Управление карьерой работников

Профессиональная пропагандав организации имеет своей основ­ной целью придать более высокий статус работе в данной организа­ции, а также показать возможности профессионального и должност­ного роста. Главным методом пропаганды является метод убеждения, который предполагает доведение обоснованным и убедительным об­разом до потенциальных членов организации, до членов общества информации о положительных сторонах работы организации, о дея­тельности ее специалистов, о возможных путях ее развития. Эти ме­роприятия осуществляются посредством предоставления сообщений, содержащих положительную информацию о деятельности организа­ции, а также постоянного повторения этих сообщений, рассчитанных на самые широкие слои населения.

Реклама.В данном случае под рекламой мы будем понимать ком­плекс целенаправленных, тщательно спланированных мероприятий, направленных на привлечение внимания к работе в организации, фор­мирование интереса к профессии и области деятельности, формиро­вание установок на исполнение конкретных ролей в организационной структуре, закрепление сформированных установок. Рекламная кам­пания, имеющая целью обеспечение притока желающих работать в организации, представляет собой комплекс специальных информаци­онных продуктов, оформленных в виде сообщений, передаваемых по каналам массовой коммуникации в направлении целевых аудиторий, т.е. специалистов, в которых существует потребность согласно пред­варительным оценкам и результатам анализа организационной струк­туры. Реклама выделяет прежде всего привлекательные черты дан­ного вида деятельности и данной организации. Специфические осо­бенности исполнения отдельных ролей задействованы в другом ком­поненте работы по привлечению работников — профориентации.

Профессиональная ориентацияпредполагает более детальное (чем в пропаганде и рекламе) знакомство с организацией, конкрет­ными статусами и соответствующими ролями, а также с различными ситуациями, возникающими в ходе проведения работ. Потенциаль­ный работник данной организации должен получить наиболее полное представление о характере своей будущей деятельности и основных ролевых требованиях, предъявляемых к нему в конкретном статусе, о творческих возможностях при исполнении ролей в организации, о перспективах профессионального и должностного роста.

Наиболее распространенными формами профориентации являют­ся профессиональное консультирование и профессиональная инфор­мация. Последняя осуществляется путем проведения экскурсий, кон­курсов, презентации профессии, дней профессиональной ориентации, дней открытых дверей, предоставления информационных материалов, которые иллюстрируют различные стороны деятельности организа­ции, особенности выпускаемого продукта, выгоды и преимущества, которые получает персонал данной организации.

По результатам профориентации выделяется круг специалистов и исполнителей для последующего подбора персонала.

Подбор персонала— процесс, в ходе которого осуществляется оценка возможностей каждого потенциального работника успешно выполнять ролевые требования в условиях данного конкретного ста­туса. Речь идет об определении пригодности каждого соискателя для решения тех производственных задач, которые ставит руководство организации, иначе говоря, при подборе персонала решается проблема адекватного функционирования работника в тех производственных ситуациях, которые специфичны для вакантных статусов. Подбор персонала осуществляется по следующим основным параметрам:

· профессиональные качества, которые включают определенный уровень знаний и навыков в будущей деятельности;

· уровень общей культуры;

· личностные качества индивида, в частности способности и склонности к данному виду деятельности;

· психические качества, а именно: психическая устойчивость, способность преодолевать стрессовые ситуации;

· социально-психологические качества — способность к бесконфликтному общению, способность органично включаться в отношения власти и подчинения, характерные для данной организации;

· физические данные, которые могут оказаться весьма важными при выполнении некоторых видов деятельности в организации.

При соответствии наличных и потребных качеств у будущего работника принимается решение о включении его в структуру организации. Далее осуществляется расстановка подобранного контингента кадров.

Расстановка персонала— рациональное распределение персонала по конкретным рабочим местам, отвечающее требованиям организации как целого. Здесь основным моментом является соотнесение принятых работников и конкретных рабочих мест при условии соблюдения пра­вила совместимости ролей в организации, т.е. определение деятельнос­ти сотрудников в данных ролях с учетом влияния других ролей.

На этапе расстановки персонала особое внимание должно прида­ваться психологической и профессиональной диагностике, позволяю­щей оценить соответствие членов организации конкретным рабочим местам, рабочим инструкциям. Если установлено несоответствие соис­кателя вакантной должности, можно осуществить поиск другой долж­ности, подходящей для него. Кроме того, на этом этапе нужно оценить, вписывается ли новый член коллектива в культуру организации, под­держивает ли ценности и нормы, являющиеся основой организацион­ных взаимоотношений.

После завершения этапа расстановки персонала по рабочим местам, т.е. комплектования или пополнения персонала организации, специа­листы по работе с персоналом начинают строить свою деятельность, ориентируясь на работников, официально включенных в состав данной организации, преследуя при этом две основные цели:

1) формирование коллектива организации, его стабилизация и развитие;

2) создание резерва на замещение должностей, планирование ка­рьеры работников и их обучение.

