Точно также, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции — так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями»
Основными понятиями теории структурного функционализма Мертона являются «функция» и «дисфункция». Функции — по Мертону, те наблюдаемые следствия, которые служат саморегуляции данной системы или приспособлению ее к среде. Дисфункции — те наблюдаемые следствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы или ее приспособление к среде. Три условия, входящие в требования функционального анализа Р.Мертона:
· Функциональное единство
· Функциональная универсальность
· Функциональная обязательность (принудительность)
Роберт Мертон выступил продолжателем Э. Дюркгейма, значительно дополнив его концепцию социальной аномии. «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И АНОМИЯ». «ЭФФЕКТ МАТВЕЯ В НАУКЕ». «ЯВНЫЕ И ЛАТЕНТНЫЕ ФУНКЦИИ».
Берталанфи (1901-1972) – автор идеи о необходимости системных и междисциплинарных подходов в науке. Первооснователь обобщённой системной концепции под названием «Общая теория систем». Постановщик системных задач - прежде всего, в сфере разработки математического аппарата описания типологически несходных систем. Исследователь изоморфизма законов в различных сегментах научного знания. Физические системы отличаются от живых образований тем что закрыты по отношению к внешней среде, тогда как живые организмы являются открытыми.
«Общая теория систем — Критический обзор»