Эмпирический и теоретический уровни социального исследования.
Эмпирические социологические исследования.В эмпирическом социологическом исследовании социолог имеет дело с отдельными фактами, фрагментами социальной реальности, ограничивается изучением частных явлений и процессов и по этой причине не может выяснить всей совокупности социальных связей, в которую включен данный фрагмент, выработать целостного представления об изучаемом предмете. Эмпирический уровень решают задачу изучения конкретных механизмов действия и форм проявления социальных законов и закономерностей в отдельных сферах социального целого. Эмпирические социологические исследования, давая конкретную развернутую информацию об изучаемых явлениях, опираются преимущественно на статистический анализ эмпирических данных, Однако любое эмпирическое исследование обязательно предполагает теоретическое осмысление изучаемых явлений и соответствующую интерпретацию полученных результатов.
Эмпирическое социальное исследование - это научная последовательность действий, которая называется эмпирической, когда исследуются факты опытным путем. Необходимо, чтобы исследование фактов носило интерсубъективный характер, а не субъективно-индивидуальный, и поддавалось проверке.
Предметом эмпирического социального исследования является анализ и объяснение социальных феноменов научными методами.
Особенность предметной области в том, что социальные феномены подвержены изменениям и являются очень обширными.
Применение эмпирических социальных исследований постоянно возрастает в коммерческих целях в экономических и маркетинговых исследованиях, в опросах общественного мнения.
Теоретические социологические исследования.В зависимости от цели исследования приоритет может быть отдан решению теоретических задач перед практическими, таких, как выяснение закономерностей функционирования изучаемых явлений, формулировка соответствующей, теории, уточнение понятийного словаря и т.д. Подобные исследования требуют соблюдения определённых правил: описание объекта на языке определенной теории, использования принятого в данной области понятийного аппарата, выполнения принятых в теоретическом исследовании норм формулирования гипотез и т. д. Упор на решение научных задач, свойственный теоретически ориентированным исследованиям, вовсе не исключает возможности разработки практических рекомендаций по изучаемой проблеме.
Социальные связи.
Социальные связи - это совокупность осознанных или неосознанных, необходимых и случайных, устойчивых и спонтанных зависимостей одних социальных субъектов и объектов от других, их воздействия друг на друга, это комплекс факторов, обеспечивающих совместную деятельность индивидов в социальных общностях, объединяя их в функциональное целое, способное к устойчивости и развитию.
По уровню прочности:
1) Социальные контакты – случайные краткосрочные связи, возникающие между людьми по незначительным/случайным поводам. Любой актор в них легко заменим.
2) Социальные взаимодействия – более прочная связь, возникающая вследствие взаимной деятельности. Акторов нелегко заменить.
3) Социальные взаимоотношения – очень прочные связи, возникающие по значительным, устойчивым поводам.
Ведущее значение имеет социальное взаимодействие, которое отличается от социального контакта сопряженностью систем действий партнеров по отношению друг к другу. Возобновляемостью и устойчивым интересом к ответным действиям партнера, главным образом, что делает его главным предметом социологического анализа.
В зависимости от частоты и продолжительности существования контакты могут быть временными (мимолетными, преходящими) и устойчивыми (прочными).
В зависимости от того, кто заинтересован в контакте, контакты могут быть также формальными и неформальными. Формальные - если заинтересованность, которая привела к контакту, основана на потребностях коллектива, если она возникла в процессе реализации институционализированных интересов, а неформальные - основана на индивидуальных потребностях лица.
В зависимости от того, что лежит в основе заинтересованности, различают личностные и предметные контакты. Личностные выражают заинтересованность личностными чертами или положением партнера, а предметные - заинтересованность каким-то предметом, который имеется у партнера.
В зависимости от характера общения личностей, между которыми возникла социальная связь, социальные контакты могут быть непосредственными (прямыми) и опосредованными. Непосредственные - это контакты, устанавливаемые визуально, а опосредованные - через различные средства коммуникации (письмо, радио, телевидение и др.).
Современные субкультуры.
Субкультура – это общность людей, чьи убеждения, взгляды на жизнь и поведение отличны от общепринятых. Субкультуры могут различаться по возрасту, расе, этнической и/или классовой принадлежности, полу. Субкультуры обычно возникают как оппозиция к ценностям более широкого культурного направления. Поклонники субкультуры могут демонстрировать свое единство посредством использования отличного от всех стиля одежды или поведения, а также специфических символов. Именно поэтому изучение субкультур обычно понимает под одним из этапов изучение символизма, касательно одежды, музыки и других внешних предпочтений поклонников субкультуры, а также способов трактовки тех же самых символов, только в доминирующей культуре. Если субкультуру характеризует систематическое противостояние доминирующей культуре, тогда ее определяют как контркультуру.
