Вопрос 13 Культура как ценностно-нормативная система.
Культура-это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм совокупность способов и приемов человеч. деятельности, объективир. в предмети. матер. Носителях и передоваем. Последующим поколениям.
6 основных типов опред культуры:
1 описательные
2 исторические
3 нормативные
4 психологические
5 структурные
6 генетические
Культура – это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассмаптриваемое в неразрывной связи с матер. Объектами, используем. Как орудийная часть этого поведения. Культура дает возможность функционировать в соц. Мире.
Компоненты культуры:
- Нормыправила поведения, ожидания и стандарты, регулирующ. Взаимод-я между людьми в опред. Ситуациях, указывающ. На дозволен. И недозволен. Поведение в опред ситуациях. Они становятся стандартами, критериями оценки.
- обычаи и представления-привычн. иобыден. условности, кот-м мы не придаем нормальн. значения.
- нравы, те кто их наруш. Считаются злыми, порочными. Наказание суровые, источник законов.
-законы-это правила, кот-е проводятся в жизнь людей спец. Полит ф-цией. Быстроизменяемы.
- Ценности – общие представления, разделяемые большей частью общ-ва, относительно того, что желательно, правиль но и полезно. Ценности носят общ. и абстрактный характер. Иногда различн. Нормы базир на одних и тех же ценностях. Ценности измен. от поколения к поколению.
- Символы и язык. Символы-это действия или объекты, кот-ые восприним. Общ-м как эквивалент чего-то другого. Самые важные символы содержатся в языке – сос структурир система звуковых образцов с конкретн. и однородн. смыслом.
- Язык – это основн способ создавать культуру ипередавать ее из поколения в поколение.
Вопрос 14 Личность как система.
Личность-человек,который обладает системой соц качеств,т е способн к общению,самост деят-ти и ответ-ти.
Личностью не рождаются,а становятся к 14 годам.не каждый человек становиться личностью .
Личность-это сложная система,потому что она состоит из биологич,психогич,и соц компонентов
- Имеет множество я
- Выполняет множество ролей
Личность
- Био(физ)
- Психо(темперамент,способности,характер,эмоции,чувства)
- Социо(ответственность,деятельность,общение)
БИО S-R(стимул-реакция)-у животных
S~P~R-человек
(стимул-персона-реакция)
ПСИХО(з.фрейд)
Id(оно)-ego(я)-super ego(сверх я)
Оно-бессознательное,инстинктивное
Я-иде тичность самому себе.осознание
Сверх я-моральные императивы,которые устанавл об-ом.
Оно=хочу
Сверх я =надо
Я=выбор
Я бывают:
- Индивидуальные(наличное от природы,Желаемое( какими хочу быть)Представляемое
- Социальное(какие мы в об-ве)
- Субъективное
- Зеркальное
Вопрос 15 Социализация.
Становление личности происходит в процессе социализации.
Социализация – это усвоение человеком соц норм, традиций, видов поведения в данном общ-ве.
Общ-во взаимодейств. С личностью и наоборот.
С одной стороны: передача обществом своего опыта человеку, с др стороны усвоение человеком этого опыта.
Этапы социализации:
-дотрудовая
-трудовая
-послетрудрвая
Формы социализации:
-Адаптация
-Интеграция
-Воспитание (воздействие на дух и физич развитие)
Агенты социализации - это конкретные люди, ответств. за обучен. культ. нормам. (родители, учителя, церковь)
Институты соц-ии – это те соц. учреждения, которые влияют на процесс трансляции (передачи) соц-ных норм.
Если человек утрачивает соц. нормы и ценности, то с ним происходит десоц-ция.
Если человеку приходится усваивать новые нормы и ценности – это ресоц-ия.
Вопрос 16 Социальные роли
Личность есть система,т к выполняет множ-во ролей.
Роль-стандартизированные социальные роли формирующиеся общ-ом по мере своего развития.
Роль студента появ в 12 веке
В любом обществе существует матрица ролевых отношений. на основе ролевых отношений формир ролевые предписания ,а на основе предписаний складыв сис-ма ролевых ожиданий.
Особенности соц ролей:
- Не обусловлена свойствами индивида
Однако выполнение соц роли заключ в проявлении индивид-личностных черт
- Каждая личность выполняет несколько ролей
- Личность всегда автономна от любой роли
- Выполнение роли зависит от
- Ролевых установок(готовность выполнять роль)
- Ролевого понимания
- Ролевых способностей
- Ролевые ориентации
- Ролевые мотивы
Типы соц ролей:
- Предписанные(т е дан от рождения,пол,возраст,соц происхождение)
- Приобретаемые
Соц статус-соотносит положение чел-ка в общ-ве или в группе.
Статус зависит от соц-экономич,политич и демографич признаков,а так же от типа образования,занятий,стиля жизни и господств системы ценностей.
Каждый человек имеет несколько статусов:
- Предписанный(от рождения)
- Достигаемые(через собств выбор)
- Позитивный(престижный)
- Негативный(по профессии или рассовой принадлежности)
Каждый человек имеет соц статус и личный статус
Соц. Статус показывает:
- Место человека в системе обществ отн
- Осн функции личности как субъекта общ отношений
- Деят-ть личности в осн сферах жизни
- Оценка деят-ти личности со стороны об-ва
- Самооценка личности
Не проигрывает как роль ,а завоевыв личностью