Марксизм (Н.И. Зибер, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин)

Марксистская социология представлена в России ортодоксалтьным марксизмом, легальным марксизмом и теорией марксизма, претендующей на пересмотр некоторых положений Маркса (Богданов и Бухарин).

Н.И. Зибер занимался переводами сочинений Маркса, комментариями к сочинениям. В кон. 70-х гг. Зибер опубликовал первый положительный отзыв на сочинения Энгельса. Утверждал, что диалектический метод, предлагаемый Марксом, является общей формой мышления применимого к более частным формам мышления. Зибер полагал, что метод, применяемый Марксом является лучшим образцом изучения «запутанных» экономических вопросов. Зиберу была свойственна натурализация диалектического метода, поскольку он считал его разновидностью естественного метода, применимого к анализу эволюции. Зибер не считал, что действия объективных исторических законов, открытых Марксом, должны быть подкреплены революционным вмешательством, т.к. эти законы действуют в силу жесткой необходимости. Зибер изучал вопросы экономики, экономических институтов, историю русской общины. Творчество Зибера повлияло на развитие земской статистики, кот. зарождалась в России в 60-70 гг.19в.

Г.В. Плехановбыл ортодоксальным марксистом и выступал против любых попыток его пересмотреть. Исторический материализм он рассматривает как методологию изучения общественных явлений, которая демонстрирует как именно следует анализировать причины тех / иных явлений. Плеханов пытается доказать, что Маркс дает научное обоснование социализма. Заслугой Маркса он считал то, что тот создал учение о человеке, которое является непрерывно изменяющимся в результате исторического развития, причина которого лежит вне человека. Излагая теорию исторического материализма, он обращается к вопросу о географической среде и обществу. В древний период истории человечества эта среда влияла на общество, а сейчас – нет. В связи с этим Плеханов критикует теорию факторов, которая не способна объединить все различные стороны общественной жизни. Теория факторов неправомерно рассматривает на одном уровне такие факторы как идеологию и экономику, хотя между ними существуют причинно-следственные отношения.

В.И. Ленинразрабатывает теоретические проблемы марксизма. После революции выступает с критикой позитивизма и махизма в социологии. Ленин рассматривал такие проблемы как проблема объективных законов общества, их сходство и различие от законов природы.

Ленин рассматривал проблему социального прогресса. признавал прогресс звеном наступательного развития мира. Это означало, что Ленин признавал поступательность и преемственность исторического развития в целом.

Ленин, опираясь на марксистскую теорию общественного развития, попытался ее расширить, рассматривая различные стадии развития капиталистического производства:

1. мелкотоварное;

2. мануфактурное;

3. крупная машинная инфраструктура;

Ленин обосновывает предмет марксистской социологии, утверждал, что идея материализма в социологии позволяет научно анализировать общество и его историю. Материализм (он же марксизм) дает объективные критерии, выделяя производственные отношения и тем самым позволяет применить к анализу общества общенаучный критерий повторяемости. По мнению Ленина, именно это позволяло перейти от описания и оценки общества и к научному анализу.

Марксистские положения о классовой природе государства Ленин применяет к анализу политических партий в тогдашней России. Он устанавливает взаимосвязь между их программой и экономическим положением членов той или иной партии.

Ленин рассматривает вопрос о методологии эмпирического исследования. Утверждает, что доказать ту или иную теорию можно лишь в том случае, если использовать факты, но факты взятые в целом, во взаимосвязи между собой.

2. неокантианство (Б.А. Кистяковский, П.А. Новгородцев)

П.А. Новгородцевявляется автором ценностной или нравственно-правовой концепции общества, согласно которой невозможно при изучении общественной жизни следовать позитивизму, поскольку систематизация или типология не может зафиксировать какой-либо социальный закон. Особенность общества и человека, как существа социального, состоит в том, что они не могут обойтись без понятия всеобщего долженствования или нормы. Поэтому общественная жизнь и ее изучение предполагает учет априорных требований и нравственности. Нормы права и морали должны и могут изучаться не только как социально-историческое явление, но и как психические переживания, как внутренний принцип личности. Для реализации такого понимания сущности общественной жизни Новгородцев предлагает соединить социологию с философией идеализма, а точнее с теорией общественного права, которая, по его мнению, характеризуется идеальными и априорными ценностями.

Новгородцев являлся представителем неолиберализама, который пытался соединить идею социализма с идеей правового порядка. Правовая система, независимая от экономического блага, должна обеспечить человеку достойное существование, что связано с созданием материальных условий, без которых невозможна свобода личности.

Б.А. Кистяковскийобосновал также идею теоретического осмысления правового социалистического государства. Основой для такого государства является развитие правосознания, ущербность которого в России связана с увлечением абстрактными методами решения проблем. В понимании права как социального явления, он следовал учению Канта и полагал, что право предназначено для установления и разграничения свободы отдельных личностей. Правовая система представляет собой компромисс между существующими в обществе различными требованиями, исходящими от разных социальных групп. Т.о., современное государство основано на компромиссе, хотя этот компромисс совершен между наиболее влиятельными социальными группами.

3. Неопозитивизм (А.С. Звоницкая, К.М. Тахтарев)

А.С. Звоницкаязадумала, но не осуществила написать «Опыт теоретической социологии» в 4-х томах. Вышел только первый том, где изучалась концепция социальной связи. Звоницкая полагала, что в обществе между людьми возникают специфические отношения, которые она назвала общность сознания и деятельности. Разделяя точку зрения Тарда, Звоницкая полагала, что особенность этих отношений в том, что одно сознание передает содержание другому сознанию или одно подражает другому. Она считает, что именно это социопсихическое подражание и есть социальная связь. Но эта социальная связь имеет биологические основания.

Звоницкая полагала, что развитие личности невозможно вне социальных групп, т.к. социальное существо – человек, мысля себя, мыслит и другого. Т.о. развитие личности означает развитие самосознания, в котором Звоницкая усматривает аналогию с развитием общества. Самосознание проходит 3 стадии развития:

1. развитие знаний личности о группе и об окружающем мире;

2. синтез знаний, полученных на 1-й стадии или самосознание, которое противопоставляется внешнему миру;

3. характеризуется формированием предположения, что такие же синтезы имеются и у других людей, а также тем, что самосознание усматривает сходство в других. На основе этих представлений формируются общества, состоящие из себе подобных. Именно 3 стадия и характеризует сущность социального, т.к. благодаря ему возможно совместное согласование деятельности, немыслимая без учета реакций других людей.

К.М. Тахтаревутверждал, что в социальных науках должен быть применим метод количественного измерения. Тахтарев сформулировал свое понимание социологии как науки, изучающей естественно-сложившееся и исторически-развивающееся «сожитие» людей, которые являются необходимыми участниками различных видов деятельности.

Тахтарев предлагает свою классификацию методов исследования:

1. общенаучные – те, которые входят в структуру индуктивно-дедуктивного изучения реальности (наблюдение, анализ, сравнение, систематизация, классификация, и т.д.)

2. особые социологические методы:

ü сравнительно-эволюционный;

ü диалектический;

ü аналогический;

ü статистико-социологический.

Наши рекомендации