Формула прогресса у Лаврова и Михайловского.
С точки зрения Лаврова прогрессивное развитие общества означает расширение солидарности и одновременно рост сознания и самосознания личности, причем одно другому не противоречит. Основная движущая сила прогресса – личность, характерной особенностью которой является ее критическое сознание. Суть этого сознания состоит в стремлении личности изменить существующую культуру и общество или переработать культуру мышлением. Поэтому подлинно историческое развитие общества начинается только с момента появления критически мысляще личности. По мнению Лаврова, направленность прогрессивного развития общества связана с превращением личности в социальную, общественную силу. В связи с этим процесс превращения проходит следующие стадии:
1. появляются отдельные носители новых идей;
2. критически мыслящие личности переходят к действиям;
3. превращение личности в социальную, общественную силу при условии создания партии. На этой стадии необходимо завоевание доверия широких слоев населения и пропаганда революционных идей.
Михайловский считал, что критерием прогресса является развитие личности. Целью исследования развития общества становится анализ процесса борьбы за индивидуальность. Этот анализ требует учета того места, которое занимает человек в ту или иную историческую эпоху. Т.о., Михайловский выделяет в зависимости от соотношения личности и общества 3 стадии прогрессивного развития общества:
1. объективно-антропоцентрическая – характеризуется простой кооперацией, отсутствием социальной дифференциации и уверенностью человека в том, что он находится в центре мира и все создано ради него.
2. эксцентрическая - характеризуется усилением разделения труда и тем, что в этих условиях целостность человека разрушается и сам он распадается на враждебные друг другу силы. Это приводит к утрате солидарности и сотрудничества, а также к тому, что совокупные способности отдельного человека представлены во множестве различных людей. Это стадия современного общества.
3. стадия будущего, грядущего – субъективно-антропоцентрическая стадия, принципом которой является принцип – «все для человека». А это возможно только в том случае, если люди вернуться к изначальному сотрудничеству и человек станет миром всех вещей, но уже сознательно. Это означает, что все метафизические представления сменяются новыми научными, позитивными взглядами.
Вопрос № 11. Особенности развития социологии в России в конце XIX – начале XX вв. Научные школы и направления. Социологическое образование.
Возникновение социологии в России обычно относят к концу 60-х гг. 19 в. Именно с этого момента в России появляются сочинения представителей отечественной социологии. К социально-историческим предпосылкам возникновения социологии относят, прежде всего, последствия преобразований российского общества нач. 60-х гг. (отмена крепостного права) В 60-х гг. российское общество переживало преобразования в социально-экономической и политической сферах. Процессы индустриализации повлекли за собой такие явления как миграцию и изменения социальной структуры общества. Все это было сопряжено с различными социальными проблемами., к которым оживился интерес. В связи с этим новая наука нередко рассматривалась как система знаний, способная ответить на актуальные вопросы современной российской жизни. Такое отношение к социологии было продиктовано также и тем, что наиболее влиятельным течением западной социологии в России в период возникновения этой науки был позитивизм. Социология рассматривалась как элемент критического сознания существующей реальности. Изменения, происходившие в общественной жизни, имели прямое отношение к проблематике русской социологии. Усиление социальной дифференциации и появление новых слоев (разночинцев) было связано с такой проблемой русской социологии как проблема места и роли интеллигенции в общественной жизни. Некоторые утверждают, что эта проблема характеризует русскую социологию как явление самобытное.
Идейно-теоретические предпосылки:
- Появление в Росси сочинений западных социологов, оказавших влияние на русскую социологию.
Течения: 1) позитивизм;
2) марксизм.
Влиятельность позитивизма в годы возникновения социологии в России связано с тем, что позитивизм воспринимался не только как система знаний, но и как средство исследования общества на строго научной основе. Это было связано также с тем, что в России существовало критическое отношение к богословским моделям общественной жизни.
- На самобытность социологии повлияла русская журналистика и литература, которые обращались к анализу социальных проблем, нередко содержали критику существующих отношений, опирались на художественно-методологическую основу, которая позволяла в литературе воссоздавать детальный образ общества.
- Социально-философская мысль в России, которая обращалась к анализу проблем, вошедших затем в структуру социологического знания
Основные школы и направления русской социологии кон. 19 – нач. 20 вв: