Значение социального окружения для человека.
2. Понятия человек, индивид, личность.
Социализация.
Социальный статус, социальная роль.
Девиантное поведение.
Тесты для самопроверки
1. Что такое индивид?
а) Социальный статус человека.
б) Качество, которое отличает человека от животного.
в) Отдельный конкретный человек, единичный представитель человеческого рода.
г) Человек, обладающий от рождения определёнными социальными преимуществами.
2. В социологии понятие личность определяется как:
а) человек, который собственным трудом добился высокого положения в обществе, и реализовал свои идеи и замыслы, направленные на улучшение жизни людей.
б) системное качество индивида, определяемое его включённостью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении.
в) способность индивида к получению высшего образования.
г) человек, который ответственно выполняет все полученные поручения.
3. Кто не является личностью?
а) Закоренелый преступник.
б) Студент, отчисленный из института за неуспеваемость.
в) Человек, страдающий алкоголизмом.
г) Новорождённый ребёнок.
4. Кого называют феральными людьми?
а) Людей с дурным характером.
б) Девиантов.
в) Детей, воспитанных животными.
г) Послушных детей.
5. Что является самым необходимым условием, для формирования личности?
а) Наличие денежных средств.
б) Наличие социального окружения.
в) Наличие у человека доброго характера.
г) Наличие у человека необходимой для жизни профессии.
6. Что является институтом первичной социализации?
а) Церковь.
б) Армия.
в) Семья.
г) Суд.
7. Кто является агентом вторичной социализации?
а) Бабушка
б) Приходящая няня
в) Диктор телевидения
г) Сестра
8. Сколько продолжается социализация?
а) От рождения до школы.
б) Всё время учёбы в школе.
в) Всё время учёбы в школе и в высшем учебном заведении.
г) От рождения до старости.
9. Что является результатом процесса социализации?
а) Формирование темперамента.
б) Формирование личности.
в) Формирование характера.
г) Формирование девиации.
10. Что такое десоциализация?
а) Процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения.
б) Процесс овладения речью и первичными навыками общения.
в) Процесс приобщения к культурным ценностям и нормам.
г) Процесс овладения навыками чтения и письма.
11. Какой из перечисленных статусов является личным?
а) Студент высшего учебного заведения.
б) Рабочий железнодорожного депо.
в) Человек, принадлежащий к русской национальности.
г) Лидер в группе студентов.
12. Какой из перечисленных статусов является предписанным?
а) Преподаватель.
б) Студент.
в) Мужчина.
г) Интеллигент.
13. Как называется необходимость выполнять требования несовместимых социальных ролей?
а) Ролевой конфликт.
б) Ролевое поведение.
в) Ролевой набор.
г) Ролевой принцип.
14. Какое поведение называют девиантным?
а) Поведение, соответствующее принятому социальному статусу.
б) Поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм и правил.
в) Поведение, совпадающее с поведением большинства людей данного общества.
г) Поведение, соответствующее поведению животных.
15. Какая теория раскрывает причины девиантного поведения?
а) Теория меркантилизма
б) Теория монетизации.
в) Теория аномии.
г) Теория глобализации.
16. Назовите форму позитивной девиации.
а) Пьянство.
б) Самопожертвование.
в) Самоубийство.
г) Проституция.
17. Какими бывают социальные санкции?
а) Аффективными.
б) Нейтральными.
в) Инструментальными.
г) Формальными.
Темы для рефератов
1. Дети-маугли.
2. Причины девиантного поведения.
3. Проблема наркомании.
4. Проблема самоубийства.
5. Игромания – проблема современного общества.
Литература
Основная
1. Кон, И. С.Социология личности / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1967. - 383 с.
2. Кравченко, А. И.Социология: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. 020300 "Социология" / А. И. Кравченко ; МГУ, рек. УМО по классич. унив. образованию. - М. : Проспект, 2006. - 536 с.
3. Радугин, А. А.Социология: Курс лекций / А. А. Радугин, К. А. Радугин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Центр, 2001, 2000. - 244 с.
4. Смелзер, Н.Социология: учебное пособие / Н. Смелзер. - М. : Феникс, 1994.
5. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков [и др.] ; рек. М-вом образования РФ. - 2-е изд. - М. : Гардарики, 2003. - 512 с.
6. Тощенко, Ж. Т.Социология : учебник для вузов / Ж. Т. Тощенко ; рек. Мин. общ. и проф. образов., доп. УМО по классич. университетскому образ. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 640 с.
7. Фролов, С. С.Социология : учебник для вузов / С. С. Фролов ; рек. М-вом образования РФ. - 3-е изд., доп. - М. : Гардарики, 2003. - 344 с.
Дополнительная
1. Берн Э.Игры, в которые играют люди. М., 1988.
2. Дюркгейм Э. Самоубийство // Западно-европейская социология XIX-начала XX веков 1996г. С. 366
3. Кривошеев В.В. Особенности аномии в современном российском обществе // Социс. 2004. № 3.
4. Фромм. Э. Бегство от свободы. М., 1990
5. Шипунова Т.В. Проблема синтеза теорий девиантности // Социс. 2004. № 12.