Адаптация работников.За этапом расстановки новых работников следует этап адаптации новых членов организации к условиям деятель­ности. Процесс адаптации представляет собой первую фазу социализации. В ходе этого процесса члены организации привыкают к нормам организационной культуры, осваивают процедуры нормативного пове­дения (т.е. то, каким образом нужно следовать нормам культуры орга­низации), включаются в систему социальных отношений, характерных для данной организации, прежде всего отношений власти и подчине­ния, отношений с коллегами. Далее происходит первичное освоение членами организации своих ролевых требований и привыкание к ним. Однако в процессе адаптации не наблюдается интернализации работ­ником ролевых и нормативных требований, предъявляемых к нему трудовой деятельностью, а также консолидации индивида с коллекти­вом, поскольку у него только начинает формироваться ощущение при­частности к организации как к социальной группе.

На этапе адаптации осуществляется обучение персонала, касаю­щееся в первую очередь освоения ролевых обязанностей. При этом конечной целью обучения является освоение навыков деятельности на таком уровне, при котором выполнение наиболее простых действий переходит на стадию автоматизма, а обучение более сложным действи­ям позволяет реализовать ролевые функции в стандартных ситуациях.

Необходимое условие успешной адаптации работников — эффективная мотивация. Каждый новый работник в ходе адаптации должен понять систему мотивации в организации на собственном опыте, т.е. работник должен представлять себе, какое вознаграждение он получит за выполнение той или иной работы, а также получать удовлетворение от этого вознаграждения.

Комплексная профессионально-психологическая оценка членов организации.Для того чтобы определить эффективность адаптации, а также степень готовности персонала к продуктивной деятельности в рамках организации, служба по работе с персоналом периодически проводит профессионально-психологическую оценку работы членов коллектива. Оценка должна проводиться по трем основным блокам: профессиональная подготовка, личностные качества и способности, от­ношения с другими членами организации. В некоторых организациях оценивают также степень включенности индивида в коллектив подраз­деления организации, его соответствие культурным нормам организа­ционной субкультуры, его потенциальные возможности для самостоя­тельной работы или занятия более высокой должности.

Результатами профессионально-психологической оценки являются три заключения работников службы по работе с персоналом:

1) соответствует перспективам организации;

2) соответствует рабочему месту и должности (должностное соответствие);

3) не соответствует рабочему месту и должности.

Соответствие перспективам организации означает, что член организации пригоден для деятельности и соответствует перспективным целям, т.е. он способен работать в условиях постоянных организацион­ных изменений, может проявлять гибкость и творческий подход в своей деятельности. Как правило, такие работники после процедуры оценивания зачисляются в резерв на выдвижение на вышестоящие должнос­ти и профессиональное продвижение. Этот контингент работников проходит дополнительное обучение на более высоком уровне и специ­альную практическую подготовку, включая овладение новыми, пер­спективными способами деятельности. После данного этапа члены ор­ганизации, соответствующие ее перспективам, готовы для выдвижения и профессионального продвижения.

Соответствие работника своему месту и должности означает, что этот работник может вполне продуктивно работать на занима­емом им месте, выполнять ролевые требования и обязательства. Однако его подготовка и способности не позволяют ему занимать более высокую должность, эффективно работать в измененных ус­ловиях или в ситуации неопределенности. В связи с этим работа с данной категорией сотрудников заключается в совершенствова­нии их рабочих качеств, которые могут стать основой для после­дующей ориентации работника на перспективу организации, и одновременно в поиске других рабочих мест, на которых данный работник мог бы работать на перспективу организации. Если такое место находится, осуществляется кадровое перемещение. Во мно­гих организациях в качестве мотивации таких работников высту­пает практика перевода кандидатов в резерв для выдвижения или профессионального продвижения.

Несоответствие рабочему месту и должности указывает на то, что служба персонала и руководство организации должны провести кор­рекцию деятельности работника, которая заключается в достаточно жестких указаниях и поправках, в усиленном контроле за его работой, а также в параллельном приобщении работника к нормам данной орга­низации. В случае неэффективной коррекции к работнику применяют­ся санкции — от легкого внушения до увольнения работника, что зави­сит от степени несоответствия работника рабочему месту и занимаемой должности.

После комплексной профессионально-психологической оценки проводится вторичная расстановка персонала организации с учетом выдвижения в резерв, перемещений и коррекции. Эта фаза работы с персоналом — заключительная, т.е. коллектив организации считается сформированным. В дальнейшем цикл работы с персоналом (или час­тью персонала) организации повторяется. Таким образом, работа с персоналом осуществляется непрерывно и, например, усиливается при возникновении в организации проблемных социальных групп.

Все указанные выше действия службы персонала реализуются с применением новейших психологических и социально-психологичес­ких методик оценки личностных качеств, трудовых навыков и способ­ностей и основных характеристик социальных групп.

Наши рекомендации