Однако не все субкультуры своей отличительной чертой считают внешний вид. Очень многие современные течения делают особый акцент на моральных или политических убеждениях, которые широкой публике уже не продашь. Кроме того, существуют как ультрареакционные субкультуры, так и те, которые практически не отходят от основного течения. Если не брать во внимание музыкальные предпочтения, представители субкультур могут отличаться от других людей своими взглядами на природу, человека, искусство, стиль жизни, уклад страны, моральные ценности.
Примеры субкультур:Хиппи, Панки, Гламур, Готы, Эмо, Хип-хоп, Рэгги и растафарай, Интернет-субкультуры, Скинхэды, Славянские субкультуры, Рокеры, Нью-эйдж, Аниме, Натуризм, Толкиенисты, Рэйверы.
Социальная стратификация.
Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатель по четырём основным критериям: 1. уровень дохода, 2. доступ к полит. власти, 3. уровень образования, (4. социальный престиж занятия.) Понятие страты заменяет понятие социального класса. С середины 20 в: рассеивание социальных классов.
С точки зрения Питирима Сорокина, социальная стратификация - это дифференциация некой совокупности людей на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев, ее сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
Порог бедности (Черта бедности, прожиточный минимум):мин. доход, приходящийся на душу населения, обеспечивающий соц. выживание человека
Масштаб бедности (уровень и коэффициент бедности):процентное отношение доли населения, живущей у порога бедности, ко всему населению.
Маргиналы(от lat. marginalis-вне общества, находящийся на краю): слои населения, находящиеся за пределами социальной лестницы или за чертой бедности, например нищие, бродяги, люмпен-пролетариат (тот, который даже не продаёт свой труд). Профессиональные нищие не являются маргиналами.
Маргинализация общества: болезнь современного общества, с ростом эффективности производства становится всё больше ненужных людей. Гл. причина маргинализации: потеря работы, социальная политика, ведущая к потери жилья àотсутствие документов. Личные факторы: развод, сиротство.
Основные причины стратификации:
1. гендерное разделение;
2. биологические факторы, как различия в способностях;
3. классовое деление, т.е. неравный доступ к ресурсам;
4. доступ или лишение экономических привилегий, политических прав и социальных льгот;
5. существование системы ценностей в соответствии с которой определяется важность видов деятельности.
Исторические типы стратификации:
1. Рабовладельческая - насилие
2. Кастовая – этн.разл-я
3. Сословная – юр.права
4. Классовая – соб-ть
Социальная мобильность.
- изменение положения в социальной структуре (П.Сорокин). Перемещение по социальной лестнице, изменение положения социальной структуры(относится как к отдельным людям, так и к социальным группам). Начало изучения социальной мобильности связано с именем П. Сорокина (1927г. «Социальная мобильность»).
Виды мобильности:
1) горизонтальная и вертикальная. Горизонтальная – перемещение индивида или социального объекта из одной социальной группы в другую, расположенных на одном и том же уровне, при этом социальное положение не меняется (смена конфессии, семьи, взглядов). Вертикальная – перемещение из одного социального пласта в другой (изменение соц.положения). В зависимости от направления вертикальной мобильности выделяют: а) восходящую мобильность (социальный подъём, повышение социального статуса), б) нисходящую (понижение социального статуса).
Индивидуальная и групповая.
3) интергенерационная (межпоколенная мобильность – изменение положения индивида в сравнении с положением родителей) и интрагенерационная (внутрипоколенная – изменение положения индивида по сравнению с его же предыдущим положением).
4)стихийная и организованная (перемещение по вертикали и горизонтали, управляемое государством). Может быть добровольной и недобровольной.
5)структурная – перемещение, связанное с изменением социальной структуры, вызванное изменениями в экономике и происходящее помимо воли и сознания индивидов и групп.
Факторы мобильности: брак, собственность, школа, служба/армия, церковь, политическая партия.
Объем – количество людей, переместившихся в вертикальном или горизонтальном направлении за установленную единицу времени
Дистанция мобильности - условная величина, на которую удалось переместиться индивиду или соц группе по соц. Лестнице.