БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации.
С лат. Коммуникация-«обмен, связь, разговор». Массовая коммуникация-это процесс распространения информации (знаний, дух. ценностей, моральных и правовых норм) с помощью технических средств (радио, язык, телевидение, электрон.ср-ва) на численно большие, рассредоточеные аудитории. В современном языке с МК отождествляют понятие МЕДИА с лат. «середина, посредник». Медиа рассматривается как механизм связи между отправителем и получателем сообщения, по средствам которого замыкается цикл информационного обмена. Впервые интерес к МК возник у М.Вебера 1четв.20 века. Сам термин МК впервые официально был использован в 1983г. в философском энциклопедич. словаре
МК невозможна без средств массовой коммуникации (смк)-это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информации на большие территории.
Зарубежные исследователи: В. Липпман « Общественное мнение», Лассуел « однонаправленная линейная модель», «теория волшебной пули», Адорно и Хоркхаймер « Диалектика просвещения», Лазарсфельд «теория миним. Эффекта», Берельсон «концепция удовлетворения потребностей», Шрамм «концепция соц. ответственности», Теория средства Маклюена, Теория повестки дня. Отечественные исследователи:Шестаков, Х.Алчевская, Рубакин Н., Б. Грушин, Е. Прохоров в 1992г. открыл кафедру Социологии МК в МГУ, сейчас МК изучают Российские институты : ВЦИОМ, РАМИР, Фонд Общественного мнения, Геллап-медиа.
МК ХАРАКТЕРЕЗУЕТСЯ:
1. Наличием технических средств, обеспечивающие регулярность и тиражированность передачи информации;
2. Соц-ой значимостью информации, способствующей повышению мотивированности МК;
3. Массовостью аудитории;
4. Многоканальностью, возможностью выбора коммуникатив.ср-в, обеспечивающих вариативность и нормативность МК.
СВОЙСТВА МК:
1. Диахронность-коммуникативное св-во благодаря кот. сообщение сохраняется во времени,
2. Диатопность-коммуникат.св-во, благодаря кот. сообщение преодолевает расстояния,
3. Мультиплицированость- комм.св-во, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием,
4. Симультантность-св-во, позволяющее представлять адекватным сообщение множеству людей одновременно,
5. Репликация- реализующее регулятивное воздействие МК на общество.
ФУНКЦИИ МК рассматриваются на 2 уровнях:
¨ На уровне социума,
¨ На уровне индивида
Функции МК в социуме:
1. Инфрмационные функции:инфоромирование о событиях и условиях жизни общества, информационное обеспечение инновационных процессов.
2. Функции социальной связи: интеграция происходящего, поддержка существующих норм, социализация, формирование общественного сознания.
3. Функции обеспечения преемственности: выражение образцов доминирущей культуры, выражение новых культурных направлений, поддержание общности соц-х ценостей.
4. Рекреативная функция:снижение соц. напряженности, создание возможности для отдыха и развлеч.
5. Функция мобилизации: организация коммуникаций актуальным целям в разных сферах общ. жизни .
Функции на уровне индивида:
1. Информционная: получ. Информации о событиях в обществе, обучение и самообразование, поиск советов для принятия решения.
2. Функция личностной идентификации:подкрепление индивид. Ценностей, получ. Сведений о моделях и нормах поведения, идентификация с ценностями др. моделей, достижение понимания самого себя.
3. Функции интеграции в обществе и общении:формирование основ для диалога соц. общения, сопереживание, возможность общения с семьей, друзьями.
4. Функции развлечения: эмоц. Разрядка, заполнение свобод. Времени, эскапизм, получ. Эстетич. Наслаждения, секс. Возбуждение.
Наряду с функциями МК могут реализовываться и дисфункции. Например, когда функция развлеч. Переходит в форму контроля сознания.
Структура массово-коммуникативного процесса:
1. Адресант
2. Адресат
3. Характер отношений между 1 и 2
4. Тема общения
5. Цель
6. Средство общения
7. Форма коммуникаций
8. Время, место общения
Эффективность МКопределяется свойствами:
¨ Представительность( т.е. чьи интересы выражает данная информация)
¨ Доступность
¨ Полнота информации
¨ Достоверность
¨ Своевременность
¨ Этичность
3 условия эффективности коммуникац. Процесса:
¨ единое понимание условий, при которых получ. И отправитель воспринимают информ.
¨ Процесс кодировки сообщения
¨ Декодировка сообщения
Также большую роль играют факторы соц-го характера:
¨ Наличие свобод. Времени
¨ Доступ к аудиовизуальным сетям
¨ Наличие денежных средств для приобретения СМК
¨ Уровень доверия субъектам соц. интересов чью т. зр. Выражают СМИ.
МОДЕЛИ МК:
Под моделью коммкникации понимают абстрактное представление процесса коммуникаций, выражающее взаимосвязь его основных компонентов. Существует 2 основных типа моделей МК:
1. Трансмиссионные(передающие). Акцент в них делается еа то, что МК-это процесс передачи информации от передатчика к приемнику в большинстве случаев однонаправленно.
2. Символические модели. МК с этой точки зрения-это акт общения, некий символический обмен, в котором пердающие и получающие стороны включаются в равной степени.
В первой модели исходные посылки связ. с математич. теориями. К. Шеннон и его модель:
Модель Лассуела:
Коммуникатор сообщение канал приемник с каким эффектом
2 тип модели: предполагает отказ от рассмотрения МК как линейной модели. На 1 план выходят проблемы значения и понимания диалогичности, социокультурног контекста в кот. Осущ. Коммуникация. Ключевым элементом являются символы, по средствам которых происходит обмен информацией, опытом, ценностей. Здесь основной задачей коммуникации является объяснение значений, воплощ. В символич. формах. Модель В. Шрамма:
КОДИРОВАНИЕ, СООБЩЕНИЕ КОДИРОВАНИЕ
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ,
ДЕКОДИРОВАНИЕ СООБЩЕНИЕ ДЕКОДИРОВАНИЕ