Вопрос 13 Культура как ценностно-нормативная система.

Культура-это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм совокупность способов и приемов человеч. деятельности, объективир. в предмети. матер. Носителях и передоваем. Последующим поколениям.

6 основных типов опред культуры:

1 описательные

2 исторические

3 нормативные

4 психологические

5 структурные

6 генетические

Культура – это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассмаптриваемое в неразрывной связи с матер. Объектами, используем. Как орудийная часть этого поведения. Культура дает возможность функционировать в соц. Мире.

Компоненты культуры:

  1. Нормыправила поведения, ожидания и стандарты, регулирующ. Взаимод-я между людьми в опред. Ситуациях, указывающ. На дозволен. И недозволен. Поведение в опред ситуациях. Они становятся стандартами, критериями оценки.

- обычаи и представления-привычн. иобыден. условности, кот-м мы не придаем нормальн. значения.

- нравы, те кто их наруш. Считаются злыми, порочными. Наказание суровые, источник законов.

-законы-это правила, кот-е проводятся в жизнь людей спец. Полит ф-цией. Быстроизменяемы.

  1. Ценности – общие представления, разделяемые большей частью общ-ва, относительно того, что желательно, правиль но и полезно. Ценности носят общ. и абстрактный характер. Иногда различн. Нормы базир на одних и тех же ценностях. Ценности измен. от поколения к поколению.
  2. Символы и язык. Символы-это действия или объекты, кот-ые восприним. Общ-м как эквивалент чего-то другого. Самые важные символы содержатся в языке – сос структурир система звуковых образцов с конкретн. и однородн. смыслом.
  3. Язык – это основн способ создавать культуру ипередавать ее из поколения в поколение.

Вопрос 14 Личность как система.

Личность-человек,который обладает системой соц качеств,т е способн к общению,самост деят-ти и ответ-ти.

Личностью не рождаются,а становятся к 14 годам.не каждый человек становиться личностью .

Личность-это сложная система,потому что она состоит из биологич,психогич,и соц компонентов

  • Имеет множество я
  • Выполняет множество ролей

Личность

  • Био(физ)
  • Психо(темперамент,способности,характер,эмоции,чувства)
  • Социо(ответственность,деятельность,общение)

БИО S-R(стимул-реакция)-у животных

S~P~R-человек

(стимул-персона-реакция)

ПСИХО(з.фрейд)

Id(оно)-ego(я)-super ego(сверх я)

Оно-бессознательное,инстинктивное

Я-иде тичность самому себе.осознание

Сверх я-моральные императивы,которые устанавл об-ом.

Оно=хочу

Сверх я =надо

Я=выбор

Я бывают:

  • Индивидуальные(наличное от природы,Желаемое( какими хочу быть)Представляемое
  • Социальное(какие мы в об-ве)
  1. Субъективное
  2. Зеркальное

Вопрос 15 Социализация.

Становление личности происходит в процессе социализации.

Социализация – это усвоение человеком соц норм, традиций, видов поведения в данном общ-ве.

Общ-во взаимодейств. С личностью и наоборот.

С одной стороны: передача обществом своего опыта человеку, с др стороны усвоение человеком этого опыта.

Этапы социализации:

-дотрудовая

-трудовая

-послетрудрвая

Формы социализации:

-Адаптация

-Интеграция

-Воспитание (воздействие на дух и физич развитие)

Агенты социализации - это конкретные люди, ответств. за обучен. культ. нормам. (родители, учителя, церковь)

Институты соц-ии – это те соц. учреждения, которые влияют на процесс трансляции (передачи) соц-ных норм.

Если человек утрачивает соц. нормы и ценности, то с ним происходит десоц-ция.

Если человеку приходится усваивать новые нормы и ценности – это ресоц-ия.

Вопрос 16 Социальные роли

Личность есть система,т к выполняет множ-во ролей.

Роль-стандартизированные социальные роли формирующиеся общ-ом по мере своего развития.

Роль студента появ в 12 веке

В любом обществе существует матрица ролевых отношений. на основе ролевых отношений формир ролевые предписания ,а на основе предписаний складыв сис-ма ролевых ожиданий.

Особенности соц ролей:

  • Не обусловлена свойствами индивида

Однако выполнение соц роли заключ в проявлении индивид-личностных черт

  • Каждая личность выполняет несколько ролей
  • Личность всегда автономна от любой роли
  • Выполнение роли зависит от
  1. Ролевых установок(готовность выполнять роль)
  2. Ролевого понимания
  3. Ролевых способностей
  4. Ролевые ориентации
  5. Ролевые мотивы

Типы соц ролей:

  • Предписанные(т е дан от рождения,пол,возраст,соц происхождение)
  • Приобретаемые

Соц статус-соотносит положение чел-ка в общ-ве или в группе.

Статус зависит от соц-экономич,политич и демографич признаков,а так же от типа образования,занятий,стиля жизни и господств системы ценностей.

Каждый человек имеет несколько статусов:

  • Предписанный(от рождения)
  • Достигаемые(через собств выбор)
  • Позитивный(престижный)
  • Негативный(по профессии или рассовой принадлежности)

Каждый человек имеет соц статус и личный статус

Соц. Статус показывает:

  • Место человека в системе обществ отн
  • Осн функции личности как субъекта общ отношений
  • Деят-ть личности в осн сферах жизни
  • Оценка деят-ти личности со стороны об-ва
  • Самооценка личности

Не проигрывает как роль ,а завоевыв личностью

Наши рекомендации