БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации.

С лат. Коммуникация-«обмен, связь, разговор». Массовая коммуникация-это процесс распространения информации (знаний, дух. ценностей, моральных и правовых норм) с помощью технических средств (радио, язык, телевидение, электрон.ср-ва) на численно большие, рассредоточеные аудитории. В современном языке с МК отождествляют понятие МЕДИА с лат. «середина, посредник». Медиа рассматривается как механизм связи между отправителем и получателем сообщения, по средствам которого замыкается цикл информационного обмена. Впервые интерес к МК возник у М.Вебера 1четв.20 века. Сам термин МК впервые официально был использован в 1983г. в философском энциклопедич. словаре

МК невозможна без средств массовой коммуникации (смк)-это специальные каналы и передатчики, благодаря которым происходит распространение информации на большие территории.

Зарубежные исследователи: В. Липпман « Общественное мнение», Лассуел « однонаправленная линейная модель», «теория волшебной пули», Адорно и Хоркхаймер « Диалектика просвещения», Лазарсфельд «теория миним. Эффекта», Берельсон «концепция удовлетворения потребностей», Шрамм «концепция соц. ответственности», Теория средства Маклюена, Теория повестки дня. Отечественные исследователи:Шестаков, Х.Алчевская, Рубакин Н., Б. Грушин, Е. Прохоров в 1992г. открыл кафедру Социологии МК в МГУ, сейчас МК изучают Российские институты : ВЦИОМ, РАМИР, Фонд Общественного мнения, Геллап-медиа.

МК ХАРАКТЕРЕЗУЕТСЯ:

1. Наличием технических средств, обеспечивающие регулярность и тиражированность передачи информации;

2. Соц-ой значимостью информации, способствующей повышению мотивированности МК;

3. Массовостью аудитории;

4. Многоканальностью, возможностью выбора коммуникатив.ср-в, обеспечивающих вариативность и нормативность МК.

СВОЙСТВА МК:

1. Диахронность-коммуникативное св-во благодаря кот. сообщение сохраняется во времени,

2. Диатопность-коммуникат.св-во, благодаря кот. сообщение преодолевает расстояния,

3. Мультиплицированость- комм.св-во, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием,

4. Симультантность-св-во, позволяющее представлять адекватным сообщение множеству людей одновременно,

5. Репликация- реализующее регулятивное воздействие МК на общество.

ФУНКЦИИ МК рассматриваются на 2 уровнях:

¨ На уровне социума,

¨ На уровне индивида

Функции МК в социуме:

1. Инфрмационные функции:инфоромирование о событиях и условиях жизни общества, информационное обеспечение инновационных процессов.

2. Функции социальной связи: интеграция происходящего, поддержка существующих норм, социализация, формирование общественного сознания.

3. Функции обеспечения преемственности: выражение образцов доминирущей культуры, выражение новых культурных направлений, поддержание общности соц-х ценостей.

4. Рекреативная функция:снижение соц. напряженности, создание возможности для отдыха и развлеч.

5. Функция мобилизации: организация коммуникаций актуальным целям в разных сферах общ. жизни .

Функции на уровне индивида:

1. Информционная: получ. Информации о событиях в обществе, обучение и самообразование, поиск советов для принятия решения.

2. Функция личностной идентификации:подкрепление индивид. Ценностей, получ. Сведений о моделях и нормах поведения, идентификация с ценностями др. моделей, достижение понимания самого себя.

3. Функции интеграции в обществе и общении:формирование основ для диалога соц. общения, сопереживание, возможность общения с семьей, друзьями.

4. Функции развлечения: эмоц. Разрядка, заполнение свобод. Времени, эскапизм, получ. Эстетич. Наслаждения, секс. Возбуждение.

Наряду с функциями МК могут реализовываться и дисфункции. Например, когда функция развлеч. Переходит в форму контроля сознания.

Структура массово-коммуникативного процесса:

1. Адресант

2. Адресат

3. Характер отношений между 1 и 2

4. Тема общения

5. Цель

6. Средство общения

7. Форма коммуникаций

8. Время, место общения

Эффективность МКопределяется свойствами:

¨ Представительность( т.е. чьи интересы выражает данная информация)

¨ Доступность

¨ Полнота информации

¨ Достоверность

¨ Своевременность

¨ Этичность

3 условия эффективности коммуникац. Процесса:

¨ единое понимание условий, при которых получ. И отправитель воспринимают информ.

¨ Процесс кодировки сообщения

¨ Декодировка сообщения

Также большую роль играют факторы соц-го характера:

¨ Наличие свобод. Времени

¨ Доступ к аудиовизуальным сетям

¨ Наличие денежных средств для приобретения СМК

¨ Уровень доверия субъектам соц. интересов чью т. зр. Выражают СМИ.

МОДЕЛИ МК:

Под моделью коммкникации понимают абстрактное представление процесса коммуникаций, выражающее взаимосвязь его основных компонентов. Существует 2 основных типа моделей МК:

1. Трансмиссионные(передающие). Акцент в них делается еа то, что МК-это процесс передачи информации от передатчика к приемнику в большинстве случаев однонаправленно.

2. Символические модели. МК с этой точки зрения-это акт общения, некий символический обмен, в котором пердающие и получающие стороны включаются в равной степени.

В первой модели исходные посылки связ. с математич. теориями. К. Шеннон и его модель:

БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru

БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru

БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru

Модель Лассуела:

БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru Коммуникатор сообщение канал приемник с каким эффектом

2 тип модели: предполагает отказ от рассмотрения МК как линейной модели. На 1 план выходят проблемы значения и понимания диалогичности, социокультурног контекста в кот. Осущ. Коммуникация. Ключевым элементом являются символы, по средствам которых происходит обмен информацией, опытом, ценностей. Здесь основной задачей коммуникации является объяснение значений, воплощ. В символич. формах. Модель В. Шрамма:

БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru КОДИРОВАНИЕ, СООБЩЕНИЕ КОДИРОВАНИЕ

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ,

БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru БИЛЕТ № 53Специфика массовой коммуникации. - student2.ru ДЕКОДИРОВАНИЕ СООБЩЕНИЕ ДЕКОДИРОВАНИЕ

Наши рекомендации